Дополненная, смешанная, виртуальная реальность — итоги 2015 года

452

HG final 2015

Последние числа года — обычное время для подведения итогов, расстановки знаков препинания, завершения периодов. Но стоит ли вообще говорить об итогах, если то, что мы делаем — лишь начало большого пути? Пожалуй, стоит, ведь подсчёт количества ступеней в дороге на вершину помогает сохранить опыт и получить заслуженное удовольствие от достигнутого, чтобы накопить силы на новую высоту.

Наша молодая отрасль учит: победители внимательны к пройденному, делают позитивные выводы и не ждут, когда после очередной захлопнувшейся двери сами откроются новые. Мы вырезаем их в породе, чтобы после нас в них могли заходить миллионы других. Три направления — дополненная, виртуальная и смешанная реальность — это настоящие новые реальности. Они вовсе не созданы для того, чтобы заменить человеческую жизнь на суррогат, стать причинами рабства или зависимости, орудиями пропаганды. Это свободные миры, в которых мы можем делать всё, что позволяет бесконечный творческий потенциал человека. Они наполнятся тем, что сотворят первые демиурги; быть может, именно ваша мысль станет основой чего-то великого. Какой бы неосуществимой она ни казалась, в реальностях Голографики преодолимо всё. Процесс творения пошёл.

ptc vuforia

За последние 12 месяцев отрасль сделала десятки крутых поворотов. Для дополненной реальности двумя самыми важными стали приобретения компании Metaio гигантом потребительской электроники Apple и AR-подразделения Qualcomm — Vuforia — международным разработчиком программного обеспечения для двухмерного и трёхмерного проектирования Parametric Technology Corporation (PTC). В первом случае мы так и не узнали почти никаких деталей сделки — девелоперские решения Metaio, популярные у производителей дополненной реальности, просто ушли с рынка, забрав с собой крупную отраслевую конференцию insideAR (спасибо, Apple), зато в PTC поступили куда более демократично, сохранив линейку Vuforia и продолжив работу над её развитием вместе с интеграцией технологий в интернет вещей.

2787343-hololens7

Рынок не может жить одними внутренними сделками, хотя они и будоражат воображение. Заметный скачок произошёл также в области устройств и программного обеспечения для конечных пользователей, которыми пока являются не покупатели интернет-супермаркетов, а юридические лица. Microsoft сделала большой шаг в популяризации термина «смешанная реальность», представив несколько красочных демонстраций возможностей HoloLens, а затем анонсировав их релиз для разработчиков. Google кормила нас скромными утечками о характеристиках и корпоративной направленности новых Glass, а под бой курантов пробоину дала бюрократическая труба FCC, в результате чего к нам в руки попали официальные фотографии Glass 2. Epson представила новое поколение очков дополненной реальности серии Moverio — BT-2000, которые адресованы промышленникам. Vuzix всё это время рассказывала о новых партнёрствах — с TNT Innight, Ubimax, DHL, ESSERT и другими крупными компаниями. А Magic Leap стала самым богатым стартапом в истории IT-бизнеса, получив полтора миллиарда долларов на развитие.

2882142-oculus-rift-8

Тем временем на рынке виртуальной реальности наметилась революция. Первый флаг на баррикады борьбы с престарелым «мониторным» геймингом поставила Oculus VR. В июне она, заручившись поддержкой Microsoft в целом и Xbox One в частности, анонсировала долгожданные потребительские VR-очки Rift. К концу года мы узнали, что они могут стать дороже, чем задумывалось, но покупатели получат впридачу игру «EVE: Valkyrie» и геймпад Xbox, который будет выполнять роль самого удобного и официально рекомендованного устройства управления для VR-софта до выхода Oculus Touch.

morpheus

Следом с большой кучностью анонсами игр виртуальной реальности начала бомбардировать Sony, в которой решили сделать переименованные очки Morpheus самой серьёзной причиной купить PlayStation 4. Ну и что, что в довесок вам достанется дополнительный вычислительный блок размером с Wii? Зато действие игр будет происходить вокруг вас с частотой 120 герц. Будущее PlayStation VR заворожило не только игроков: например, Capcom пообещала выпустить игровой движок специально под очки Sony.

nintendo1

Выпад в сторону Nintendo с её Wii получился случайно — его позволил себе западный журналист. Но удар попал в точку. Дело в том, что в Nintendo виртуальную реальность считают туманной перспективой для того типа бизнеса, к которому привыкли японцы. Она «недостаточно социальная и весёлая». Вот только именно социальный аспект наиболее сильно интересует главную компанию VR-отрасли Facebook, которая уже сделала возможным просмотр сферического видео в ленте своей соцсети, представила социальный сервис специально для платформы Oculus и намерена к 2025 году сделать Rift народными телепортами. Войдёт ли консоль Nintendo NX в существующий тренд или снова откроет собственный, как сделала это с пространственным позиционированием Wii? Посмотрим в 2016-м.

Возможно, именно так будут выглядеть новые Vive

Со стороны ПК-игр Rift и (кто знает?) PlayStation VR поджимает альянс HTC и Valve с передовым устройством Vive, продажи которого начнутся в апреле 2016 года — после продаж очков Oculus. Во-первых, Vive будут официальным представителем крупнейшего магазина игр Steam, а во-вторых, их разработчики готовят некий значительный технологический прорыв, о котором расскажут на CES 2016.

OSVR

Консорциум Open Source Virtual Reality (OSVR) в ответ на все анонсы именитых конкурентов может с гордостью заявить: «Зато у нас есть окулография». И правда, ничего подобного конкуренты пока не умеют.

AMD_LiquidVR_1

Однако качественные игры без поддержки со стороны производителей графических адаптеров не реализовать, что с окулографией, что без, поэтому AMD и Nvidia выкатили собственные инструментарии для создания VR-проектов. Позиции AMD здесь защищает LiquidVR, а её конкурент наступает с GameWorks VR.

jaunt-one-vr-camera-neo-6

Пару играм на рынке виртуальной реальности составляет видео. Очевидно, его удобно смотреть VR-очках, даже если оно «плоское», но уже сейчас контент создаётся с учётом особенностей и возможностей новой медийной среды. Для съёмок требуется соответствующее оборудование, и самыми громкими новостями для профессиональных создателей видео стали анонсы VR-камер. Пока GoPro снимает сливки, выступив стандартом де-факто для сферических кейсов с камерами, правление балом перехватывают Nokia, Jaunt и Lytro. Две последние особо подчёркивают свои близкие отношения со световыми полями, так что скоро мы будем не просто оглядываться в видео, но и ходить в нём.

Сотни других новостей, статьи на актуальные для отрасли темы, эксклюзивные интервью, лучшие видео и образовательные материалы вы всегда сможете найти на наших страницах. А сейчас самое главное.

Happy new year with Holographica

2015 год стал особым для Голографики не только потому, что явился годом удивительных достижений в области столь любимых нами реальностей, но и потому, что это первый год её существования. Наши усилия по развитию русскоязычного технологического сегмента, в течение трёх лет отдававшиеся ресурсу ARNext.ru, сделали возможным множество интересных проектов и партнёрств и в результате привели к созданию более продвинутого сообщества Holographica.space. Сегодня я как его представитель имею честь поздравить вас с Новым годом.

Спасибо за то, что остаётесь с нами. В 2016 году вас ждёт намного больше интересного. Голографика позаботится об этом.

Алексей Лисовицкий, главный редактор