От цифровой России к цифровой Земле: интервью с сооснователем Arcona Ильёй Коргузаловым

1301

Arcona сохраняла молчание с 2018 года, когда Голографика попросила компанию рассказать о технической стороне проекта оцифровки Земли. Я опасался, что один из самых интересных российских стартапов пал жертвой опережения своего времени. Тем больше было удивление, когда в марте 2020 года я неожиданно наткнулся на пост его сооснователя Татьяны Черных в Facebook, в котором она анонсировала успехи команды. 

Спустя несколько дней читатели Голографики узнали, что Arcona запускает глобальную акцию ко Дню Победы на базе, оказывается, уже опубликованной платформы для продажи цифровых территорий и мобильного приложения. Это определённо стоило интервью. 

Я связался с Arcona. На мои вопросы любезно согласился ответить сооснователь стартапа и его материнской компании Piligrim XXI Илья Коргузалов, который рассказал о стадии проекта, инвестициях, переменах, произошедших за последние два года, и свежих деталях разработки.

Илья Коргузалов

Илья, помогите мне правильно сформулировать современную концепцию проекта. 

Глобальная экосистема Arcona создана для того, чтобы поставить на поток производство AR-проектов и сделать технологию доступной и понятной каждому. Предельно простые инструменты, напоминающие привычный конструктор, позволяют любому пользователю создавать собственные виртуальные миры и демонстрировать их по всей планете. 

Чтобы развернуть полноценный AR-аттракцион в центре Токио, рекламную кампанию в Нью-Йорке или интернет-бутик в Париже, не нужно осваивать сложнейшие технологии, ехать на другой конец света или нанимать команду дорогих программистов. Достаточно лишь найти подходящий участок Цифровых территорий и дистанционно разместить на нём нужный контент — буквально на лету, не вставая с дивана.

Для этого платформа Arcona создаёт на поверхности планеты единый слой дополненной реальности — Цифровую землю. По сути, это виртуальный слепок, который точно копирует существующий ландшафт. Вся цифровая территория разделена на равные участки, каждый из которых имеет географические координаты в реальном мире и полностью подготовлен к размещению виртуального контента. Это конкретные места в красивейших городах, куда каждый день приходят тысячи людей — потенциальных зрителей.

На какой стадии сейчас проект, что представляет собой платформа?

Платформа запущена в феврале со стартовым функционалом. Пока под iOS-устройства. AR Viewer (так в компании называют приложение Arcona Augmented Reality World – прим. ред.) — основной браузер системы для демонстрации интерактивных проектов — уже в App Store.

Решена главная задача — устойчивое дистанционное размещение 3D-объектов на оцифрованных территориях. В настоящий момент пользователи Arcona могут удалённо размещать виртуальный контент. 

Пока система работает в стартовом режиме, они выбирают из коллекции 3D-моделей. Эти модели можно трансформировать на свой вкус: раскрашивать, наносить на них свои фото, изображения и логотипы либо делать любые надписи для исторической фотохроники начала работы Arcona. Всё это делается через личный кабинет в Мarketplace.

Сейчас проходят последние тесты по внедрению различных форматов пользовательских моделей: анимированные 3D-сцены, сферическое видео- и фотоматериалы и прочее. В течение месяца мы запустим эту функцию (публикации моделей пользователями — прим. ред.). Но если вы прямо сейчас хотите поставить свои модели, например, рядом с Троицким мостом в Петербурге или на Рамбле в Барселоне — это можно сделать в ручном режиме. Присылаете заявку, и за день-два мы разместим.

Пока авторского контента немного, все оцифрованные территории заселены экзотическими растениями, чтобы люди, скачавшие приложение, не скучали и уже сейчас могли увидеть дополненную реальность.

Удалось ли в итоге создать цифровую модель Земли? 

Городов уже гораздо больше. В рамках акции «Цифровой Парад Победы» мы оцифровываем сотни российских городов (в плане — до 1000), европейские столицы, освобождённые Советской армией, и столицы стран антигитлеровской коалиции. Во всех на центральных площадях будет размещена экспозиция бронетехники, но мы покрываем Цифровой землёй полностью все территории городов. Соответственно пользователи смогут не только переставлять танки на более подходящие места, но и ставить свои модели.  

Соответственно, можно сказать, что к началу мая цифровую модель России мы сделаем. Этот проект — огромный вызов для нашей системы. Он покажет, насколько стабильно и корректно работает платформа на таких огромных площадях.

Можно ли сравнить это с Magic Leap Metaverse?

Идеологически, конечно, можно. Мы стремимся к одной цели, к глобальному внедрению AR-технологии в повседневную жизнь. Но мы делаем основной акцент на обычном пользователе и стремимся дать ему предельно простые инструменты создания и размещения авторских AR-проектов в едином слое дополненной реальности, без программирования, без необходимости писать специальные приложения — максимально универсальные решения.  

Какие у вас конкуренты, кроме Magic Leap?

Идея формирования глобальных экосистем дополненной реальности буквально витает в воздухе, и в этом направлении работает множество стартапов и очень крупных компаний, включая Apple и Facebook. Уже разрабатываются универсальные стандарты для AR-платформ, такие как OpenXR. Есть команды, которые далеко продвинулись в 3D-моделировании мира, к примеру, 6D.ia, недавно купленная Niantic. Однако большинство таких проектов в начальной стадии разработки, а мир Arcona уже открыт для пользователей.

Кроме того, в отличие от подавляющего большинства проектов, мы нацелены не на профессиональных разработчиков, а на конечного пользователя — человека, который с помощью нашей платформы сможет создавать собственные проекты и делать это удалённо.

А какую пользу Arcona может принести пользователям прямо сейчас?

Собственно, сейчас вы можете размещать свой контент. Наши пользователи уже успели поэкспериментировать с созданием поздравительных посланий, размещением логотипов и рекламных постеров на наших AR-билбордах. Один из землевладельцев Arcona готовит большой арт-проект на своих территориях. На землях системы в настоящее время создаётся несколько исторических выставок и музейных реконструкций в разных городах России. 

Сколько сейчас пользователей?

Землевладельцев около 1,5 тысяч, участников краудфандинга — более 10 тысяч.  

Сколько стоит земля?

В среднем, участок земли, а это 100 квадратных метров, сейчас стоит $300. Дороже уходят территории, которые находятся в центральных частях мировых столиц, то есть особенно посещаемые, а значит перспективные для развития AR-проектов. Пока система находилась в разработке, мы проводили регулярные аукционы для пользователей и уже составили рейтинг самых востребованных городов. Это прежде всего Нью-Йорк, Токио, Париж.

Кроме того у нас разработан алгоритм оценки земель, в котором учитывается множество факторов. Среди них географические особенности, места притяжения пользователей, сведения о пешеходном и автомобильном трафике и даже об экономическом и социальном положении населения конкретной территории. В горизонт анализа могут быть с лёгкостью включены любые критерии, необходимые для оценки конкретного актива и важные для покупателя. Это очень полезный продукт для наших землевладельцев, у которых по-прежнему есть возможность продавать участки, организовав собственные аукционы в Marketplace.

Пока экосистема только развивается, все продажи от системы идут в ручном режиме. При оценке земли мы всегда учитываем размеры территорий (чем больше, тем дешевле), а также проекты, которые наши пользователи хотят создавать на своих территориях. Если это по-настоящему интересный контент, который будет способствовать развитию Arcona и популяризации AR-технологии в целом, то цена чисто символическая. Нам важно, чтобы мир Arcona как можно быстрее наполнился  эффектными и увлекательными для пользователя инсталляциями.

Маркетплейс Arcona

Что можно разместить на своей территории? Каковы требования к контенту?

Любые виртуальные модели в формате .fbx собственного производства или купленные в библиотеках. Платформа поддерживает анимацию, визуальные эффекты, аудио- и видеоклипы. Для самых простых решений в цифровом мире размещены билборды и другие носители информации, на которых пользователь может установить фотографии прямо со своего смартфона.

Но конечно гораздо интереснее, когда проект несёт смысловую или эстетическую нагрузку. Сейчас самый популярный запрос от пользователей — размещение реконструкций всевозможных замков, усадеб, храмов. Которые когда-то были в их городах. Также люди хотят организовывать несложные квесты на свежем воздухе. Такие истории обычно привлекают зрителей и при хорошем исполнении имеют все шансы на монетизацию. В приложении уже встроена система донатов, которая поможет нашим пользователям быстрее окупать творческие эксперименты.

Расскажите о том, как модели привязываются к конкретным местам.

SDK Arcona Core определяет точное положение мобильного устройства в трёхмерном пространстве — координаты и углы поворота. Также детектируется плоскость, в которой будут размещаться виртуальные объекты. Серверы Arcona первоначально устанавливают контент пользователя на основе географической привязки по GPS/GLONASS, далее в процессе каждой сессии приложения происходит дополнительная оцифровка территории, что уточняет визуальную привязку и сводит к нулю погрешность спутникового позиционирования.

Если владелец участка хочет изначально идеальное качество позиционирования, он может сделать предварительную оцифровку с помощью обычного мобильного устройства и нашего приложения. Это занимает буквально несколько минут.

На каких технологиях базируется проект?

В основе платформы лежит SDK Arcona CV Core. Это уникальный набор инструментов для создания многопользовательских AR-приложений в условиях городской среды. Он базируется на технологиях ГИС, 3D-моделирования, искусственного интеллекта и компьютерного зрения, в частности оригинальных методах SLAM, разработанных нашей командой.  

SDK предоставляет широкий функционал безмаркерной локализации, позволяет автоматически оцифровывать поверхность Земли для размещения 3D-контента и даёт возможность гибкой кастомизации. Ключевые преимущества Arcona CV Core — это  уверенная работа как внутри, так и вне помещений, в том числе при различных погодных условиях, недостаточном освещении, перекрытиях камеры, быстрых движениях пользователя и в других сложных ситуациях, типичных для применения в городской среде. Кроме того, это возможность создания визуальных карт больших территорий и низкие требования к производительности устройств.

SDK изначально является кросс-платформенным. Уже реализовано пользовательское приложение для iOS на основе игрового фреймворка Unity. Сейчас ведутся работы по портированию на Android, после отработки всего функционала мы сможем перейти к AR-гарнитурам.

Как работает монетизация?

За счёт продажи и аренды участков Цифровой земли, подготовленных для размещения AR-контента.

Можете раскрыть финансовые показатели проекта? Трудно поверить, что проект столько лет разрабатывается на средства основателей, это редкость в моей практике.

Действительно, проект стартовал ещё в 2013 году, и на начальном этапе нас поддержал Фонд предпосевных инвестиций Санкт-Петербурга, профинансировав компанию на 5 миллионов рублей. Уже в начале 2014 года мы получили первый крупный заказ от латышского агентства развития туризма на AR-реконструкцию Лудзенского замка. И далее наша команда создала целую серию парков дополненной реальности в России и Европе.

Были и другие менее масштабные проекты, средства от которых позволили нам работать и развиваться. Но, конечно, такая сложная и трудоёмкая задача, как создание собственной технологической платформы, потребовала дополнительных финансовых вливаний. 

У нас есть ряд инвесторов, в частности, в Испании. Также мы проводили краудфандинг, и все люди, поддержавшие проект, стали полноправными участниками нашей экосистемы. В общей сложности за эти годы компания получила около миллиона долларов финансирования.  

Новый презентационный ролик Arcona 2020 года

Есть ли у вас технологические партнёры в России или за рубежом?

Arcona очень заинтересована в интеграции различных проектов, которые смогут предложить интересные, а главное, полезные услуги пользователям нашей платформы. В первую очередь, это производство 3D-контента, алгоритмы визуализации и монетизации виртуального бизнеса.

В этом направлении действуют соглашения о сотрудничестве с английской компанией Admix.in — создателем абсолютно уникальной платформы для коммерциализации AR/VR-рекламы. Объединение наших технологий поможет сделать цифровые активы Arcona более прибыльными для каждого пользователя. 

Нашим партнёром также стала компания Holosee — создатель потрясающих реалистичных голограмм высокой чёткости. Они очень пригодятся создателям AR-проектов. 

Корпорация Antarezia Liang-Mint (Канад-Китай) планирует устанавливать на землях Arcona виртуальные банкоматы для финансовых услуг, которые помогут быстро и просто монетизировать любые проекты наших землевладельцев. 

Если говорить о глобальных проектах, то в технологическом потенциале платформы Arcona и обширном трафике системы сегодня очень заинтересованы производители AR-оборудования и разработчики технологии 5G. Сейчас активные переговоры о предустановках нашегоприложения ведутся с такими IT-гигантами, как Huawei, HTC и Samsung.

Мы постоянно ищем новые компании, которые сделают жизнь на Цифровых землях Arcona максимально интересной, насыщенной и комфортной для наших пользователей. А для партнёров Arcona — это идеальная площадка для продвижения их идей и масштабирования бизнеса на международные рынки.

Не пропускайте важнейшие новости о дополненной, смешанной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в TelegramВКTwitter и Facebook!  

Далее: Животные в поиске Google: как смотреть в дополненной реальности и что делать, если не получается