26 апреля в кинотеатре «Формула кино на Кутузовском» в Москве компания IMAX провела ежегодное мероприятие «День IMAX». Оно стало дважды юбилейным: в 2017 году американцы празднуют 50 лет со дня основания и открытие пятидесятого зала в России. Компания поделилась с прессой и гостями информацией о достижениях в открытии залов и выручке по вышедшим фильмам. Объявлены даты выхода в российский прокат новых фильмов в формате IMAX и продемонстрированы трейлеры к некоторым из них; анонсированы новые проекты: залы с аттракционами IMAX VR и совместный с Marvel экспериментальный сериал «Inhumans».
На первом месте по важности для Голографики работа IMAX в сфере виртуальной реальности, поэтому мы начнём отчёт о мероприятии с её обзора.
IMAX VR
IMAX VR — новое направление для корпорации. В его основе передовые разработки в виртуальной реальности, которые позволяют посетителям специальных центров погрузиться в интерактивные приключения. Они передают ощущения, сравнимые с впечатлениями от посещения кинотеатров IMAX.
В конце 2016 года создан специальный фонд IMAX VR Fund для продвижения платформ ВР и создания контент-проектов. В задачи фонда входит содействие созданию контента, который будет распространяться не только в центрах IMAX VR, но и по всей глобальной экосистеме. Фонд будет участвовать в создании 25 проектов в течение ближайших трёх лет в сотрудничестве с голливудскими студиями, которые выпускают фильмы в формате IMAX, а также с производителями компьютерных игр. В число инвесторов фонда входят IMAX, IMAX China, Acer, Creative Artists Agency (CAA), China Media Capital, The Raine Group, Studio City и WPP.
В январе 2017 года IMAX открыла пилотный центр в Лос-Анджелесе. На площади 2000 квадратных метров разместилось 14 игровых площадок размером 3×3 метра с очками HTC Vive. Посетителям предлагаются аркады, симуляторы реальных аттракционов и несколько мультиплеерных шутеров. Результаты работы первой площадки позволили IMAX объявить об открытии ещё пяти аналогичных центров, которые начнут функционировать к концу 2017 года в Великобритании (Манчестер), в США (Нью-Йорк и Калифорния), в Китае (Шанхай) и в Японии.
IMAX будет использовать эти площадки для разработки всё ещё сырых в силу новизны решений по ценовой политике, оптимизации сервиса и контентной модели. После всесторонней оценки компания намерена масштабировать концепцию на глобальный рынок, в том числе в Россию. Центры виртуальной реальности будут устанавливаться как в кинотеатрах с кинозалами IMAX, так и в других общественных местах — например, торговых и туристических центрах.
В марте 2017 года корпорация IMAX и Warner Bros. Home Entertainment заключили соглашение о совместном финансировании и производстве проектов ВР, основанных на сюжетах блокбастеров производства Warner Bros. Pictures, среди которых «Лига справедливости» и «Аквамен». Компании планируют выпускать по одному проекту в год, начиная с игры по мотивам фильма «Лига справедливости». Изначально проект будет доступен эксклюзивно на платформе IMAX. Через 1-2 месяца доступ к нему получат другие коммерческие площадки виртуальной реальности. Затем контент будет выпущен для мобильных и домашних устройств.
Для потенциальных партнёров компания подготовила русскоязычную презентацию IMAX VR в PDF.
Не VR
Для оценки амбиций IMAX в нашей отрасли пригодятся данные по базовой деятельности компании. Согласно объявленным данным, к концу 2016 года количество открытых залов IMAX составило 1215 штук в 75 странах мира. В первом квартале 2017 года в мире открылось 15 новых кинотеатров IMAX, а запланировано ещё 104. Итого на 31 марта в 75 странах работает 1226 залов.
В России работает 49 залов фирменного стандарта: 11 в Москве, 5 в Санкт-Петербурге, 33 в регионах. Выручка от продажи билетов в кинотеатры IMAX в России в первом квартале 2017 года увеличилась на 15%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составила ₽488 миллионов. В самый прибыльный зал «MasterCard IMAX laser» в некоторые дни продаётся билетов более чем на миллион рублей.
В 2016 году в России проведено 32 релиза в формате IMAX. Самым кассовым фильмом года в формате IMAX 3D стал «Доктор Стрэндж»: сборы картины в залах IMAX составили ₽196 миллионов. «Дэдпул» стал самым кассовым фильмом в 2D-формате IMAX со сборами в ₽90 миллионов.
Российские продюсеры стараются не отставать от мировой моды и начинают снимать самые зрелищные картины в формате IMAX. В прошлом году на экраны вышло два таких российских фильма: «Экипаж» режиссёра Николая Лебедева и «Дуэлянт» режиссёра Алексея Мизгирёва. Всего выпущено четыре российских фильма в формате IMAX: «Экипаж», «Дуэлянт», «Сталинград» и новинка 2017 года «Притяжение». «Сталинград» сохраняет лидерство по кассовым сборам среди российских релизов в формате IMAX (сборы в залах IMAX — ₽208 миллионов), второе место занимает «Притяжение» (₽94,2 миллиона), на третьем месте «Экипаж» (₽86,6 миллиона).
В ближайшее время запланирован выход нескольких потенциальных хитов: «Стражи галактики 2» появится в прокате 4 мая, пятая часть «Пиратов карибского моря» — 25 мая, «Чудо-женщина» — 1 июня.
Inhumans
По негласной, но устойчивой традиции, голливудские студии выпускают лучшие фильмы ближе к рождеству. Из-за этого в начале осени залы IMAX не пользуются достаточным спросом у зрителей. Многие годы для решения этой проблемы компания снимала документальные фильмы для более равной заполняемости. В этом году было принято решение провести новый эксперимент. В сентябре 2017 года будет представлен зрителям новый сериал «Inhumans» — совместный проект IMAX с Marvel Television, Disney и ABC.
В течение двух недель по всему миру пройдут эксклюзивные показы первых двух серий сериала в кинотеатрах IMAX, после чего он будет доступен на канале ABC.
Название сериала на русский язык переводится как «Сверхлюди». Съёмки только что завершились на Гавайях. Заявлено восемь эпизодов, из которых первых два сняты на камеры IMAX.
Если сравнить привычную деятельность IMAX с экспериментами по виртуальной реальности, последние теряются на фоне остального бизнеса компании. Однако сейчас самое время отрабатывать коммерческие модели массовых развлечений ВР, чтобы постепенный приход иммерсивных и интерактивных массовых развлечений не вызвал у IMAX «синдром Polaroid». Начинать диверсификацию необходимо задолго до того, как потребитель захочет уйти к конкурентам с более впечатляющим предложением. Американцы не спешат бросать в новую нишу все силы, осваивая её постепенно, но даже так оказываются впереди большинства других фирм в своём бизнесе. Успех здесь обусловлен ставкой на контент, которая сделана вместе с именитыми партнёрами.
Не пропускайте важнейшие новости о дополненной, смешанной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в ВК, Twitter и Facebook!
Далее: IMAX раскрыла посещаемость первого центра IMAX VR