Будет ли социальная AR/VR новым голубым океаном Nintendo?


Тим Мерел (Tim Merel), управляющий партнёр исследовательской компании Digi-Capital, Re/Code

nintendo logo

Если вы делаете то же, что и другие, это приведёт к провалу. Конкуренция не является сильной стороной Nintendo, поэтому мы всегда должны бросать вызов, создавая что-то новое, а не конкурируя на существующем рынке. Это часто называют «Стратегией голубого океана», поиском того, над чем ещё никто не работал. Это неписаное кредо компании, то, что заложено глубоко в нашей ДНК. — Сатору Ивата

Ивата-сан ушёл слишком рано, но его дух живёт в Nintendo. Здесь есть проверенный мозговой пул творческих гениев во всех аспектах игр, от разработки до стратегии и маркетинга. Их наследие включает многократные потери и возвращения Nintendo лидерства на рынке.

Но где голубой океан Nintendo сегодня? Wii U не в чести, и мобильное партнёрство с DeNA обещает вывести компанию в высококонкурентный красный океан, даже если будет поставлено на коммерческие рельсы. Но Ивата сказал, что таинственная платформа NX будет предлагаться через «решение в духе Nintendo». Если NX должна стать следующим голубым океаном Nintendo и вернуть рыночное лидерство, на что она может быть похожа? И вновь обратимся к словам Иваты: «Нестандартное мышление и строгая приверженность стратегии могут взорвать индустрию в целом, в хорошем смысле.

Все войны основаны на обмане. — Сунь-Цзы

Digi-Capital прогнозирует, что дополненная и виртуальная реальность могут, подрывая мобильный рынок, вырасти до $150 миллиардов к 2020 году, из которых AR заберёт львиную долю в $120 миллиардов, а VR — $30 миллиардов.Большая часть рынка игр будет за виртуальной реальностью, что демонстрируется позиционированием Facebook/Oculus, Sony и HTC своих продуктов как игровых устройств. Microsoft и другие компании продвигают универсальный потенциал дополненной реальности в вычислительной технике в стороне от игр, поскольку она имеет более широкий выбор кейсов и меньше подходит для иммерсивных игр.

evolution nintendo

Реджи Филс-Эме (Reggie Fils-Aime), президент и генеральный директор Nintendo of America комментирует:

Мы знаем техническую область и экспериментируем с ней уже очень, очень давно. Во что мы верим, так это в то, что для движения технологии вперёд нужно сделать её весёлой и социальной. Основываясь на том, что я видел до сегодняшнего дня, она не весёлая и не социальная. Это просто технология.

Легендарный игровой дизайнер и продюсер Шигеру Миямото (Shigeru Miyamoto) поддержал Филс-Эме:

Я заметил ряд похожих на сон демонстраций, график и формат коммерциализации которых неизвестны. Текущее программное обеспечение для всех этих VR-устройств не может одновременно запускаться большой аудиторией, и, так как обычно ожидается, что разработка применимого софта для высокопроизводительных устройств займёт два-три года, это просто масса визуальных демо для виртуальной реальности.

Не упоминая AR/VR, Ивата рассказал о стратегии Nintendo NX:

NX — это новая платформа, так что база установок должна быть создана с нуля. Если я расскажу о каждой детали того, что мы обдумываем, это может быть убедительно, но это также может дать другим компаниям шанс придумать контрпланы или осуществить идеи, которые покажутся им интересными.

Если коротко, вот что Nintendo, судя по всему, думает о конкурентах в области AR/VR:

  1. не веселы;
  2. не социальны;
  3. не будут иметь коммерчески жизнеспособных игр в течение двух-трёх лет.

Nintendo также не говорит никому, что делает с NX. Давайте попробуем разобраться.

После исключения невозможного то, что осталось, как бы невероятно оно ни было, должно быть истиной. — Шерлок Холмс

Сначала попробуем исключить то, что, судя по всему, не является голубым океаном Nintendo.

«Доклад, говорящий о нашем намерении адаптировать Android под NX, не правдив», — заявил представитель Nintendo. Зачем бы ей делать это? Ouya не добилась успеха, и «решение в духе Nintendo» подразумевает интегрированное программное и аппаратное обеспечение самой компании.

  • Прямая конкуренция с PS4/Xbox One. Поздний выход в красный океан с двумя гигантскими акулами? Не похоже на путь Nintendo.
  • Ещё одна традиционная консоль low-end, обыгрывающая контроллеры/экраны. Wii U «не взошла», и Nintendo учится на своих ошибках, не повторяя их.
  • Прямая конкуренция с HTC Vive/Facebook-Oculus. Аппаратно-программный комплекс для «решения в духе Nintendo» не может быть полностью унифицирован с высокотехнологичными, дорогими и вариативными системами на основе персональных компьютеров.
  • Прямая конкуренция с Microsoft HoloLens. Nintendo не имеет опыта конкуренции с высокотехнологичными вычислительными устройствами общего назначения, и даже Сатья Наделла уходит от игр, говоря о раннем рынке дополненной реальности.
  • Прямая конкуренция с Sony Morpheus. Это потребует в качестве базовой платформы конкурента PS4/Xbox One, так что здесь опять красный океан.

Идите по крошкам

Нам придётся ждать до следующего года, чтобы точно узнать, каков голубой океан NX, но давайте пройдёмся по комментариям Nintendo об AR/VR. Кажется, Nintendo считает, что AR/VR должны:

  1. быть весёлыми;
  2. быть социальными;
  3. иметь коммерчески жизнеспособные игры на раннем рынке.

Также учтём описание Иваты партнёрства Nintendo/DeNA и анонс NX как отдельной игровой платформы:

Умные устройства имеют широкий охват и мощный потенциал для взаимодействия с наибольшим количеством потребителей. Мы стремимся построить мост между умными устройствами и отдельным железом для видеоигр. Выделенные игровые системы и интеллектуальные устройства выиграют от создаваемой между ними синергии.

Партнёрство также распространяется на совместную разработку членских сервисов для всех устройств, включая NX. Кросс-владение акциями в японских партнёрских отношениях не является необычным, однако совокупная доля акций в рамках сделки выглядит как нечто более глубокое, чем коммерческие отношения на расстоянии рукопожатия.

Сатору Ивата
Сатору Ивата

X обозначает место

Сложите всё это, и появится голубой океан, который может открыть Nintendo (или кто-то ещё). Давайте назовём это «социальные AR/VR-игры»:

  • Недорогая отдельная игровая консоль (то есть с характеристиками PS4/Xbox One или менее мощная), оптимизированная для дополненной и виртуальной реальности с высококачественным позиционным трекингом для погружения.
  • Недорогие очки виртуальной, дополненной или смешанной реальности для социального геймплея. Это может быть либо обычный HMD, либо HMD для смартфона типа Samsung GearVR/Google Cardboard.
  • Беспроводные контроллеры, подходящие не только для игр и адресованные массовому потребителю.
  • Интегрированная аппаратно-программная платформа для предсказуемой производительности.
  • Несколько высококачественных (и весёлых) игр в комплекте при релизе.
  • Отдельный SDK для сторонних разработчиков игр.

Это выглядит, как применение оригинальной стратегии Wii к рынку дополненной и виртуальной реальности в контексте смартфонов, что может позволить Nintendo повторно использовать свою интеллектуальную собственность, чтобы «взорвать всю индустрию, и в хорошем смысле».

Включение в стратегию HMD для смартфонов может подкрепить социальный геймплей за счёт снижения общих затрат на систему (речь о дешёвых очках, использующих дисплеи смартфонов), а также позволяет разработчикам игр под iOS/Android использовать имеющиеся навыки и интеллектуальную собственность с отдельным SDK (то есть более низкие затраты на разработку и ранняя коммерциализация).

Высококачественный позиционный трекинг, интегрированный в очки/контроллеры, также может обеспечить иммерсивную виртуальную реальность, как у Vive и Oculus, но гораздо дешевле. Наконец, партнёрство с DeNA может быть использовано для интеграции доминирующей сегодня бизнес-модели ‘free-to-play’ (или ‘free-to-start’, как говорил о ней сам Ивата).

Так может ли это быть голубым океаном Nintendo для NX? Чтобы узнать, мыслили ли мы в правильном направлении, мы должны подождать следующего года (или отречения Nintendo). Но если не она, то кто?