Палмер Лаки (Palmer Luckey) написал статью, в которой представил аргументы против оценки успешности рынка или продукта по количеству проданных устройств. Сооснователь Oculus уверен, что, насколько бы ВР-очки не были дёшевы и распространены, они могут просто пылиться на полках, если у людей нет повода возвращаться в виртуальную реальность.
Вы могли бы дать Rift + ПК каждому человеку в развитом мире бесплатно, и подавляющее большинство перестало бы использовать их в течение нескольких недель или месяцев, — пишет Лаки. — Я знаю это потому, что вижу результаты масштабных тестов на реальном рынке, а не только плоды своего собственного воображения: хардкорные геймеры и технологические энтузиасты сегодня очарованы виртуальной реальностью, как и я, но привязанность резко падает вне этой основной демографической группы. Бесплатно — по-прежнему недостаточно дёшево для большинства людей, потому что цена — не то, что удерживает их активно или пассивно.
Привязанность, о которой он говорит (на английском Лаки использует метафоричное выражение «клейкость»), измеряется по тому, остаются ли люди вовлечёнными, насколько регулярно они используют продукт. Предприниматель утверждает, что взаимодействие не обязательно учащается по мере снижения цены используемого продукта, то есть сокращение затрат на пользователя в краткосрочной перспективе не всегда помогает делать бизнес в долгосрочной.
Недавние рыночные эксперименты с дешёвым ВР-оборудованием показали, что есть миллионы людей, желающих купить это оборудование, но очень немногие из них продолжают использовать его или очень долго вкладывать в программную экосистему. <…> Почему нет обращений (повторных обращений к очкам — прим. ред.)? Из-за качества опыта.
Лаки считает, что сегодня на рынке «нет существующих или готовящихся к релизу устройств виртуальной реальности, готовых стать по-настоящему популярными, даже по цене $0.00». И тем не менее, он признаёт способность сокращения расходов увеличить размер вовлечённой аудитории, но «даже не близко к той степени, которой многие ожидали бы». По его мнению, цена является важным фактором в скорости принятия виртуальной реальности, но не доминирует.
Лаки также дал эксклюзивный комментарий своих тезисов американскому изданию Road to VR:
Большая часть достижений в области аппаратного обеспечения ближайшего будущего будет поступать от крупных игроков. Хорошая новость в том, что большинство крупных игроков, работающих над очками, также управляет платформами контента, поэтому у них есть стимул к тому, чтобы аппаратное обеспечение способствовало лучшему взаимодействию, даже ценой продаж или прибыли.
Что касается разработчиков, люди, которые сосредоточены на создании привлекательного контента, заставляющего пользователей возвращаться, несмотря на текущие ограничения ВР, в конечном итоге выиграют больше всех — сохранение пользователей со временем будет лишь проще, а оборудование улучшится. Пять процентов от рынка на один миллион пользователей могут показаться не таким уж большим числом, но по мере масштабирования рынка сетевые эффекты, скорее всего, будут приносить гораздо больше. Это одна из главных причин, почему я настолько верю в рост RecRoom, VRChat и подобных приложений.
Лаки уверяет, что для развития рынка важно именно улучшение оборудования и контента, в отличие от сокращения затрат на контент, доступный в течение нескольких лет.
Ключевыми факторами являются более высокое разрешение, улучшенная эргономика, которая подходит самым разным пользователям, и достаточно глубокий контент для вовлечения тех же самых разнообразных пользователей.
Мнение Лаки соответствует позиции Брендана Айрайба (Brendan Iribe), его коллеги и сооснователя Oculus, который недавно уволился из Facebook. Неофициальной причиной увольнения является его расхождение в стратегии развития Oculus с руководством Facebook. По данным источников, близких к конфликту, Айрайб настаивал на радикальном улучшении устройств виртуальной реальности, тогда как его бывшие руководители предпочли снижать стоимость оборудования в ущерб его потенциалу.
Оба мнения имеют право на существование. Благодаря Айрайбу и Лаки мир получил Rift для мощнейших ПК и революцию интерфейсов и графики, а благодаря Facebook — Oculus Go по $200.
Не пропускайте важнейшие новости о дополненной, смешанной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в Telegram, ВК, Twitter и Facebook!
Далее: Следующими Rift могут стать Rift S (как с iPhone)