Mettle Skybox: постпродакшн сферического видео своими руками

Режиссёр, креативный директор социального проекта VRability, программный директор фестиваля иммерсивных фильмов EMC VR Film Festival Георгий Молодцов рассказал Голографике о том, что такое постпродакшн сферических видео, зачем он нужен, и почему для этого удобно использовать продукты компании Mettle.

Этот материал прежде всего предназначен для людей, которые только недавно познакомились с возможностями видео в формате 360 градусов и ищут способ сделать свои работы более профессиональными и качественными. Связаться с автором вы можете по почте: info@vrability.ru.

В традиционном кино-, теле- и видеопроизводстве редко встретишь законченный продукт, снятый без обработки. Даже сам по себе монтаж и элементарная обрезка кадра — уже, по своей сути, первичная обработка. А цветокоррекция/титры/эффекты/переходы — всё это определяет конечное качество продукции.

В области видео со сферическим обзором дела обстоят иначе: изначально плоское, широкоугольное и «в фокусе везде» изображение оставляют как есть и радостно бегут выкладывать на все видеохостинги. По крайней мере, так было до тех пор, пока профессиональным стандартом в мировой индустрии не стали плагины от Mettle — Skybox Studio для After Effects и Skybox 360/VR Tools для Adobe Premiere, без которых я не представляю себе возможным постпродакшн не только серьёзных работ, но и даже простых любительских видео.

Mettle Skybox Studio для After Effects

Mettle Skybox Studio — плагин для работы с After Effects, позволяющий легко ориентироваться в вашем 360-градусном материале и работать с ним: титры, логотипы, графика, спецэффекты, clean up (чистка штатива и лишних элементов), трэкинг и компоуз 3D- и 2D-объектов в удобном интерфейсе c привычными 3D-плагинами (Plexus, Trapcode Particular и Form, Video Copilot Element 3D и другими), причём как для моноскопического материала, так и для стереоскопического.

Но для этого вам, прежде всего, нужен уже сшитый эквидистантный (equirectangular) файл, который вы можете засунуть в After Effects / Premiere.

В случае с камерами Samsung Gear 360, Nikon KeyMission 360, Ricoh Theta S и другими такой файл вам выдаст либо сама камера, либо комплектные программы, сшивающие изображение. В случае с многокамерными системами на базе GoPro и других устройств — тут в помощь Kolor Autopano Video и VideoStitch и PTGui.

Почему это нужно?

Так выглядит обычный эквидистантный файл в программе для монтажа:

Так как этот файл в дальнейшем будет показываться в сферическом формате, он имеет специальную развёртку, позволяющую потом собрать это в куб/сферу. На данном скриншоте показано, в какой области и с какими искажениями находится каждый объект:

По данному скриншоту можно понять, что сноубордист находится чётко сзади нас (B — Back), в то время как дом находится чуть левее самого центра, того, куда мы будем смотреть, когда наденем шлем (F — Front). L и R — слева и справа, U — Up, D — Down — то, что мы видим сверху и снизу. Очень полезный инструмент, советую использовать Equirectangular Grid в своей работе для понимания, в какой зоне что находится. Искажаемое обратно плеером видео в итоге отображается в привычном вам формате. То есть, это вы видите спереди:

А это — повернув голову назад:

Как вы видели в сетке поверх стопкадра ранее, изображение специально искажается.

И любой титр, логотип или изображение вы можете подложить, только специально искривив его, иначе плеер будет воспринимать его уже искривлённым, заворачивая в сферу, исходя из эквидистантного формата.

Поэтому простой титр в плеере превращается в загнутый:

В то же время использование инструментов Mettle позволяет разместить текст где и как угодно:

Первый инструмент в Skybox Studio V2 — Skybox Composer.

Если коротко, этот плагин создаёт виртуальную камеру и позволяет смотреть и работать с изображением уже в сферическом пространстве. И если раньше все изменения приходилось делать в менее удобной эквидистантной проекции и смотреть, что получается, через специальный внешний плеер, то сейчас все работы по добавлению 2D-объектов или исправлению недочётов съёмки (например, удалению штатива) делаются прямо в редакторе. Подробнее об этом — в туториалах:

Добавление 2D-объекта

Удаление лишнего

Skybox Project 2D — удобный элемент для работы с добавлением 2D-лого/текста и прочего именно на эквидистантную проекцию, до её редактирования в Composer.

В новой версии Mettle добавила функцию искривления объекта по всем возможных осям и направлениям, а также возможность создать эффект стерео (в случае работы со стереоскопическим изображением), то есть добавить к этому 2D-псевдообъём в 360.

Skybox Rotate Sphere — ещё один обязательный к использованию инструмент. Он позволяет выровнять/исказить горизонт в вашей проекции, в том числе в стереоcкопической (это также обновление по сравнению с первой версией студии, так как работать с 3D в 360 довольно сложно).

Соответственно, частично этим инструментом можно стабилизировать изображение, склеенное вашей камерой или программой. Также можно добавить искусственный поворот камеры — не самый простой для ВР, но иногда нужный инструмент.

Совет: если всё, что вам нужно, это поменять точку старта взгляда, то Facebook это вам предлагает сделать уже самому при загрузке. Если же вы хотите физически сменить переднюю ориентацию на заднюю (то, что должно быть сзади, поставить перед глазами человека в момент, когда он надел шлем), то вы можете воспользоваться опцией Offset, бесплатно доступной в любой базовой монтажной программе и фотошопе. Для этого вам плагин не понадобится.

Skybox Converter — экспорт видеосфер в разных форматах, включая любимую всеми tiny planet/little planet (через Fish Eye), а также в форматы наиболее распространённых площадок: Facebook, YouTube, Gear VR и других.

NVIDIA: Через 20 лет разрешение виртуальной реальности сравняется с разрешением глаз

Об остальных функциях Skybox Studio V2 для After Effects вы можете узнать на сайте Mettle.

Mettle Skybox 360/VR Tools для Adobe Premiere

Для меня как для режиссёра, который чаще работает в Премьере, утомительна необходимость постоянно переключатся в AE для довольно простого композа и выгона титров с правильным искажением. Именно поэтому я считаю 360/VR Tools гораздо более востребованным инструментом, особенно с учётом всех опций.

Кстати, в Adobe Premiere с версии 2015.3 появилась возможность свободно смотреть и крутить сферическое изображение во встроенном мониторе.

Функция имеет настройки как для моноскопического, так и для стереоскопического материала:

В таком режиме вы довольно быстро поймёте, что и где у вас происходит, но и тут  Equirectangular Grid будет полезен.

Так как плеер для воспроизведения у нас уже есть, остаётся разобраться с функциями.

Это уже знакомые вам Project 2D и Rotate Sphere, работающие абсолютно так же, как и в After Effects (хотя требующие чуть больше ресурсов на просчёт). Однако в базовом пакете плагина в Премьере есть то, что в After Effects вынесено в отдельный плагин Post FX.

Mettle Skybox Sharpen — возможность подкрутить шарпнесс даже после финальной цветокоррекции, не боясь разрушить сферическое изображение и получить видимой шов — это несомненный плюс Mettle. Обычный шарпнесс вы не можете накинуть, так как программа не понимает, что изображение будет сферически завёрнуто-развёрнуто. Этот плагин позволяет положить шарпнесс так, чтобы на изображении не было заметно швов.

Для сравнения — зона с накинутым обычным шарпом:

И со Skybox Shapren:

Вот эта маленькая белая полосочка может разрушить всё удовольствие от просмотра.

Кроме этого традиционно 360-градусные камеры снимают не очень резкое изображение. Функция усиления резкости в камерах есть, но она искусственно обрабатывает изображение. И, на мой взгляд, лучше сначала снять «чистое» изображение и работать с ним в профессиональном цветокоре, а уже потом подкладывать шарпнесс, чем получить уже подпорченный исходник.

Mettle Skybox Blur — мягкий blur, не разрушающий сферическое изображение, очень хорош для переходов и масок. Так как ваше изображение очень чёткое во всех областях (передний, средний, задний план), то blur в некоторых случаях может помочь акцентировать детали и стать художественным приёмом.

Mettle Skybox Glow — «свечение», «засветка», также сохраняющая целостность сферического изображения на шве — стыке крайней левой и крайней правой части файла. По сути, это обычный Glow, знающий, что у вас сферическое изображение.

Mettle Skybox Denoise — работает аккуратно, но лучше искать комбинацию вместе с Sharpness, иначе получается очень «пластмассово».

Один из наших роликов, промо-фильм для программы «Лыжи мечты», был сделан полностью в Premiere с использованием только 360/VR Tools. Работа, конечно, простая, но всё равно довольно хорошо показывает, как легко можно сделать приятное и интересное видео:

На данный момент, Skybox — это практически единственный инструмент, позволяющий оперативно и профессионально работать независимым студиям и начинающим кинематографистам в 360. Плагины, конечно, не бесплатные: Mettle Skybox Studio V2 стоит $229, Mettle Skybox 360/VR Tools — $189. Пакет бесшовных плагинов для After Effects — Post FX — стоит $149, как и Skybox 360/VR Transitions (пресеты для креативных переходов для Премьера).

Лично я делаю переходы «руками» и считаю, что сложные переходы только отвлекают от истории, но многим они придутся по душе. Для этого есть Skybox 360/VR Transitions for Premiere Pro.

Однако лицензия на плагины — это не только сам продукт. Дело в том, что компания Mettle создала целое сообщество вокруг своих продуктов, регулярно проводит образовательные сессии с авторами наиболее интересных работ, а их блог — это кладезь знаний о креативном производстве в мире сферических видео. Покупая лицензию, вы получаете возможность направить в блог информацию о своём проекте.

Из всех выступлений мне наиболее интересными представляются панели с NAB:

Но и свежие видео на канале всегда позволяют быстренько понять, «как там у них». А о некоторых работах, показанных у меня на кинофестивалях сферического кино, я узнал как раз из их блога.

Конечно, заниматься сферическим видео — дело недешёвое. Минимальное разрешение в 4K, объёмы данных и эффектов для обработки требуют больших вычислительных мощностей. Но и впечатления от просмотра у зрителей тоже сильно отличаются от традиционных работ.

Если вы захотите купить плагины — следите за распродажами; в течение прошлого года было много скидок.

Кроме этого на прошедшей в сентябре конференции MIXAR была вручена премия MIXAR AWARD за лучшее сферическое видео, и Mettle поддержала премию, предоставив победителю, компании Planetpics, полный пакет своих продуктов. А авторам работ из шорт-листа — компаниям Prosense и Customview — дала по одному из своих продуктов. Шанс есть и у вас.

Частично и мы можем с этим помочь, так как являемся партнёрами Mettle. Скидку до 15% можно получить, связавшись с нами перед покупкой и совершая её по этим ссылкам:

 

Не пропускайте важнейшие новости о дополненной, смешанной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в ВКTwitter и Facebook!

Далее: Вероятно, именно так мы будем смотреть видео через десять лет

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Партнер проекта: Каталог VilingStore