Кинофестиваль Culture VR : FR: смотрите, удивляйтесь, любите Францию

461

Я гулко спускаюсь по лестнице старого самарского особняка с нетерпением, рискуя покатиться по стёртым ступеням. В тёмном подвале сидят люди: они не видят и не слышат меня, но все вместе испытывают нечто общее, потому что, словно по команде, молча поворачиваются то в одну, то в другую сторону. Я почувствовал себя Рипли на экскурсии по плантации чужих. Тревожно. Даже если всё знаешь, первая мысль: «Что здесь происходит?»

Диссонанс с ощущениями от обычного кинозала. Даже если ты стоишь прямо перед зрителем, ты ему не мешаешь; когда негромко разговариваешь, никто не шипит. Им всё равно, они в другом мире — мире французских режиссёров. Мне тоже хочется туда. Для этого я купил билет на фестиваль ВР-кино «Culture VR : FR».

Мир, дружба, виртуальная реальность

Перед началом короткометражный инструктаж. Видите надпись перед собой? Отлично. Точно все видят? Поехали!

Так вы представляли себе кинотеатр будущего? А он именно такой и неплохо работает

Я провёл в очках почти час, посмотрев шесть очень разных фильмов. Полный арт-хаус со вкусом разбавлялся более профессиональными работами так, что складывалось ощущение, будто мы смотрим кино мастеров и их учеников. Это интересно, комфортно, глаза напрягаются, но привыкают, и если оборудование чуть новее, этой проблемы нет. Зрители такие же разные, как фильмы. Одни похожи на учителей, другие явно младшие школьники, одни просто развлекаются, другие, вроде меня, пытливо осматривают гаджеты, а в очках пытаются разглядеть каждый градус из трёхсот шестидесяти.

Все остаются под впечатлением. Но особенно радуются те, кто пришёл воспринимать культуру, быть в меру серьёзным. Это не торговый центр, это музей или, если угодно, храм, здесь не место простому, как бы ни хотелось. Никто не испытывает восторг: эмоции сложнее, чем смех или грусть. Спектр переживаний под хмуроватой оболочкой лица передаёт процесс понимания. Это не разочарование в показе, это начало длительного эффекта. Так действуют дальние поездки.

ВР захватывает ещё и тем, что в ней просто невозможно отвлечься

И всё же в порыве дурачества мне хочется посмотреть, как такой зал воспримет ВР-ремастеринг «Прибытия поезда на вокзал Ла-Сьота», от которого в позапрошлом веке падали с таких же стульев.

В этом воскресном путешествии прекрасно почти всё. Почти, потому что были два момента, ослабившие впечатление от показов. Среди сильных произведений, таких как «Остров мёртвых» и «Я видел Будущее», с яркой мыслью, тонко подобранным и спроектированным визуальным рядом, любовью к деталям были фильмы уровня студенческих proof of concept, в которых описание интереснее действия. Они могли бы стать неплохими трейлерами, но только глубокие изменения сделают их самостоятельным кино. Это «Линия жизни», «Песочные часы» и «Сержант Джеймс».

Вторым фронтом доработки является оборудование. С одной стороны, это устаревшие и изношенные смартфоны Samsung в очках Gear VR. Очки удобны, хорошо сидят, пусть и показывают слишком большие искажения по краям линз, по сравнению с которыми выигрышно смотрятся даже Cardboard. Но дисплеи смартфонов крайне зернистые, а на матрице из органических диодов навсегда отпечаталось какое-то старое изображение, которое хочется стереть с линз.

Смутило отсутствие сменных лицевых подушек, когда очки за день меняют по десятку зрителей. Некоторые зрители просили хотя бы протереть подушки, что организаторы, к их чести, немедленно делали. Жаль, что вместо Gear VR не закупили Oculus Go, но это сугубо финансовый вопрос. Менять очки каждый год затруднительно.

Последнее неудобство вызвали посадочные места. Сидеть на табуретах мягко и комфортно, но виртуальная реальность — это изображение вокруг, и когда хочется повернуться, ты вынужден неловко пересаживаться, задевая коленками соседей. Если ты погружён в повествование, столкновение коленками — это последнее, чего ждёшь от кино. Чуть больше места между рядами и вертящиеся кресла — вот рецепт ВР-кинозала. Справедливости ради, на большинстве показов всё именно так, а здесь, допускаю, подвела логистика и/или бюджет.

К работе платформы для трансляций от Great Gonzo Studio никаких претензий. А Максим Аллануров, инженер компании, который обеспечил техническую сторону показа, внимательно следил за тем, чтобы все зрители получали хорошие впечатления.

Максим поделился опытом. По его словам, если в Москве на показы уже с утра выстраиваются очереди, на региональных турах ажиотажа нет, хотя места неизменно заняты. Я с удовольствием это подтверждаю. Он также отметил расхождения в ожиданиях у разной аудитории: более подготовленный зритель ждёт от показа в первую очередь культурного обогащения, а менее подготовленный идёт на аттракцион и разочаровывается. Хочу обратиться к зрителям: смотрите не на то, на чём показывают кино, а на то, какое кино показывают, и разочарования не будет. Странно ждать от независимого короткого метра ста диснеевских спецэффектов на мегабайт фильма.

Фестиваль Culture VR рождён в первую очередь для культурного обмена между жителями России и Франции. Мне кажется, более прогрессивного способа совершить такой обмен просто не существует.

Обернись! В виртуальной реальности интересное везде

Ничто не заменит виртуальную реальность в передаче мыслей и чувств. Куда бы ни закинул вас режиссёр, вы — там. Вы там, как будто вы правда там, и вы никогда не поймёте этого, если не испытаете виртуальную реальность сами. Лучше этого только личное путешествие, но оно не равно авторскому взгляду, как фотография не равна реальности или холсту художника. Это отдельный, незаменимый способ переживать и создавать художественные произведения. Он уже с нами, самостоятелен и не нуждается в защите, потому что красноречивые произведения говорят сами за себя. Вы не добьётесь такого эффекта иными средствами.

Зрителю интересна не только и даже не столько технология, сколько фильмы, видение художника, который использует новые изобразительные средства. Это показывает, что виртуальная реальность не является технологией в себе, она лишь способ передачи взгляда, знаний, эмоций, но это делает её ещё важнее, закладывает её в фундамент нового творчества.

ВР становится обыденным явлением. И профессионалов это радует: значит, зритель готов, понимает, начинает разбираться и ждать новых работ.

Не пропускайте важнейшие новости о дополненной, смешанной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в TelegramВКTwitter и Facebook

Далее: Кинофестиваль goEast объявляет ВР-номинантов Open Frame Award