Доверяй и проверяй: обзор мобильной гарнитуры виртуальной реальности Fibrum Pro

1949

DSC_0383

Странно, что Голографика до сих пор не опубликовала обзор Fibrum Pro. Это же один из тех продуктов, которых мы ждали: аксессуар, которой хочет быть комплексным предложением, вырасти в международную платформу с корнями не где-нибудь, а совсем рядом, в Москве. Мы наладили связь с Fibrum и сегодня готовы представить подробный обзор её флагманского устройства, представляющего аппаратную часть платформы. Второй частью является программное обеспечение собственной разработки, на которое мы также обратим пристальное внимание.

Вступление

В последние годы приятно наблюдать, что российский потребитель всё чаще слышит об отечественных высокотехнологичных новинках. На территории страны начинается крупносерийное производство процессоров x86, есть несколько проектов смартфонов и планшетов, кроме того мы с вами не понаслышке знаем, что на свет появляются сотни технологических стартапов, тысячи высококлассных специалистов создают весомую конкуренцию коллегам, живущим намного ближе к офисам компаний-лидеров IT-сектора мировой экономики. На пути к равной конкуренции лежит огромное количество испытаний, но все преодолимы, и на каждую проблему найдётся своё решение. Одним из отечественных решений, готовых бороться за рынок мобильной виртуальной реальности, является Fibrum Pro.

Предвосхищая все вопросы о происхождении, которых не избегает ни один отечественный проект, расставляем точки над «i»: проектирование устройства происходит в России, отливка деталей из пластика — в Китае, обратно в Москву приезжает набор для сборки, и местные специалисты осуществляют сборку и контроль качества. Программным обеспечением занимаются разработчики московского офиса.

Упаковка и комплект

DSC_0403

Что может подкупить в упаковке и сопроводительных материалах гарнитуры виртуальной реальности для смартфонов? Русский язык. После знакомств с зарубежными конкурентами Fibrum (особенно из Китая) коробка с кириллицей смотрится как доказательство качества. В определённом смысле так и есть, ведь надписи передают информацию о товаре, в том числе о его рекомендуемом использовании. Прочитав их, вы сможете принять более взвешенное решение о покупке.

Коробка надёжно предохраняет очки от повреждений, она двойная, очень похожа на чемоданчик от LingVR — и конструкцией, и тем, что закрывается на магнит.

DSC_0415

Комплект без излишеств: очки, салфетка для линз, подробная инструкция на русском языке, карточка с кодом для доступа к приложениям Fibrum, а также несколько брошюр, смысл которых в донесении информации о новом для рынка устройстве даже до самого невнимательного потребителя. Например, инструкция по установке смартфона в гарнитуру содержится не только в, собственно, инструкции, но также наклеена на внутреннюю сторону коробки и содержится на ещё одном совершенно отдельном листочке. На одно и то же бумагу израсходовали три раза. Впрочем, в Fibrum говорят, что как раз занимаются оптимизацией дизайна упаковки.

DSC_0426 DSC_0429

В коробке не оказалось таких полезных вещей как пульт дистанционного управления смартфоном и сменные прокладки для поверхности, соприкасающейся с лицом. Первый не так уж нужен потому, что 1) в играх предусмотрено подключение любых геймпадов по Bluetooth и 2) здесь нет программной оболочки виртуальной реальности, то есть при переключении между приложениями вам всё равно придётся снимать очки. Реализация оболочки — дело очень дорогое и трудоёмкое, его осилили лишь лидеры рынка, такие как Oculus VR и Valve, поэтому нельзя записывать её отсутствие в минус продукта — она ещё может появиться в будущем (вспомним, что у Oculus на вынашивание Home ушло примерно 3 года). По поводу прокладки хочется написать отдельный абзац в «Удобстве», а здесь лишь замечу, что если говорить о гигиене, уже надетую на гарнитуру резину очень легко протереть после другого человека.

DSC_0454 DSC_0443 DSC_0458 DSC_0462

Дизайн

Fibrum Pro — не самый технически сложный гаджет виртуальной реальности. Но стоит признать, что его внешность оригинальна и уже узнаваема.

DSC_0677

Корпус сделан из пластика. Он достаточно гибкий и прочный, чтобы выдержать неаккуратность пользователя, который будет носить гарнитуру с собой. Во главе угла тут простота, и, если между нами, мне показалось, что Fibrum в дизайне переняла некоторые черты продуктов Apple.

В гарнитуре вообще нет механических элементов, кроме крепления головных ремешков. Это очень спорное решение. С одной стороны, устройство оказалось простым, а простота — частый синоним надёжности и защита от пользователя от самого себя, ведь когда нечего подкрутить, человек просто получает удовольствие.

DSC_0684 DSC_0685 DSC_0681

Но вы абсолютно лишены шанса настроить гарнитуру под особенности своей физиологии. Здесь нет регулировки линз по межзрачковому и фокусному расстоянию, место для смартфона не регулируется по размеру, чтобы лучше подходить под устройства с разными диагоналями дисплеев. Вы обязательно должны вдумчиво опробовать Fibrum Pro в магазине перед покупкой, потому что очки могут просто не подойти. Всем, кого Голографика просила примерить Fibrum, подошли, а вам могут не подойти.

Нарочитый минимализм позволил Fibrum сделать очень простые и лёгкие очки. Это можно воспринять как достоинство и как недостаток в зависимости от точки зрения. У конкурентов (даже самых кустарных) регулировка по межзрачковому и фокусному расстоянию есть, поэтому я задал вопрос о причинах её отсутствия ведущему специалисту по связям с общественностью Fibrum Алексею Свирскому. Вот его ответ:

Дело в том, что в шлеме Fibrum Pro используются не стандартные линзы, как у любых других конкурентов. Линзы Fibrum были разработаны таким образом, что позволяют видеть хорошую картинку людям со зрением от +5 до -5 без дополнительных настроек. Кроме того линзы Fibrum выдают угол обзора в 110 градусов, что является максимальным среди конкурентов.

В ходе разработки шлема и анализа конкурентов мы выявили, что те настройки линз, которые существуют у конкурентов, практически никак не влияют на пользователя. Безусловно, есть незначительные изменения фокусировки, но оно не столь значимо, так как используются пластиковые линзы Френеля. Данные настройки постоянно сбиваются и если вы, например, хотите показать виртуальную реальность (игру) сразу нескольким людям, представьте, насколько это будет не удобно, ведь настройки придется постоянно менять.

По теме: 25 игр виртуальной реальности для Oculus Rift и HTC Vive

Опыт Голографики позволяет констатировать: да, регулировка далеко не всегда качественная, иногда сбивается, но она как правило очень проста и действительно делает очки универсальными. А перед покупкой пробовать на себе всё равно стоит и Cardboard за $3, и Vive за $800.

Линзы являются предметом гордости Fibrum — такие есть не в каждом гаджете. Они двояковыпуклые, стеклянные, диаметром 30 миллиметров и бОльшим коэффициентом выпуклости на стороне, обращённой к смартфону. Искажений по краям практически нет. Официальные характеристики линз в компании не раскрывают.

DSC_0689 DSC_0690

Fibrum Pro может работать в режиме дополненной реальности. У гарнитуры нет крышки (да и зачем она, если смартфон и так не просвечивает?), поэтому камера всегда доступна приложениям. Производитель решил монетизировать эту особенность конструкции самостоятельно и выкатил два решения — открытки и раскраску. В обоих случаях картинки на простой бумаге оживают при взгляде на них через смартфон в гарнитуре. Кейсы, проверенные временем.

Удобство

Главными качествами, олицетворяющими удобство очков виртуальной реальности, являются их вес, их эргономика и то, насколько легко в них вставляется смартфон.

DSC_0694

У Fibrum Pro нет деталей на каких-либо механических приводах. Это касается и крепления смартфона: пластмассовые «лапки» просто отгибаются, когда смартфон въезжает в них сбоку, и многие люди поначалу боятся их сломать. Но за несколько недель, в которые Голографика готовила свои впечатления, с ними ничего не случилось. К сожалению, не глядя смартфон вставить в крепления трудно — он может просто выпасть из рук.

Особые претензии к ремням и лицевой прокладке, которая делает прилегание пластика к лицу не таким мучительным. Ремни с липучками максимально просты и крепко прошиты, поэтому надёжны, а вот липучки без предварительной обработки ножницами царапают лицо и цепляются за волосы. Хотя цепляются за волосы они и после обработки. Со временем привыкаешь к тому, как вставляется смартфон, и спокойно начинаешь делать это наощупь, а вот прокладка останется вашей проблемой. Она практичная, но жёсткая, оставляет на лице следы. Разработчики таких гарнитур уже научились делать прокладки мягкими, заменяемыми без труда, поэтому хочется, чтобы здесь было применено аналогичное решение. Физический дискомфорт — плохой союзник при продаже гаджета, на который приходится формировать потребительский запрос через тесты перед покупкой. Дискомфорта боится вся отрасль, панически относящаяся к возможности провала технологии на широком рынке из-за ошибок при проектировании и потому терпеливо тестировавшая продукты в течение нескольких лет. Директор по развитию Fibrum Даниил Щербаков заверил, что его компания уже готовит более мягкую версию аксессуара.

При всём этом гарнитурой очень просто пользоваться, она лёгкая, то есть давит на лицо минимально. Нет засветов. Перед нами достойная конструкция с большим потенциалом для доработки.

Программное обеспечение Fibrum

Screenshot_2016-03-28-14-44-02

Компания Fibrum предлагает нам не только гарнитуру, но и фирменные приложения. Их можно купить отдельно, а с очками вы получаете бесплатный доступ ко всем сразу, введя код со специальной пластиковой карты. Другими словами, в коробке вас ждёт набор софта, и ничего не нужно искать. Вы всё равно будете искать и устанавливать всё подряд, но это уже не необходимость. Под Android приложений больше, чем под iOS.

Специалисты Fibrum создали несколько десятков приложений виртуальной реальности, среди которых подавляющее количество составляют игры. Но есть также намёк на будущее — библиотека Android-приложений Fibrum VR Apps. Жаль, что это не отдельный магазин, чего я ожидал, а просто портал, в котором расположены ссылки на популярные VR-приложения в магазинах: вы заходите в Fibrum VR Apps, выбираете приложение, и вас отправляют в тот же Google Play. Здесь есть софт от разных разработчиков, хотя приоритетное место занимают приложения московского стартапа.

Screenshot_2016-03-28-14-39-36 Screenshot_2016-03-28-14-39-50

Игры от Fibrum в большинстве случаев небольшие, иногда представляют собой простые аттракционы, которые могут использоваться в качестве стартового набора для ознакомления с платформой, её интерфейсом и возможностями. Сейчас в ассортименте уже есть полноценные игры, в том числе с мультиплеером — «To the Earth`s core» и «Crimson VR», а также всеядный видеоплеер «Cinema VR».

Screenshot_2016-03-28-14-44-18

Плохо, что программы под очки Fibrum не объединены отдельной платформой виртуальной реальности с магазином, рейтингом и отзывами. Из-за этого софт неудобно выбирать, а люди, которые оставляют отзывы, не всегда являются early adopters, то есть ранними поклонниками технологии.

Поясню: на текущей стадии технология не выглядит готовой для массового распространения миллионными тиражами, скорее это стадия перед полноценным потребительским релизом, а потребителю трудно адекватно оценить свойства такого софта для текущей стадии его разработки. Это вовсе не значит, что негативные отзывы в магазине не справедливы — просто уже хорошо, что позитивных оценок намного больше.

Итак, у нас есть неплохой стартовый набор, который не даст заскучать. У других производителей его может не оказаться. Например, у LingVR из нашего прошлого обзора весь магазин оказался на китайском — 0% пользы от платформы российскому потребителю, даже если у неё отличные качесва для родного рынка.

Разработчикам

Fibrum SDK

У Fibrum есть свои амбиции, подтверждённые делом. Компания решительно строит комплексное решение, для чего представила обладающий первоочередной важностью для подобного стартапа продукт — инструментарий для разработчиков приложений или SDK под Unity. Он поддерживает джойстики и геймпады и нацелен на управление движениями головы. На сайте написано, что GUI управляется взглядом, но это просто небольшая уловка, поскольку Fibrum Pro, как и все массовые смартфоны, не работает ни с одной аппаратной окулографической системой на рынке. Управление производится через отслеживание поворотов головы.

Fibrum Pro devkit

Также Fibrum выпускает гарнитуру версии Development Kit – специализированную модель мобильного шлема виртуальной реальности, с помощью которой разработчики смогут создавать игры и приложения. В комплект DevKit входит специальный джойстик. На вид гарнитура не отличается от Pro, но, даже вместе с Bluetooth-джойстиком обходится дешевле на 2500 рублей. Тем не менее, DevKit сделан из других материалов, он тяжелее и не имеет гипоаллергенной силиконовой прокладки. Привет разработчикам-аллергикам (шутка).

Цена Fibrum Pro

Fibrum Pro в официальном магазине производителя стоят 6499. Купить гарнитуры со схожим функционалом можно по цене от 1000-2000 рублей. Но в 99,9% случаев за пару тысяч вы не получите такого качества. Это добротное, работоспособное устройство, которое не хочется сравнивать с конкурентами лоб в лоб, потому что мы здесь объективно описываем достоинства и недостатки. Выбор делать вам — после примерки. Кстати, если это ваши первые VR-очки, дайте им шанс и постарайтесь носить их в магазине хотя бы пару минут, чтобы глаза успели привыкнуть.

Вопрос о цене, которая может показаться очень завышенной, мы также адресовали Алексею Свирскому:

Стоимость устройства складывается сразу из нескольких факторов:

  • Это высококачественные стеклянные линзы, которые достаточно дороги в производстве.
  • Технические характеристики шлема Fibrum значительным образом отличаются от китайских аналогов. Мы протестировали практически все аналоги и поняли, что когда смотришь в них, не получаешь совершенно никакого эффекта погружения в VR, т.к. перед тобой «чёрный квадрат» и где-то там картинка. В данном случае, мы говорим про угол обзора: чем он выше, тем сильнее эффект погружения. В нашем шлеме это 110 градусов и отсутствие попадания света.
  • Платформа Fibrum. Покупателю Fibrum Pro все игры достанутся бесплатно. Такого решения нет у конкурентов, кроме Samsung Gear VR, однако они, как вы знаете, работают только со смартфонами Samsung, и приложения там платные, а их стоимость гораздо выше. Мы сами разрабатываем игры (не делаем редирект ссылки). Количество игр будет увеличиваться, до конца года планируем выпустить еще 50 игр — таким образом их будет почти 100.
  • Стоимость игр от $1 до $5 для пользователей других шлемов, а для пользователя шлема Fibrum, повторюсь, они будут бесплатны. В данный момент мы занимаемся модернизацией платформы Fibrum. В скором времени пользователь, попадая в платформу Fibrum, сможет получать множество профитов и скидок на игры и специальные предложения от компании.

Опыт Голографики доказывает, что китайские стартапы давно перешли от «чёрных квадратов» к полному погружению, а Fibrum VR Apps — редирект в не очень хорошем смысле, список со ссылками и без всяких гарантий. Скидки — это обещания, которые денег пока не стоят. А увеличение количества демок до сотни может повлечь за собой лишь ухудшение рейтинга разработчика в магазинах, ведь для достижения цели лучше стрелять точно, а не много.

Однако если посмотреть на всё с другой стороны, получается, что для владельцев гарнитур Fibrum скоро будет бесплатно увеличено количество софта и представлена обновлённая программная платформа. В будущем имеющиеся приложения также с высокой вероятностью смогут отлично работать с новыми моделями смартфонв и очков — в известных пределах, диктуемых производителями операционных систем.

Да, Fibrum по цене сравнимы с высокотехнологичными Gear VR. Но любые очки от производителя смартфонов заточены на эти смартфоны и представляют собой фирменный аксессуар. Хотите очки Samsung — купите флагман Samsung, хотите очки LG — готовьте сотен пять-восемь на смартфон LG, и так далее.

maxresdefault

Также представитель компании озвучил преимущества, которые оправдывают число на ценнике:

  • Универсальные стеклянные линзы, которые выдают угол обзора в 110 градусов и позволяют видеть хорошую картинку людям со зрением от +5 до -5.
  • Универсальность самого шлема (работает с устройствами на платформах iOS, Androis, Windows Phone с диагональю экрана от 4 до 5,5 дюймов).
  • Мы предоставляем пользователю полноценное hardware+software-решение.

По первому и третьему пункту всё ясно. О линзах мы поговорили в разделе «Дизайн», а вслед за этим разобрали софт. Но является ли уникальным достоинство из второго пункта — мультиплатформенность? Да, если речь идёт о платформе Fibrum в целом, потому что компания разрабатывает программное обеспечение для всех трёх наиболее популярных мобильных операционных систем.

Вывод

Fibrum намерена вырастить платформу, для чего есть и благодатная почва, и растущий опыт. И перед нами уже есть то, что можно попробовать и не разочароваться, если умерить ожидания согласно возрасту рынка качественной брендовой мобильной виртуальной реальности. Сейчас вы купите хороший гаджет с массой приложений, пусть многие из них не далеко ушли от технологических демо. Очки у вас останутся, а софт будет совершенствоваться. Пластиковый кейс не может быстро устареть, особенно учитывая неторопливость, с которой к заветным глубинам погружения продвигаются даже передовые разработчики.

logo_fibrum

Fibrum Pro — одна из самых дорогих не электронных гарнитур мобильной виртуальной реальности на отечественном рынке. По цене они умудряются конкурировать с Gear VR, за которыми стоит платформа Oculus, встроенные органы управления и интегрированная система датчиков позиционирования, ускоряющая трекинг головы. Но с Gear VR вам нужно будет докупить флагман Galaxy… В магазине вы всё равно будете посматривать в сторону именитого конкурента. А что, если корейские смартфоны вам не по душе?

Устройство из нашего обзора — это предвестник прогресса. Приобретая его сегодня, вы вкладываете в определённое будущее, предоставляете Fibrum кредит доверия. Оцените продукт комплексно и в перспективе, и причины попробовать российскую виртуальную реальность обязательно найдутся.

Далее: И снова здесь: виртуальная реальность развивается так же, как онлайн-видео 10 лет назад