Нужен перерыв? Телепортируйтесь в саванну

2
130

В России не принято как мало работать, так и жаловаться на усталость. Психологическое состояние сотрудников — зачастую, последний фактор, о котором беспокоится работодатель. Исследование проекта «HR Lab. — Лаборатория HR-инноваций» показало, что ещё до тотальной пандемии 64% работодателей просто предлагали «выгоревшему» сотруднику отпуск, а 30% советовали оставить свои проблемы дома. Теперь же большинство работодателей оказались вовсе не готовы к тому, что сотрудники стали работать дома, в спешке стали перестраивать рабочие процессы, а заботы о психологическом состоянии работников стали восприниматься как какие-то излишества.

Недавнее исследование Superjob показало, что каждый 11 россиянин нуждался в психологе, работая удалённо, причем женщины в большей степени, чем мужчины. Многие сохранят удалённый режим работы — об этом уже заявили многие международные и российские компании.

При этом сотрудники окажутся в очень разной ситуации: если в офисе все более или менее равны, то в условиях работы из дома одинокие мужчины и женщины намного «ровнее», чем семьи с двоими детьми и пожилыми родителями, требующими внимания и заботы. Их эффективность в среднем ниже, а уровень стресса выше, поскольку слишком много отвлекающих факторов, а работодатель ожидает прежней отдачи.

Хочется верить, что компании, которые в последние годы активно занимались HR-брендингом, придут к тому, что необходимо обеспечить сотрудника не только хорошим ноутбуком, кофе и весёлыми корпоративами, но и эмоциональным комфортом вне зависимости о условий работы.

Если же работодатель этого не делает, то утопающим нужно спасать себя самим и хотя бы один раз в день делать осознанный перерыв без гаджетов, кофе, сигарет и, в идеале, созерцая природу.

Проводя однажды тренинг для педагогов, мы задали вопрос: «Как вы перезагружаетесь?» Они вспоминали телефонный разговор, кофе, перекур. Потом мы спросили: «Как бы вы хотели перезагружаться?» Они говорили про лес, бассейн. Мы поняли, что людям очень не хватает уединения. Его действительно мало в современной рабочей среде: люди работают в опенспейсах, обедать ходят вместе, а сейчас работать дома с детьми — сомнительное удовольствие.

Коммуникация, безусловно, важна, но момент наедине с собой — огромное достоинство виртуальной реальности. Во время осознанного перерыва в ВР-шлеме у тебя меняется мир — это перезагрузка в буквальном смысле.

Крупные компании давно задумываются о том, как использовать ВР-технологии для повышения психологического комфорта в офисной среде. Еще в 2018 году Сбербанк совместно с Virry.Life провёл эксперимент и предложил сотрудникам погрузиться в виртуальную реальность.

Была выделена специальная комната, в которой с помощью шлема виртуальной реальности и специального приложения люди всего на пять минут ежедневно отключались от рабочей действительности. Они моментально переносились в африканскую саванну, где могли посмотреть на закат, поплескаться в одной луже с носорогом или покормить льва в режиме реального времени. В эксперименте участвовали 374 человека из двух офисов Сбербанка.

Результаты исследования показали, что после разовой сессии у 87% людей мгновенно улучшилось настроение, у 77,5% — мгновенно уменьшился показатель «депрессия», а у 75% — снизился показатель «когнитивно-аффективные проявления».

В целом, у всех участников улучшилось настроение, повысилась концентрация внимания и уменьшились депрессивные проявления. Наблюдение за безопасной природой оказалось эффективным средством борьбы со стрессом и повышения эмоционального интеллекта сотрудников.

Подобное исследование провели в 2019 компании Virry.Life и HeadHunter с использованием не только тестов, но и аппарата, измеряющего вариабельность сердечного ритма (ВСР). Для записи данных использовался прибор ВНС-Микро от Нейрософт.

По результатам исследования, мы увидели положительное влияние осознанного перерыва на психоэмоциональное состояние сотрудников, на что указывают следующие психофизиологические маркеры:

  • частота сердечных сокращений статистически значимо уменьшается после однократного посещения виртуальной саванны при измерении в спокойном положении;
  • частотные показатели ВСР продемонстрировали увеличение активности парасимпатической системы после однократного осознанного перерыва.

На протяжении лонгитюдного периода отражается положительная динамика субъективных оценок собственного психоэмоционального состояния сотрудниками после каждого осознанного перерыва в виртуальной саванне с Virry.Life. Звучит сложно, но вывод очевиден: нам всем нужен осознанный перерыв и время наедине с собой.

Для того, чтобы выгорание не становилось болезнью всего коллектива, сотрудников сейчас, как никогда раньше, необходимо обучать техникам осознанного расслабления. Избежать стрессовых ситуаций помогают концентрация на одном действии, спокойствие, природа и медитация.

В одном из исследований Гарвардской медицинской школы обнаружили, что медитация увеличивает объём серого вещества в головном мозге, улучшая память, обучаемость и умение сосредоточиться. Не всем сейчас доступна медитация на природе, однако есть альтернативные варианты.

Джош Берсин и другие HR-гуру на протяжении последних лет говорят о необходимости внедрять современные технологии в управление персоналом. Один из самых простых способов позаботиться о психологическом комфорте людей в коллективе — виртуальная терапия.

Исследования того, как технологии виртуальной реальности влияют на человеческий организм проводятся уже более 30 лет. В основе психологической ВР-терапии лежит добровольное осознанное погружение человека в другую реальность. Цель — переключить внимание и помочь решить реальные задачи: снизить уровень стресса, справиться с фобией, улучшить настроение.

Мы изучили все доступные результаты исследований, которые показывают, что наблюдение за безопасной природой успокаивает и восстанавливает эмоциональный баланс, и, как следствие, человек более успешно решает творческие и высококогнитивные задачи.

Не пропускайте важнейшие новости о дополненной, смешанной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в TelegramВКTwitter и Facebook!    

Далее: Как я создал Unity-плагин для тестирования дополненной реальности в редакторе