Decentraland — вселенная виртуальной реальности на принципах Bitcoin

178

Популярные социальные сервисы обычно представляют собой компании с большим потенциальным влиянием на общественное мнение, в силу чего рано или поздно начинают использоваться для оказания этого влияния. Виртуальная реальность задаёт импульс развитию сразу всего явления социальных пространств: с одной стороны, соцсети получат небывалую власть, ведь постепенно станут целыми мирами для своих пользователей; с другой стороны, новая среда благодатна и для роста проектов без жёсткого центрального управления — таких, как Decentraland.

Decentraland развивается с середины 2015 года. Это мир с открытым исходным кодом, в котором пользователи получают территории в собственность. Каждый распоряжается наделом, как хочет, вплоть до его заселения другими пользователями. Таким образом достигается децентрализация, которая также поддерживается системой естественного освоения территорий на принципах блокчейна.

Земли нужно «майнить». Каждые десять минут появляется новый участок в уникальной неизменной позиции. А цепочка блоков транзакций используется для универсальных записей о праве собственности на землю и консенсуса в описании виртуального мира. Транзакция в цепочке блоков Decentraland представляет собой передачу прав на территорию и её содержимое. В любой момент времени база данных UTXO (Unspent Transaction Output — вывод неизрасходованных транзакций) показывает текущее состояние вселенной. Фактическое содержимое фрагмента распределяется в режиме P2P через сеть торрентов.

Мы — поклонники виртуальной реальности, — рассказывает главный разработчик проекта Эстебан Ордано (Esteban Ordano). — Мы считаем, что это пространство, в котором открытый протокол может конкурировать с другими типами опыта (High Fidelity, Facebook Spaces). В частности, мы думаем, что такой протокол будет развиваться из гражданского сообщества с сопротивлением цензуре, благодаря свободе использования, исследования и развития. Мы используем блокчейн в качестве способа демократизации руководящих ролей, того, кто чем владеет, в противовес корпоративной власти над всем виртуальным миром.

Разработка мира поделена на «эпохи». С июня 2015 года проект переживал Бронзовый век, к которому мир был смоделирован как простая сетчатая карта с биткойн-подобным алгоритмом выделения пикселей пользователям. В марте 2017 года наступил Бронзовый век, и мир был смоделирован в 3D с Unity-браузером, блокчейном, торрентами и редактором. В пока не датированном Железном веке мир получит многопользовательский режим, аватары, чат, а также возможность создания предметов и скриптов. А Кремниевый век принесёт виртуальную реальность с кастомизацией законов, физики и полной поддержкой блокчейна.

В 2015 году мы с Мануэлем Араозом (Manuel Araoz) работали в BitPay, компании по обработке биткойн-платежей. Мы оба уволились и вместе приступили к работе над несколькими вещами. Одной из лучших идей, возникших у нас в то время, оказалась Decentraland. Мануэль рассказал мне о «Лавине» (фантастический киберпанк-роман Нила Стивенсона о будущем с глобальной трёхмерной виртуальной реальностью под названием «Метавселенная» — прим. ред.), и о том, как этот мир работает, и мы быстро утвердили трёхуровневый дизайн, который, как мы знаем, в какой-то момент становится необходимым для децентрализованного P2P-опыта.

В июне этого года мы выпустили первую версию Decentraland, которая, насколько мне известно, была единственной цепочкой блоков транзакций, работающей исключительно в браузере. Это было лишь доказательство концепции, но вы могли «майнить», определять своё местоположение размером с одну точку на децентрализованной карте и выбрать цвет точки, которой владеете.

Ключевая команда Decentraland состоит всего из пяти специалистов. Общение небольшого сообщества происходит в Slack, а код проекта с документацией выложен на GitHub. Желающие могут поинтересоваться проектом у его участников в любое время. Но главное, что уже сегодня после успешного майнинга вы можете использовать Unity для редактирования своей земли. Относительно закрытое сообщество, высокий порог технических знаний для новых пользователей, возможности по полному преобразованию своего виртуального участка — это настоящая мечта современного свободомыслящего «мейкера».

В прошлом году к проекту присоединился Емель Ярди (Yemel Jardi). Он дал ему импульс, кодируя материалы в Unity, в то время как мы — Ману (Мануэль Араоз — прим. ред.) и я, с некоторой помощью ещё одного друга, Дарио Шнайдерманиса (Dario Sneidermanis) — модифицировали код bcoin (полный биткойн-узел) для управления землями внутри других нормальных транзакций с биткойнами.

Мы выпустили новую версию несколько недель назад и теперь выяснили, как можем сделать этот проект успешным. Подтянули одного парня, Ариэля Мейлиха (Ariel Meilich), который помогает нам разобраться в экономических аспектах и планировании и организации проекта с открытым исходным кодом таким образом, чтобы максимально увеличить шансы на то, что Decentraland будет использоваться массово.

Но не превратится ли проект из обители свободолюбивых людей в теневой мир бесконтрольной сомнительной деятельности на грани или даже за гранью законности? Ведь именно так живёт определённая часть жителей виртуальных пространств с ослабленной модерацией, таких как Second Life.

Каждый может внести свой вклад в развитие Decentraland. Именно от этого вклада будет зависеть то, пройдут ли пользователи проверку на ответственность — тестирование свободой. Араоз и его команда дают нам шанс принять участие в одном из самых интересных социальных экспериментов молодой виртуальной реальности и блокчейна. Упускать такие возможности не стоит.

Не пропускайте важнейшие новости о дополненной, смешанной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в ВКTwitter и Facebook!

Далее: Ключевые приёмы в дизайне виртуальной реальности