Джош Карпентер (Josh Carpenter), ведущий продуктовый дизайнер Mozilla VR, SingularityHUB
Чуть больше года назад внутри исследовательского крыла Mozilla была сформирована небольшая команда с мандатом на изучение области пересечения виртуальной реальности и открытой Сети. Как могло бы выглядеть сочетание этих вещей? Будет ли интернет работать на достаточном для виртуальной реальности уровне? И что будет волновать пользователей?
В июне прошлого года мы начали работу, опубликовав новый WebVR API и специальную версию Firefox. С помощью одного лишь браузера веб-разработчики могут подключить Oculus Rift, ввести JavaScript и создать опыт, внутри которого могут находиться пользователи. Не веб-сайты, но веб-миры. Встроенные, размещённые в открытой Сети, доступные при введении URL в адресной строке.
Отдача от веб-сообщества превысила наши ожидания.
Технология молода и не огранена, но веселье от работы с сырым материалом побудило энтузиастов к созданию захватывающей коллекции WebVR-экспериментов. Сегодня, если вы посетите mozvr.com или поищете тег #webvr в Twitter, сможете полетать на дроне высоко над арктическими ледниками, собственными руками управлять потоками радужной жидкости или направлять анимированный аватар в путешествии по сюрреалистическому музыкальному миру.
Энтузиазм разработчиков и пользователей плюс растущий импульс потребительской виртуальной реальности вселил в нашу команду самый большой оптимизм по поводу VR-Сети за всё время. Мы считаем, что она жизнеспособна, что она будет невероятно интересной и важной частью интернета будущего.
В мире, где ресурсов всегда не достаточно и многое предстоит сделать для десктопов и мобильной Сети, стоит подробнее остановиться на том, почему мы привержены такой молодой сфере, как VR.
Для начала, мы считаем, что в этот раз виртуальная реальность реальна, и это удивительно. После многих неудачных попыток кажется, что наступает время доступной потребительской виртуальной реальности, что стало возможным благодаря недорогим комплектующим из мощной смартфонной индустрии.
В следующие 12 месяцев крупнейшие технологические компании — от Facebook до Google и Sony — будут выкатывать конкурирующие платформы виртуальной реальности. И даже в первом поколении они будут поражать. Весной этого года наша команда посетила невзрачный офис HTC в Сан-Франциско и испытала её гарнитуру Vive. В тот же день, исполненный дрожи, я написал своим коллегам в Mozilla следующее:
Я стоял в старом магазине запчастей для роботов и проник во внутренности гигантского меха, используя свои настоящие руки, чтобы хватать и поворачивать шестерёнки по инструкциям на великолепном голографическом интерфейсе в стиле Железного человека. Улыбался, как сумасшедший. Каждая крошечная деталь моего тела, голова и руки считывались так хорошо, что я мгновенно забыл о том, что это всё симуляция. Гиперточность сделала меня бесстрашным (нет необходимости беспокоиться о пробуксовках системы) и наполнила желанием играть, исследовать свои возможности. Диего уронил на пол стейк в его кулинарном демо и инстинктивно широко шагнул, чтобы на него не наступить.
Эта технология собирается изменить мир. Я просчитал, что это произойдёт в течение года, основываясь на качестве текущих HMD и понимании того, как они оседлают технологические тренды (цена, производительность, миниатюризация). Но увиденное сегодня заставило меня это почувствовать.
Моя реакция не была атипичной. Любой испытавший выдающееся VR-демо подтвердит, что уникальная способность этой среды в том, что вы верите, что находитесь в виртуальных мирах, и это в самом деле удивительно. Как ваш первый опыт работы с графическим интерфейсом или вид Стива Джобса, прокручивающего плейлист iPhone, это ощущается как прорыв во взаимодействии человека с компьютером с таким же потенциалом для преобразования вычислений, как в этих примерах. И к этому времени в следующем году устройства уже будут на полках магазинов.
Вторая основа нашего WebVR-энтузиазма проста: мы верим, что Сеть сделает виртуальную реальность лучше.
Ранняя виртуальная реальность удивительна, но имеет некоторые разочаровывающие ограничения. Программы должны быть загружены и установлены. Магазины приложений и платформенная фрагментация ограничивают объём и разнообразие контента. Вам, вероятно, повезло, если ваш друг владеет не такой гарнитурой, как вы. А если вы хотите создать собственное приложение, вам понадобятся навыки игрового разработчика.
VR без открытой Сети ощущается излишне ограниченной. Это может быть революция в вычислительной технике, но сегодня больше похоже на революцию в консольных играх.
По теме: В сентябре Unity собирается реализовать поддержку Sony Morpheus
Теперь представьте себе более дружественную Сети виртуальную реальность. Чтобы испытать новый VR-мир, вы кликаете ссылку, и сцена мгновенно загружается. Без установки, без проблем. Количество и разнообразие контента астрономическое, поскольку вам доступна вся Сеть с миллиардами единиц контента. Вся ваша остальная цифровая жизнь также здесь — от Facebook до Twitter и BBC.
Вы можете получить доступ ко всему этому вне зависимости от вашей гарнитуры или даже поделиться опытом с людьми, у которых гарнитур нет. Ваш друг с портативным компьютером печатает символы, которые проявляются гигантскими типографскими блоками, врезающимися в виртуальную землю вокруг вас, пока зритель наблюдает потоковую трансляцию этого на своём iPhone.
Всё это красиво и гладко потому, что веб-платформа ускорена, движимая гонкой вооружений JavaScript и несколькими годами согласованных усилий для делания браузеров способными к требовательным 3D-играм. Возможно, главное в том, что вы можете легко создавать эти миры и делиться ими. Инструменты открыты, ноу-хау общие, и нет никаких препятствий.
Великая сила Сети — плодовитость. Творческие и комплексные решения, вытекающие из простых строительных блоков и низкого сопротивления. Мы верим, что, принося плодовитость в виртуальную реальность и в то же время связывая её с остальной нашей цифровой жизнью, открытая Сеть станет катализатором её созревания из узких квазиконсольных прецедентов в нечто гораздо большее.
Наконец, наша приверженность VR связана с чувством стратегического императива.
Сеть сегодня повсеместна более, чем когда-либо, но вы не обязательно знаете её. В частности, на мобильных устройствах она скрывается за нативными приложениями, сервисами и операционными системами. Она там, просто глубоко.
Мы считаем, что интернет лучше, если вы можете прикоснуться к нему непосредственно — без посредников. Достаточно быстр, достаточно просторен, достаточно интересен. Императив для тех из нас, кто любит интернет и хочет, чтобы он процветал — быть проактивными в раннем охватывании новых технологий, гарантируя, что там, где проходит новая граница, с первого дня есть Сеть. И это удивительно.
Мы очень решительно настроены на ближайшие несколько лет.
Если мы когда-нибудь и достигнем «метавселенной», как обещала научная фантастика, по нашему мнению, она будет построена на открытой Сети. В некотором смысле мы уже сделали самое трудное. Сеть везде. Теперь мы просто должны шагнуть внутрь.
Далее: Будет ли социальная AR/VR новым голубым океаном Nintendo?