Как это устроено: индустрия детских AR-книг от А до R

0
243

Дополненная реальность вдохнула новую жизнь в книжную индустрию и особенно сильно повлияла на детские книги. Она сумела примирить вечно конкурирующие за внимание юного поколения традиционные книги и гаджеты и поэтому пришлась по душе не только детям, но и родителям. Все это привело к ощутимому коммерческому успеху издателей AR-книг и развитию компаний, которые могут создавать эту технологию.

Дополненная реальность меняет книги и книжную индустрию до неузнаваемости. Современные AR-книги похожи на интерактивную игру, мультфильм, онлайн-квест, но никак не на привычную нам бумажную книгу с буквами.

В целом, сложилось два формата, в которых они существуют. Первый понемногу становится привычным для потребителей в развитых экономиках. Это бумажная книга, в которой «оживает» обложка и несколько иллюстраций. Некоторые из них могут превращаться в интерактивные игры. Пример:

Второй пока в новинку даже для развитых стран. Назвать такие издания книгами можно с большой натяжкой: это интерактивная анимация в дополненной реальности, сделанная в виде электронной книги. Пользователь скачивает мобильное приложение, наводит камеру на горизонтальную поверхность, и на ней появляется книга. Она сама раскрывается, рассказывает и показывает свою историю. Такую «книгу» можно было бы назвать 3D-мультиком в дополненной реальности, если бы не её интерактивность и субтитры слов, которые произносит герой книги. Именно они помогают детям начать читать, слушая, как это звучит. Пример:

Чтобы пользоваться дополненной реальностью, пользователям необходимо иметь смартфоны классом не ниже iPhone 8 или аналогичные планшеты. Отсюда следует вывод, что производители AR-книг в основном ориентируются на страны с развитой экономикой. К их числу относятся США, Канада, Германия, Франция, Англия, Италия, Дубай, Саудовская Аравия, Китай, Япония, Южная Корея. Электронные AR-книги — продукт, распространяемый исключительно в Cети, и потому транснациональный.  Наверняка многие граждане таких громадных стран, как Индия, Мексика, Бразилия, Аргентина и Россия тоже вносят весомую лепту в прибыли участников этого рынка.

Цена на создание AR-книг варьируется в зависимости от страны, в которой находится подрядчик. Стартуя от $30 за час работы в Индии, цена услуг может доходить до $150 за час в Северной Америке.

  • Индия: от $30 в час
  • Восточная Европа: от $35 в час
  • Южная Америка: от $43 в час
  • Великобритания: от $70 в час
  • Австралия: от $110 в час
  • Северная Америка: от $150 в час

Бюджет книги зависит от количества «оживших» страниц и игр, количества героев, сложности сцен и локаций, длительности анимации и других деталей. По нашим подсчетам, «оживление» бумажной детской книги сегодня составляет около $50 000, плюс расходы на продвижение, которые раз в 10 выше, чем у книг обыкновенных. И всё это надо будет разделить на количество выпущенных книг.

Но дороже не всегда значит лучше, как и с большинством услуг на рынке IT. Средняя стоимость AR на этих рынках лишь отражает средний уровень зарплат специалистов, в то время как доступность программного обеспечения и «железа» для разработки AR-контента позволяет создавать контент одинаково высокого качества компаниям из разных регионов.

Кому же сегодня нужны детские AR-книги? Сегодня у рынка есть несколько запросов.

AR-книги как новый виток развития книжных издательств

Первая и самая очевидная цель создания AR-книг — их продажа. Зарабатывают на таких книгах издательства. Но стоимость AR-книг на сегодня такая, что только крупные компании, обладающие достаточным объёмом оборотных средств, большим количеством дистрибьюторов и сильным маркетинговым департаментом, смогут успешно реализовать подобный проект. Например, есть американская компания Little Hippo, которая занимается детскими книгами. У неё большое портфолио бумажных книг, но именно AR-книги получили Parents Choice Award. Для их создания издательство привлекает подрядчиков — ИТ-компании. Также AR-книги заказывают электронные библиотеки, например, компания Bookful.

Отсутствие на рынке небольших игроков объясняется и тем, что технология слишком нова: если такую книгу просто поставить на полку, она затеряется. Без специального маркетингового продвижения AR-книгу вообще не стоит выпускать. Продвижение подобной продукции обходится в 10 раз дороже по сравнению с обычными книгами.

Издательствам необходимо продумать доступное и яркое описание на сайте, подготовить понятные ролики, запустить рекламу в разных каналах… При этом очень желательно, чтобы цена AR-книги для покупателя не отличалась от цены обыкновенного издания и составляла около $12 (в среднем, по данным Amazon). Например, книга «ABC Animals Alphabet in Motion» авторства Сарины Симон (Sarina Simon) с иллюстрациями Сатоми Ази (Satomi Asuy) выпущена в 2016 году и сегодня продается по $12,99 за копию.

Есть и другая стратегия: сделать ставку на покупателей премиум-класса и продавать AR-книги по $40–50. Например «Дневник хранителя  призраков», выпущенная российским издательством «Эксмо». Не факт, что само качество дополненной реальности у дорогой книги лучше — совсем нет. Тут мы снова возвращаемся к тому, что играть в эту игру могут только «тяжеловесы».

AR-книги как программы лояльности и подарки

Второй случай, когда бизнес задумывается об AR-книге — использование в программах лояльности. На такую идею решаются компании из самых разных сфер, от сетей супермаркетов до телекоммуникационных компаний.

Механика программ лояльности отличается в зависимости от того, в какой сфере они применяются. Если речь идёт о ритейле, то это выглядит так: прямо в супермаркете можно купить книгу с дополненной реальностью, предположим, за $10–11. При этом каждому покупателю, чей чек превысил определенную сумму, предлагается получить фишку, и при предъявлении 10 таких фишек ту же книгу можно купить в 2 раза дешевле. Этим стимулируется повышение средней суммы чека. Очень успешный пример такого кейса — наш проект для украинской сети продуктовых магазинов АТБ: книги «Алиса в стране чудес» и «Алиса в зазеркалье», которые разошлись тиражом 715 тысяч экземпляров.

Другой пример: телекоммуникационные компании создают бесплатные AR/VR-сервисы, в том числе электронные AR-библиотеки, доступ к которым получают только клиенты компании. Это делается для стимулирования перехода клиентов на стандарт 5G. Дело в том, что основное отличие 5G от 3G и 4G для пользователей заключается как раз в ощутимом повышении качества и скорости доступа к AR-контенту. Потому возможность получить бесплатный доступ сразу к десятку таких сервисов — весомый аргумент для перехода на новый стандарт. Пример, такого проекта — две AR-книги, созданные нами для южнокорейского телекоммуникационного оператора: «Три поросенка» и «Золушка», которые скачали более 98 тысяч раз.

Мы видим, что AR — один из самых перспективных маркетинговых инструментов. Он использует самый прямой канал коммуникации, лежащий практически в каждом кармане — смартфон. Благодаря этой технологии бренды могут напрямую общаться с потребителем, предоставляя  различные дополнительные услуги, тем самым вовлекая и значительно повышая его лояльность.

И, наконец, третья категория — создание книг в качестве подарка. Компании, работающие в сегменте B2B, иногда заказывают такие подарочные издания для своих клиентов. Конечно же, это очень дорогой подарок. И поскольку это подарки, раскрывать информацию о них компании не любят.

Куда идёт этот рынок

AR-книги могут стать бестселлерами: например, книги нашего проекта для АТБ были проданы общим тиражом в 275 000 экземпляров. Но это проект для программы лояльности, а не книга, созданная для конечного потребителя.

В чистом виде продаваемые книги на полках магазинов продаются не так хорошо. По нашей информации, для издательств они пока нерентабельны либо окупаются в ноль. Компании рассматривают это направление как инвестиционное. На данном этапе развития рынка такой проект — скорее «демонстрация флага». Но мы не ошиблись, сказав в начале материала, что успех издательств, которые заказывают AR-книги, ощутим: так они получают дополнительное внимание аудитории, а значит, и продажи.

К AR-книгам нужно относиться как к новому этапу развития книжной промышленности. Через пару десятков лет электронных книг с дополненной реальностью будет больше, чем бумажных. Это пока нереально представить, но так и есть. Хотя это не означает, что бумажные книги исчезнут совсем.

Потенциал рынка огромен. Как любой другой сегмент экономики, он подчиняется законом инерции: убедить потребителя приобрести этот товар пока непросто, но если книга была сделана по-настоящему качественно, ребёнок сам будет просить следующую. Тем, кто сегодня не решится начать применять AR, завтра, возможно, вообще придётся уйти с этого рынка. А доказательство тому — дети, которые уже в малом возрасте проявляют больший интерес к смартфонам, чем к обычным бумажным книгам.

Не пропускайте важнейшие новости о дополненной, смешанной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в TelegramВКTwitter и Facebook!

Далее: Цифровые книги с 3D, ДР и ВР: новые вызовы требуют нового подхода