В мире много форматов цифровых книг, ни один из которых, в том числе в паре с приложениями, не отвечает главному вызову нового времени в горизонте десяти лет, а именно не показывает 3D-модели для иллюстрирования научных публикаций, учебников, исследовательских работ, описания дизайнерских концептов, не говоря об иллюстрировании художественной литературы. Самые популярные форматы файлов с трудом справляются с изображениями, не говоря о 3D и особенно иммерсивных сценариях.
Я хочу обсудить с вами, уважаемые читатели, создание формата цифровых книг, который поддерживал бы три глобальных тренда в контенте 21 века: демонстрацию трёхмерных моделей с возможностью манипуляции и интерактивного взаимодействия; поддержку дополненной реальности; поддержку виртуальной реальности. Вполне вероятно, что в одном из сценариев всё это удастся внедрить в один из текущих форматов при помощи банальных гиперссылок на веб-контент и доработки соответствующего приложения, вроде LitRes или FBReader.
Дисклеймер
Этот текст написан в качестве попытки зафиксировать мысль. Если идея будет развенчана как несостоятельная или пригодится кому-нибудь — замечательно.
Современный ландшафт
В последние 20 лет на рынке форматов электронных книг оформились следующие лидеры:
- FB2 — очень прост и бесплатен, однако простота играет с ним злую шутку: несмотря на распространение в художественном жанре, он не подходит для серьёзных книг с обилием возможностей форматирования и представления данных. Более современный FB3 пока не получил должного распространения и, по вышеперечисленным критериям, устарел.
- EPUB — намного сложнее как в освоении, так и в своих возможностях, что превращается в трудности конвертирования с сохранениям вёрстки.
- PDF — слишком зависит от одной компании и её программного обеспечения и не может стать «народным» хотя бы по этой причине.
Остальные либо не получили сколь-нибудь заметного распространения, либо полностью под контролем конкретных коммерческих платформ (например, AZW).
Как хранить модели
Ни один из перечисленных форматов не поддерживает отображение трёхмерных файлов на экране смартфона или в виртуальном окружении, что будет актуально на смартфонах, планшетах, ноутбуках, а также в очках дополненной и виртуальной реальности. Такую поддержку будет трудно реализовать, зашивая файлы в архив с текстом, поскольку это означает кратное увеличение размера файла. Представим, что здесь нам помогут вездесущие 5G и Wi-Fi.
Итак, размер нам не страшен, потому что скорости интернет-соединения позволяют качать целые фильмы, не говоря о паре десятков несложных моделей в архиве. Но возможно, что оптимальнее будет хранить 3D-файлы в облаках. А ещё это открывает выход к гиперссылкам на WebXR-контент.
При использовании облаков я вижу три пути:
- Собственное облачное хранилище компании-разработчика формата и/или приложения для чтения
- Свободная привязка хранилищ
- Собственное хранилище от разработчика формата/приложения, ряд сертифицированных сторонних (например, государственных для учебников, энциклопедий и так далее) и возможность свободной привязки других хранилищ
Cчитаю наиболее удачной последнюю модель.
Как это может работать
Открывая цифровую книгу, вы видите обычные страницы, на которых в нужных местах, как на иллюстрации выше, есть гиперссылки и/или пиктограммы, указывающие, что по нажатии на конкретное место загрузится 3D-модель.
Оптимальным способом будет гиперссылка, при первом однократном нажатии на которую появляется три пиктограммы. Первая приглашает осмотреть 3D-модель на экране телефона, вторая — в дополненной реальности, а третья — в виртуальной реальности, через очки мобильные или стационарные, подключаемые по кабелю или беспроводным способом. В дополненной реальности модель закрепляется за одной из поверхностей физических предметов, её можно двигать, приближать, удалять перезакреплять на других поверхностях, поворачивать и снова просматривать без ДР.
Важной особенностью решения является возможность читать книги в виртуальной реальности через «читалки», когда перед вами есть окно с текстом книги (или модель книги с наложенным текстовым контентом), а при нажатии на гиперссылки открываются трёхмерные модели, которые появляются в вашем окружении. Книга и модель оказываются рядом, как будто вы читаете бумажную книгу о путешествиях и держите рядом глобус, который можно вертеть, не откладывая текст.
Требования к проекту
- Разработка MVP одним коллективом для вложения чётких базовых принципов
- Свободное распространение, доработка первоначальным коллективом плюс принятие предложений от сообщества
- Возможность использования в классической форме (без 3D), как FB2 и EPUB, чтобы не отрезать пользователей и создателей обычных книг от критической массы знаний
- Простота конвертации в другие форматы — с потерей возможности отображения 3D-данных или даже без неё, если сторонние разработчики озаботятся достойной совместимостью
- Поддержка редактирования текста относительно простыми инструментами
- Поддержка сложной вёрстки, подходящей для научных изданий
- Поддержка наиболее распространённых открытых форматов 3D-файлов, таких как STL, OBJ и COLLADA
- Поддержка одним или несколькими платформами, вроде ЛитРес, через реализацию просмотра 3D-контента в их приложениях для чтения, в том числе в дополненной реальности
- Поддержка среди правительственных структур, крупных издателей учебной и научной литературы
- Наличие контролируемого командой первичного облачного хранилища с потенциальной возможностью самостоятельной загрузки 3D-моделей сертифицированными издателями
- Возможность интеграции сообщества независимых разработчиков с демократическим внесением предложений по реализации новых функций
Монетизация
- Интеграция функций просмотра моделей и демонстрации в дополненной реальности по подписке для владельцев приложений-читалок
- Свободная торговля моделями в интегрированном маркетплейсе (процент от продажи каждой модели)
- Лицензирование интеллектуальной собственности
- Потенциально, производство из девелоперского инструментария платформы для создания книг и привязки к ним файлов, купленных или взятых бесплатно в маркетплейсе
Если для проекта всё же будет создан новый, более совершенный формат цифровых книг, предлагаю назвать его первую версию Science Book или SB, по аналогии с FB2 и в качестве дани уважения его разработчикам.
Не пропускайте важнейшие новости о дополненной, смешанной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в Telegram, ВК, Twitter и Facebook!
Далее: Университет Колорадо открыл лабораторию виртуальной реальности на сто студентов