Иммерсивное путешествие в Nokia: Эспоо, Оулу, Slush, Вексельберг

684

Зима началась с приятного события. В декабре мне довелось стать участником пресс-тура в штаб-квартиру и исследовательский кампус Nokia при поддержке Ростелекома. Из всей делегации я один специализировался на дополненной и виртуальной реальности, поэтому проявлял к этим технологиям наибольший интерес. Воспринимать их в отрыве от телекома оказалось невозможно: Nokia специализируется на разработке и производстве оборудования для сотовой связи, наперегонки с конкурентами залетая в эпоху 5G, которая сулит новый виток и нашей с вами отрасли.

Благодаря Nokia Финляндия сохраняет передовые позиции на глобальном рынке телекоммуникаций, особенно когда европейцы и американцы повально отказываются от услуг Huawei и ZTE по политическим соображениям. Финская компания является стратегически важной для всей Европы, обеспечивая ЕС возможностью выбрать локальный продукт. Телекоммуникации и лицензирование интеллектуальной собственности — два столпа, на которых стоит Nokia, избавившись от груза бизнеса потребительских устройств, таких как смартфоны и камеры OZO. В Nokia неустанно подчёркивают, что лишь лицензируют свой бренд для производителя смартфонов HMD. Юридически это два абсолютно разных предприятия с тесными экономическими отношениями, хотя у руля производителя смартфонов стоят выходцы из Финляндии.

Знать это нужно, чтобы понять: ещё при сделке с Microsoft в 2012 году Nokia вывела за пределы компании ослабевший бизнес по производству терминалов, получив наличные деньги на реструктуризацию и усиление НИОКР. Она сосредоточилась на фундаментальном технологическим стеке: оборудовании и программном обеспечении для сотовой связи на уровне операторов и предприятий, а также лицензировании разработок — серьёзном источнике средств.

В данном случае мы наблюдали болезненный процесс оптимизации. Что бы вы выбрали, будучи владельцем огромного бизнеса: хоронить его за идею или сохранить, приняв трудное решение? Nokia выбрала сохранение. Но история учит, что к этой необходимости привела череда стратегических ошибок.

К тому же, хотя никто из представителей компании вам это не подтвердит, я уверен в сохранении глубокой связи между материнской компанией и вышедшими из её состава юридическими лицами.

Передовые разработки и интеллектуальная собственность стали лейтмотивом нашего путешествия на родину Nokia.

Эспоо

Город Эспоо — это второй по населённости город Финляндии, в нём живёт около 250 000 человек. Эспоо так близко к Хельсинки, что до него можно доехать на столичном метро.

Штаб-квартира Nokia представляет собой кампус, множество зданий на отдельной территории. Здесь просторные улицы между домами и нет людей на улицах днём, что, на мой взгляд, характерно для развитой малонаселённой страны. В дневные часы на улице безлюдность почти стопроцентная, а людей можно опознать в окнах и по заполненным парковкам.

Знакомство с продуктами и сотрудниками Nokia состоялось в Executive Experience Center, отдельном здании, которое обустроено специально для таких визитов.

Максимальное погружения за минимальное время. Это выставка достижений — современных, на острие прогресса, и исторических, переговорные комнаты, а также зал для презентаций, где представители Nokia рассказали о своём видении мира со связью пятого поколения.

Главную презентацию провела Сату Хуухтанен (Satu Huuhtanen), глава отдела сетевого планирования. Она напрямую связывает 5G и четвёртую промышленную революцию, в которой выделяет направления виртуальной реальности, искусственного интеллекта, облачных вычислений и робототехники. Это путь к «программируемому миру», в котором подключённые к интернету вещи и цифровые данные повсюду.

Чтобы создать такое настоящее, нужны соответствующие технические параметры сетей. По оценкам Nokia, для 5G это будут:

  • пиковая скорость до 10 Гбит/с;
  • общедоступные каналы со скоростью 100 Мбит/с;
  • задержки радиосвязи на уровне 1 мс;
  • возможность подключать к Сети до 1 млн устройств на квадратный километр;
  • до 10 лет автономной работы датчика.

Среди планируемых сценариев использования почти на всех слайдах Nokia фигурируют дополненная и/или виртуальная реальность, а также технологии, которые тесно соприкасаются с иммерсивной отраслью.

К 5G между тем готовится большинство крупных операторов связи, включая МТС и Мегафон.

Работа с операторами обеспечивает Nokia ещё два интересных направления бизнеса, которые не касаются ДР/ВР.

Решение Nokia Cognitive Analytics для анализа группового поведения применяет созданные в Nokia Bell Labs алгоритмы машинного обучения к анализу матрицы пересылаемых данных в реальном времени. Для этого не используются информация GPS и данные приложений. В процессе работы программное обеспечение постепенно строит всё более точную и полную картину абонентского поведения. Nokia Cognitive Analytics создаёт дополнительные источники дохода и помогает оператору монетизировать информацию, давая компаниям возможность оптимизировать своё физическое присутствие, товарное или рекламное размещение.

Платформа Multi Access Edge Computing предлагает использование существующих, обкатанных технологий 4G для развёртывания корпоративных сетей с обработкой данных в максимальной близости к абонентам, что значительно снижает задержки.

Вслед за двумя презентациями об этих продуктах, мы перешли к платформам интернета вещей. В данном случае Nokia, как и в других областях, разрабатывает платформы для сбора и анализа данных, а не конечные устройства. Ими занимаются партнёры в разных странах.

Система управления и аналитики для инженерных коммуникаций позволяет собирать информацию с датчиков на трубах, соединениях, вентилях и любом другом оборудовании при полной автономности этого оборудования в течение многих лет. Ежечасный опрос датчиков на разных участках трубы, к примеру, может рассказать об утечках, изменениях свойств труб, проводимых материалов и внешней среды. Nokia не говорит об этом, но мы должны отметить, что наличие датчиков позволяет отслеживать их положение и показатели в дополненной реальности при полевых работах или в виртуальной при удалённом анализе.

К 2020 году Nokia Bell Labs предсказывает, что количество подключённых к интернету датчиков составит 200 миллиардов. Это наглядно иллюстрирует давно зафиксированный факт: устройств в интернете больше, чем людей. Обслуживание датчиков — огромный бизнес. И тут же сотрудник кампуса демонстрирует кейс дополненной реальности: в морских и океанических контейнерных грузоперевозках важно следить за тысячами контейнеров, а для этого очень хорошо подходят очки, которые видят информацию с датчиков и распознают контейнерную маркировку, делая её «человекочитаемой».

Рядом с местом презентации про грузоперевозки расположился «иммерсивный уголок». Здесь технологии можно не только увидеть, но и попробовать.

Возможности компьютерного зрения с передачей данных по сотовой сети показали две роборуки, которые держат планку с катающимся по ней шариком. Задача состоит в удержании шарика в центре планки, даже если кто-то подходит и специально выводит систему из равновесия. Камера оценивает расстояние до сторон планки и положение шарика, строит модель, а манипуляторы почти мгновенно производят необходимые действия, поднимаясь и опускаясь.

Справа установлен стенд, который показывает передачу физических ощущений на расстоянии без проводов. Пользователь берёт специальный джойстик, который управляет манипулятором, касающимся поверхностей с разным тактильным рисунком. Датчики на манипуляторе воспринимают вибрации и передают их на вибромотор джойстика.

Это удивительно простой, но занятный способ сделать пользователя частью окружения удалённой машины, которой он управляет. Похоже на виброотдачу в играх, но с более низкой задержкой и потенциально на большем расстоянии.

За спиной у нас в это время лежали два ноутбука с комплектами Oculus Rift. С ними гости погружаются в симуляции Nokia для отработки профессиональных навыков. Симуляции, при минимальной эстетической составляющей, функциональны настолько, насколько это нужно. Я однако думаю, что в них не хватает реалистичности, деталей, которые сильнее погружали бы в процесс и заставляли лучше схватывать тему.

Оулу

Холл главного здания кампуса Nokia в городе Оулу украшает крупная надпись «Home of Radio». Это настоящий дом радиотехнологий, ими здесь занимается больше 2000 человек, разработки ведутся около 50 лет. Узнавая такие вещи, понимаешь, сколько труда вложено в бренд. После поглощения финнами американской корпорации Bell Laboratories, которое прошло в рамках объединения Nokia и Alcatel-Lucent в 2016 году, эта история обогатилась на десятилетия.

Яркий интерьер офиса в Оулу не может скрыть фактической строгости. В здание нельзя войти без пропуска, из холла в другие помещения без него дорога тоже закрыта, за делегацией всё время следят сотрудники компании, чтобы журналисты не снимали лишнего и не заходили туда, куда не стоит. Есть масса других нюансов.

Такие меры не нужно считать драконовскими: здесь находятся экспериментальное производство, лаборатории, секретное оборудование, системы связи и документы. Я бы очень удивился, не увидев признаков режимного объекта.

Nokia удалось привнести в эту атмосферу человечность: в углу холла стоит стенд, на котором висят пакетики с велосипедными отражателями и призыв взять их, если у вас по какой-то причине не своих.

Несмотря на то, что это почти полярный круг, сотрудники Nokia ездят на работу на велосипедах. Темнеет здесь рано, и отражатели действительно полезны при движении по дорогам. Даже если эта доска создана специально для гостей, вы правда можете подойти и взять отражатель, это работает.

Кстати, недостаток света при смене дня и ночи компенсируется тем, что в Оулу есть полярный день, когда Солнце сутками кружит по небу, но нет полярной ночи.

И ещё немного о человечном подходе в бизнесе. Прямо в переговорной комнате, где проводятся фуршеты и неформальные презентации у огромного, как это принято в Финляндии, окна, прямо здесь рядом с доской для вычерчивания бизнес-схем сделана сауна. Да, она работает, она большая, туда можно ходить — не всем и не в любое время, но можно. Почему-то мне кажется, что доступ к какой-нибудь сауне есть у каждого в этом здании. 

После небольшой вводной презентации под чутким взором наблюдателей Nokia нас проводили на второй этаж, чтобы надеть куртки для посетителей и специальные антистатические полоски на обувь. Сделав это, мы пошли вслед за телеуправляемым роботом (он не был нужен, просто развлекал) прошли по балкону с видом на первый этаж и холл.

За дверью с очередным замком на карточках нас ждало большое предпроизводственное помещение с несколькими демо-зонами. Первая же порадовала показом очков виртуальной реальности Vive с симулятором рабочей обстановки. На нём стоит остановиться подробнее.

В Nokia есть небольшой отдел Digital Twin, в котором инженеры исследуют возможности виртуальной реальности для совместной удалённой работы. Название отдел получил из-за главного направления деятельности: создания цифровых копий реальных помещений со всем инструментарием обучения и обмена опытом. 5G помогает собирать информацию о ВР-технологии, тестировать терминальные устройства, разрабатывать симуляции.

В рассказе о виртуальной реальности представители Nokia подчёркивают отсутствие полевого, коммерческого применения 5G, но говорят, что компания осознаёт перспективы их сочетания, такие как снижение задержек между действиями человека и реакцией оборудования. Это будет полезно, например, для медицинского применения (в хирургии), в промышленности для обучения и телеуправления, а также в игровой индустрии, размеры которой не позволяют её игнорировать даже ориентированной на крупный бизнес финской корпорации.

Nokia сотрудничает с небольшими компаниями в области внедрения ВР, но это малая часть её бизнеса, поэтому она ориентируется на использование технологии во внутренних кейсах. Финны создают инфраструктуры, а не продают готовые решения.

Рядом со стендом Digital Twin расположился стенд Nokia Valo Basic Virtual Reality Camera. Это камера (очевидно, ветвь проекта OZO), которая снимает сферическое стереоскопическое видео, поддерживает Windows и macOS и весит примерно 11 килограммов. Её высота без подставки составляет 249 миллиметров, а диаметр — 190 миллиметров. Более точные характеристики остаются в секрете.

Производственная линии в Оулу будто специально спроектирована для того, чтобы показывать технологии Nokia. Допускаю, что так и есть, ведь водить в этот центр зарубежных партнёров после сауны в переговорной — залог хорошего настроения при подписании контрактов.

Фотографировать здесь категорически запрещено. 

В большом цехе машины в полуавтоматическом режиме штампуют комплектующие для оборудования связи. Проходя по коридору и уворачиваясь от роботизированной платформы для перевозки небольших предметов, которая учтиво останавливается и объезжает вас, вы наблюдаете за быстрым танцем массивных манипуляторов ABB, руки которых переносят, паяют, собирают и упаковывают новенькие передатчики. Вы видите, как пулемётная лента пакетиков с чипами заряжается из кассеты, чтобы робот поставил каждого кремниевого жука на своё место. Вы смотрите, как в закрытых боксах, напоминающих огромные печи, рентгеновские лучи пробивают платы, чтобы сканеры показали: качество соответствует плану. Люди следят за машинами, помогают им, заботятся.

Это торжество Промышленности 4.0. Человек освобождается, чтобы расширить производство или заняться другими важными вещами. Роботы этой эпохи не лишают нас рабочих мест, а дают возможность развиваться, осваивать новые высоты. Хотят этого, конечно, не все. Из лишних звеньев цепи можно сделать новую цепь; сломанные придётся выкинуть.

Дополненная и виртуальная реальность как инструменты общения, взаимодействия и обучения могут помочь в любом деле, в том числе в повышении или смене квалификации. Используйте новые инструменты и будете точно быстрее тех, кто этого не делает. Учите других и получите то окружение, которого хотите.

Последний кейс с производственной линии Nokia является отличным примером того, как машины освобождают людей от «машинного» труда. Умная машина фиксирует (сверлит, соединяет) платы на корпусе устройства, но не просто тыкается в точку пространства, а видит нужные места и не ошибается, даже если детали смещены друг относительно друга.

В первый раз это показали нам в Оулу, но там действуют строгие правила съёмки, из-за которых у меня нет кадров из цеха. Второй раз кейс показали на стенде Nokia на выставке Slush в Хельсинки, куда мне удалось заглянуть на один день. Здесь съёмка только поощрялась. Смотрите сами:

В конце замечательную презентацию о Северном сиянии и его съёмке нам провёл Томас Каст (Tomas Kast). Он был инженером, но много лет назад решил изменить свою жизнь, полностью отдавшись любимом делу — фотографии. И у него очень хорошо получается. Кое-что Томас выкладывает в Instagram под ником thomaskast1. 

Slush

Slush в Финляндии — это огромные пространства, заполненные тысячами людей, причастных к высоким технологиям. Ещё в отеле вы можете заметить, что вокруг появляются люди со  специальными браслетами, разговаривающие о стартапах. После не очень примечательного входа, предъявления пропуска и браслета вашему взору открывается вид на первые коридоры к залам и гардероб на 12 000 мест. На вид он заполнен процентов на семьдесят.

К огромному сожалению, я не попал на целый отдельный день виртуальной и дополненной реальности, который проводился отдельным мероприятием под эгидой Slush. Если у вас получилось, пишите отзывы, присылайте фото в комментарии. 

Я встретил здесь около 20-30 компаний, которые разрабатывают иммерсивные технологии или просто активно используют их на выставках. Рассказывать обо всех слишком долго, остановлюсь на тех, которые запомнились больше других.

Почти у входа, в очень удачном месте рядом с Microsoft нас встретила Nokia со стендом 5G и дополненной реальностью, которую вы видели на видео.

Siemens сделала инсталляцию с дополненной реальностью, в которой на iPad показывала, в каких разных отраслях работает. Например, вокруг стенда летал компьютерный астронавт, ездили поезда. Это хайп с небольшим смыслом, но заставляет улыбнуться. Так огромная корпорация вызывает у людей положительные эмоции.

Facebook сделала статусный стенд для платформы дополненной реальности Spark AR. Суда по отношению размера стенда к количеству реальных демонстраций, это скорее способ рассказать о том, что такая платформа вообще существует. С другой стороны, это Facebook с сотнями миллионов активных пользователей, так что частые демонстрации могут и не понадобиться. Такой же подход наблюдался на стендах других крупных компаний, считающих нужным просто появиться.

Отлично отработали ВР-тему сотрудники авиакомпании Finnair. Каждому гостю они предлагали надеть Vive Pro c беспроводным модулем (заодно позволяя протестировать это редкое оборудование) и включали приложение для тренировок обслуживающего персонала аэропортов. Хорошую графику и быстродействие лично мне подпортила топорность выполняемых действий и слабая физика. Но это функциональный кейс, который можно прямо сейчас пускать в корпоративные образовательные центры, за такое можно многое простить.

Одним из тестеров Finnair стала старший советник Министерства транспорта Финляндии Анне Миеттинен (Anne Miettinen). Доброжелательная сотрудница авиакомпании, которая помогала освоить приложение мне, делала 90% успеха стенда, создавая комфортную атмосферу и молодому ИТ-специалисту, и опытному чиновнику.

Хельсинкский стартап Grib показал приложение дополненной реальности для 3D-моделирования. Концепт оригинальный: нарисуйте на обычной бумаге фигуры, а Grib добавит им объём и сделает из них строительные блоки. Модели можно отправлять друзьям и печатать на 3D-принтере.

Молодая компания выходит на образовательный рынок Финляндии и получает неплохие отзывы. Процесс занимателен; рискну предположить, что ещё больше он нравится детям.

В 2018 году транснациональная корпорация ABB Group, роботизированные манипуляторы которой мы видели на производстве Nokia, стала титульным партнёром Формулы E, чемпионата мира по гонкам на электромобилях. Формула Е помогает целому ряду компаний оттачивать спектр технологий электрических авто, монетизируя процесс с помощью зрелища. ABB отметила партнёрство созданием симулятора виртуальной реальности, который привезла на Slush. Стенд ожидаемо пользовался успехом — в основном у мужчин.

Стартап Gonio VR разрабатывает физиотерапевтический инструмент для реабилитации при травмах плеч. В нём пользователь ВР-очков в игровой форме выполняет упражнения, нацеленные на восстановление здоровья конечностей. Софт распознаёт и оценивает движения, сообщая о достигнутом прогрессе. Сделано в Дании и протестировано в местных клиниках.

На большом стенде Bosch посетителям предлагали и Oculus Rift, и HoloLens. Демонстрации были нацелены на автоиндустрию: в первом случае человек садился за руль дорогого авто, получая максимально реалистичные (в условиях компьютерного моделирования) ощущения от такого теста, а во втором случае компания показывала платформу разработки дополненной реальности Common Augmented Reality Platform (CAP).

На хайпе вокруг дополненной реальности решила выехать компания Flexound. Под надписью «augmented audio» она продаёт кресла с обратной связью, моторы которых сообщают зрителю фильма физические ощущения на основе звуковых эффектов. Звук в качестве базы для отдачи означает, что система совместима с любым фильмом. Ощущения интересные, как будто в кресле есть с десяток маленьких направленных сабвуферов.

Отдельно хочу рассказать о стендах Сколково совместно с Московским и Русским экспортными центрами, которые находились буквально через стенку. Складывалось ощущение, что две стороны стенда конкурируют друг с другом, тогда как на других национальных презентациях этого не наблюдалось. Тем не менее наши соотечественники заняли много места и привлекали много внимания, молодцы.

На российских стендах я нашёл и виртуальную реальность. Московская студия интерактивных проектов YODE Group привезла проект создания виртуальных симуляций продаваемой недвижимости. Разработчики сами делают модель объекта, включая такие тонкости, как приборы на столах, которые можно поднять и покрутить в воздухе.

Монетизация продукта началась с дома в Австралии. И это вполне логично, ведь стоимость разработки должна быть существенно ниже стоимости объекта. Странно только, что это не используют крупные застройщики с многоэтажными типовыми зданиями.

Софт YODE хорошо выглядит, он создан на Unity, а он сейчас явно подтянулся к Unreal Engine. Впечатление подпортил только зернистый экран Vive, хотя это ощущение обострилось после Finnair с их Vive Pro.

Виктор Вексельберг

Много внимания к российскому стенду привлёк приехавший на Slush миллиардер Виктор Вексельберг, президент фонда «Сколково». Он имеет непосредственное отношение к программе «Цифровая экономика» и, в некотором смысле, является её идеологом: первому лицу главного стартап-фонда страны приходится регулярно рассказывать о программе, так или иначе выступая её адвокатом.

Я имел личный печальный опыт участия в «Цифровой экономике» по треку дополненной и виртуальной реальности. По моим данным, за полтора года программу трека полностью провалили, не сделав вообще ничего или, в зависимости от точки зрения, сделав так, что лучше бы ничего не было. С этим опытом за плечами я задал Виктору Феликсовичу вопрос о его отношении к изначально полезному федеральному начинанию.

Давайте начнём с того, что серьёзный, полномасштабный старт дан лишь полтора года назад, когда правительство осознало неизбежность или необходимость того, чтобы экономика двигалась в сторону цифровизации. Я могу говорить об участии в этом процессе нашего фонда.

Для развития цифровой экономики нужно достаточно много условий. Очень важным условием является то, что должна быть создана среда, которая будет поддерживать и продвигать инициативы и системные решения. Я думаю, что правительство пытается — оно очень много сделало в этом направлении — как раз создать эти условия. Создана некоммерческая организация (АНО «Цифровая экономика» — прим. ред.), в которую вошли, наряду с представителями государственных структур, представители бизнеса.

И в этом диалоге между государством и бизнесом определяются направления, определяются национальные приоритеты, появляются экономические решения. Наш фонд в этом принимает очень активное участие. В первую очередь, мы являемся ответственными и активными участниками подготовки всего комплекса законов, которые предназначены для регулирования многочисленных неурегулированных вопросов.

Уже сегодня подготовлено порядка сорока законов, которые находятся на рассмотрении. Идей не меньше, а может быть и больше. Вопросы, которые требуют решения, нетривиальные, особенно для нашей России. Это вопросы интеллектуального права, доступа к информации, регулирования этого доступа. Конечно, цифровая экономика — это данные и технологии использования этих данных.

Я бы мог привести огромное количество требующих решения проблем, с которыми сталкивался в ежедневной практике. И нужно подчеркнуть ещё раз: мне кажется, что структура и формат дискуссии между бизнесом и правительством на сегодняшний день выстроены очень конструктивно. Вопрос в том, чтобы это было доведено до конечного результата.

Второй вопрос, конечно, это деньги. Возникает традиционная развилка: кто должен быть финансовым драйвером этого процесса — государство, которое в той или иной форме по разным каналам вкачивает деньги, либо бизнес, который будет заинтересован в том, чтобы вкладывать?

Приоритетным условием перехода на цифровую экономику неизбежно будет заинтересованность бизнеса в инвестировании. Государство никогда самостоятельно не сможет поднять эту огромную массу. Поэтому создание именно привлекательных условий, определённых стимулов, преференций — это чрезвычайно важно. Государство может работать в начальной стадии, дать толчок, дать регуляторную поддержку, но основная часть, это участие бизнеса во всех этих вопросах.

Мне кажется, мы находимся на начальной стадии реализации. Но при этом я хотел бы, отталкиваясь от нашей практики, подчеркнуть: на сегодняшний день в фонде («Сколково» — прим. ред.) порядка двух тысяч компаний. Имеются в виду те, которые имеют статус резидента. Я вам точно могу сказать, что две трети из них можно однозначно отнести к участникам цифровой экономики будущего: это и искусственный интеллект, и промышленный интернет, это и цифровизация медицины, это и финтех, который у нас очень активно развивается, в котором у нас есть лидеры. Мы видим элементы цифровой экономики во всех направлениях.

Мне кажется, у нас есть все разумные предпосылки [для успеха]. Я бы не хотел опередить события и сказать, что мы уже там. Нет. Нам ещё многое надо сделать, чтобы мы были адекватны возникающим вызовам.

Мы находимся с вами на Slush, на одной из крупнейших инновационных площадок Европы. Более 20 000 участников, здесь представлены все ведущие компании в самых разных отраслях. Стоит говорить объективно: нам надо догонять. Но мы понимаем, что уже близки, что мы дышим им в спину, а в некоторых вещах уже опережаем. Поэтому пожелайте нам удачи, мы со всем справимся.

Вместо точки 

Финальная фраза Виктора Феликсовича станет замечательным завершением статьи. Многие бизнесмены считают, что государство должно минимально влезать в бизнес. И этому есть ясные экономические и юридические обоснования. Другие предприниматели с радостью пользуются всевозможными госпрограммами, участвуют в госзаказах, а иногда и сами становятся инициаторами законов и поправок. Давайте пожелаем успеха и тем, и другим. Стремление ко всеобщему благу через диалог разных людей приведёт к взаимной выгоде.

Ростелеком и Nokia, организаторы этой поездки, показали пример полезной кооперации. В мае 2018 года они договорились создать совместное предприятие в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Президент Ростелекома тогда рассказал в интервью РБК:

Мы планируем выпускать здесь, в России, самое современное телекоммуникационное оборудование. Действительно, технологии меняются очень быстро, и нам для того, чтобы сделать какие-то масштабные шаги вперёд, необходимо сотрудничество с лидерами. Мы считаем, что это даст нам серьёзные преимущества, сократит время, которое требуется для того, чтобы догнать страны-лидеры.

Я лишь замечу, что не обязательно сотрудничать с лидерами. Порой достаточно просто сотрудничать. Открытость и общение выстроят для вас необходимые связи, позволят обмениваться опытом и приведут к успеху. Не зря новые возможности для взаимодействия людей стали одним из главных драйверов и дополненной, и виртуальной реальности в этом году. Пусть следующий год подарит вам больше открытий. Оставайтесь на связи.

Не пропускайте важнейшие новости о дополненной, смешанной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в TelegramВКTwitter и Facebook

Далее: Как 5G изменит устройства и сервисы дополненной реальности