В этом году на острове Lazzaretto Vecchio в Венеции в четвёртый раз должны были пройти показы VR-программы одного из наиболее важных кинофестивалей в мире — Биеннале Венецианского кинофестиваля. Известные события поставили перед организаторами всех смотров в мире сложный выбор: полностью уходить в онлайн, как поступили многие мероприятия, такие как goEast и каннский Marche du Film, либо отменяться и переносить программу на следующий год.
К концу августа ситуация частично стабилизировалась, и кураторы ВР-программы Венецианского кинофестиваля Мишель Рейляк (Michel Reilhac) и Лиз Розенаталь (Liz Rosenthal) решили рискнуть: несмотря на то, что выставки на «VR-острове» вживую не будет, вся программа и общее пространство для встреч и дискуссий перешли на платформу VRChat при поддержке VRrOOm. На ней же ранее прошёл goEast и несколько других небольших фестивалей, а также онлайн-концерт музыканта Жана-Мишеля Жарра (Jean-Michel Jarr).
В VR-секцию Венецианского кинофестиваля 2020 года вошли проекты из 24 стран; конкурсная программа состоит из 31 работы. Еще 10 работ входят в категорию Best In VR: лучшие работы, которые уже были опубликованы. Оценивать проекты будут легендарный японский создатель игр Хидэо Кодзима и британский режиссёр-документалист, обладатель премии «Оскар» Асиф Кападия (Asif Kapadia). Возглавила жюри режиссёр проекта The Key, получившего Венецианского льва за лучшую иммерсивную работу в 2019 году, Селин Трикар (Celine Tricart).
Но ключевую ставку фестиваль сделал на программу Venice VR Expanded — Satellite Programme, в которую вошли 15 городов по всему миру с офлайн-показами на известнейших культурных площадках мира.
В Москве, благодаря усилиям Алины Михалевой (Less Media Group), компании «Экспоконтент» и при поддержке Российский технологический университет МИРЭА, российского представительства HTC Vive и AVRA показы проходят со 2 по 12 сентября на одной из площадок дизайн-завода «Флакон». Купить билеты можно на сайте vr.flacon.ru.
На площадке работает 20 очков виртуальной реальности. Зритель приобретает билет и на 55 минут погружается в работы авторов. Ключевое отличие Satellite Programme от доступных онлайн работ в том, что «вживую» можно посмотреть все фильмы программы, а бесплатно онлайн — только 26. За доступ ко всем придётся заплатить €100, и в эту цену войдёт участие в дискуссиях и вечеринках, которые нужны не всем.
По формату все работы делятся на интерактивные (зритель может перемещаться внутри в любую сторону) и сферические фильмы (зритель зафиксирован и может лишь поворачиваться). Часть работ можно воспроизвести на автономных Oculus Quest, но самые сложные как графически, так и технически сделанные работы можно посмотреть только на шлемах Vive Pro с производительным компьютером.
Гид, представленный ниже, поделён на конкурсные и внеконкурсные показы, свободное перемещение и только повороты головы, возможность посмотреть на Quest или необходимость очков для компьютера, а также доступность только на Флаконе или доступность онлайн платно и бесплатно.
Кстати, если хотите разобраться во всём самостоятельно, вот нужная ссылка.
Best of VR
Самой простой стратегией знакомства с лучшими работами будет просмотр внеконкурсной программы BEST OF VR. В ней представлено 9 работ:
SoundSelf: Technodelic / SoundSelf: Техноделика
- Режиссёр: Робин Арнотт (Robin Arnott)
- США. Интерактивный фильм. 20 минут
Трейлер:
Down the rabbit hole / Вниз по кроличьей норе
- Режиссёр: Райан Беднар (Ryan Bednar)
- Швеция. Интерактивный фильм. До 300 минут
Трейлер:
1st step — From the Earth to the Moon / Первый шаг — От Земли до Луны
- Режиссёры: Йорг Куртьял (Jörg Courtial), Мария Куртьял (Maria Courtial)
- Германия. Сферический фильм. 14 минут
Трейлер:
The Room VR: A dark matter / Комната VR: Тёмная материя
- Режиссёр: Марк Хэмилтон (Mark Hamilton)
- Великобритания. Интерактивный фильм. До 180 минут
Трейлер:
Home / Jiou jia / Дом
- Режиссёр: Сю Чи Йен (Hsu Chih Yen)
- Тайвань. Сферический фильм. 18 минут
Blind spot / Слепое пятно
- Режиссёр: Ху Чжанъян (Hu Zhangyang)
- Китай. Сферический фильм. До 360 минут
Трейлер:
The book of distance / Книга Расстояния
- Режиссёр: Рэндалл Окита (Randall Okita)
- Канада. Интерактивный фильм. До 25 минут
Трейлер:
Gravidade VR / Gravity VR / Гравитация VR
- Режиссёры Фабито Рихтер (Fabito Rychter), Амир Адмони (Amir Admoni)
- Бразилия, Перу. Интерактивный фильм. 15 минут
DOUBLE / Двойной
- Режиссёры: группа Darkfield (аудио, недоступен для показа)
- Великобритания. Аудио (недоступно для показа). 20 минут
Конкурсная программа
Но центром фестиваля является его конкурсная программа, доступная в режиме свободного перемещения как в автономных очках, так и в проводных очках, а также в формате видеосферы.
Интерактивные фильмы для Oculus Quest
Baba Yaga / Баба Яга
- Режиссёры: Эрик Дарнелл (Eric Darnell), Матиас Шелебург (Mathias Chelebourg)
- США. 15 минут
Работы Эрика Дарнелла и его Baobab Studios показаны везде. Во многом они служат базовым примером того, что такое VR-анимация. Создатель «Мадагаскаров», обладатель Emmy Award за VR-проекты, в этот раз он пригласил звезду последних «Звёздных войн» Дейзи Ридли (Daisy Ridley) и француского VR-автора Матиаса Шелебурга (Mathias Chelebourg) для создания анимационного проекта по мотивам хорошо известной в России и всей Восточной Европе сказки о Бабе Яге.
Проекты от Baobab Studios пропускать нельзя ни в коем случае, тем более, что данный проект создан и изначально оптимизирован под Oculus Quest, что само по себе испытание для мультипликаторов, стремящихся создать наиболее высокое качество анимации. Поэтому из всей программы этот проект — первый к просмотру.
Paper Birds / Бумажные птицы
- Режиссёры: Герман Хеллер (German Heller), Федерико Карлини (Federico Carlini)
- Аргентина. 19 минут
Авторы прошлогоднего хита и победителя множества VR-фестивалей, включая Венецию, «Gloomy Eyes», представляют новую работу. Это история недальновидного, но необычайно талантливого музыканта. Его бросают во тьму, где он должен найти способ спасти свою семью, похищенную тенями.
Goodbye Mister Octopus / До свидания, господин Осьминог
- Режиссёр: Амори Кампион (Amaury Campion)
- Франция, США. 8 минут
Новый проект от студии Atlas V — одной из наиболее успешных европейских компаний, занимающихся VR и создавшей самые известные работы последних лет: Spheres, Battlescar и вышеупомянутый Gloomy Eyes.
Анимационный фильм о Стелле, девушке, живущей с излишне оберегающим её отцом Леонардом. Мать девушки, Лив, едва ли может позаботиться о своей дочери, так как занимается антропологией и биологией на другом конце света. В свой День рождения Стелла хотела бы принять участие в важном футбольном турнире, проходящем в Австралии, но её отец выступает против. Разгневанная, она уже готова отказаться от мечты, когда неожиданно получает письмо от матери.
A taste of hunger / Вкус голода
- Режиссеры: Кристоффер Боэ (Christoffer Boe), Дэвид Адлер (David Adler)
- Дания, Швеция, Франция. 15 минут
Интерактивный VR-проект погружает зрителя в центр классического любовного треугольника, сочетающего притяжение, конфликт и примирение. Виртуальное пространство разделено на 20 событий, связанных с этими тремя ключевыми концепциями, и подчёркивает единение и разногласия влюблённых.
We live here / Мы здесь живём
- Режиссёр: Роуз Троше (Rose Troche)
- США. 12 минут
Созданный в рамках программы Oculus for Good, фильм показывает нам жизнь 60-летней бездомной женщины Рокки, начиная с того дня, когда полиция решила выгнать всех бездомных из парка, где она живёт. Им дают десять минут, чтобы покинуть парк, и Пол, друг Рокки, призывает всех не сопротивляться, чтобы не попасть в тюрьму. Рокки неохотно соглашается. Наблюдая за повседневной жизнью Рокки в деталях, зрители осознают, что оказаться на месте Рокки может каждый.
Ajax All Powerful / Аякс Всемогущий
- Режиссёр: Итан Шафтел (Ethan Shaftel)
- США, Китай. 15 минут
Автор фильма, Итан Шафтел, является одним из наиболее удачливых и креативных авторов в VR формате – его комедийные работы Kaiju Confidential, Extravaganza и Space Buddies были на практически всех VR-фестивалях мира. Поэтому любой новый проект от Итана — это всегда увлекательный, абсурдный и невероятно смешной фильм.
Генри Уинклер — джинн, пристрастившийся к человеческим душам, которые он собирает в обмен на исполнение желаний доверчивых людей. Только кажущаяся наивной девочка, которая на этот раз потерла его лампу, не так проста: чтобы договориться о своих желаниях, она наняла дотошного адвоката (Крис Парнелл).
Первые пять фильмов доступны только на Oculus Quest, а вот Аякс Всемогущий на то и всемогущий, что его можно посмотреть как на Oculus Quest, так и на HTC Vive Pro.
Интерактивные фильмы для ПК (также доступны в Viveport)
Gnomes and goblins / Гномы и гоблины
- Режиссёры: Джон Фавро (Jon Favreau), Джейк Роуелл (Jake Rowell)
- США. До 120 минут
Сюжетная анимационная VR-игра от Джона Фавро, продюсера «Железного человека», «Мстителей», «Мандалорца», и режиссёра Джейка Роуелла, автора одного из самых ранних и популярных VR-экспириенсов theBlu.
Here / Здесь
- Режиссёр: Лисандер Эштон (Lysander Ashton)
- США, Великобритания. 5 минут
Грандиозный байопик, основанный на графическом романе Ричарда МакГира, разворачивается в уголке комнаты. Зритель присоединяется к мириадам персонажей, которые давно считают эту комнату своим домом. Ход повествования позволяет погрузиться в произведение, действие которого разворачивается уникальном пространстве, и взаимодействовать как с теми, кто уже был там, так и с теми, кого ещё нет.
Great Hoax: The Moon landing / Великий заговор: Высадка на Луну
- Режиссёры: Джон Су (John Hsu), Марко Лококо (Marco Lococo)
- Тайвань, Аргентина. 17 минут
Совместный проект тайваньского режиссёра художественных фильмов Джона Су и аргентинской студии 3DAR, придумавшей и создавшей один из главных VR-хитов прошлого года «Gloomy Eyes».
В 1969 году экипаж корабля «Аполлон-11» высадился на Луну. Несмотря на утверждения конспирологов, назвавших высадку обманом, Соединённые Штаты с гордостью показали миру, чего может достичь могущественная страна. Пятьдесят лет спустя тайваньский народ борется с кризисом идентичности и финансовой нестабильностью и ждёт, когда кто-то сделает шаг вперед и заставит его вознестись.
Beat / Сердцебиение
- Режиссёр: Кисуке Ито (Keisuke Ito)
- Япония. 12 минут
Автор фильма, Кисуке Ито, уже участвовал в Венецианской программе в 2019 году в рамках Beinnale College VR Cinema (специальной образовательной программы, направленной на финансирование разработки и создания новых VR-проектов с премьерой эксклюзивно в Венеции). Он создал VR-фильм «Перо», получивший большое количество как фестивальных наград, так и показов на площадках по всему миру.
«Сердцебиение» — это история, буквально рождающаяся из сердца зрителя, так как здесь в анимации воспроизводится биение сердца. Зрители также знакомятся с ржавым роботом, у которого нет сердца, но которому они могут отдать своё, поместив его в металлическое тело. Счастливый робот встаёт и начинает двигаться. Но он не понимает, как общаться с другими роботами. Его «сердце» является ключом к развитию истории и, наблюдая за ростом личности робота, зрители начинают задумываться о своём собственном сердце.
Mirror: The Signal / Зеркало: Сигнал
- Режиссёр: Пьер Зандрович (Pierre Zandrowicz)
- Франция. 9 минут
Отправленная на неизвестную планету, молодая экзо-биолог Кларис терпит крушение в таинственном месте. В попытке найти остальных членов своей команды она становится свидетельницей первого сигнала, генерируемого самой планетой.
В программе интерактивных фильмов также следующие работы:
-
Once upon a sea / Однажды в море
-
The Hangman at home / Палач дома
-
Havfolket kalder mørknet vand / Тишина
-
African space makers / Африканские творцы пространства
-
Sha si da ming xing / Убийство суперзвезды
-
Agence / Агенты
-
Dreamin’ Zone / Зона Мечтаний
-
Minimum Mass / Минимальная масса
-
Siltojen alta tulevaisuuden ihmiselle / Человек под мостом
-
Kinshasa now / Киншаса сейчас
-
Terrain / Местность
Сферические фильмы (также доступны в Viveport Video и Oculus TV)
Home / Jiou jia / Дом
- Режиссёр: Сю Чи Йен (Hsu Chih Yen)
- Тайвань. Сферический фильм. 18 минут
Фильм, основанный на личной истории режиссёра. В летний день семья собирается в своём старом доме, чтобы провести время с бабушкой, которая теперь почти не двигается, не слышит и не реагирует на внешние раздражители. Много людей заходит в дом в течение дня. Зритель тоже принимает участие в этой семейной встрече, но в довольно своеобразной роли — глазами бабушки.
Recoding Entropia / Перекодирование энтропии
- Режиссёр: Франсуа Вотье (François Vautier)
- Франция/ 8 минут
Посреди пустоты, на горизонте бесконечного пространства блуждает, представляя себя глазам зрителя, внушительная геометрическая форма. Это огромный и чистый тетраэдр, внушающий мысли о вечности. Оставаясь неподвижным, он распадается на миллионы фрагментов, витающих в пустом пространстве, как призраки в сердце бесконечности. Скоро это внушительное нечто разбивается на облако частиц, танцующих в небытии.
Penggantian / Замены
- Режиссёр: Джонатан Хагард (Jonathan Hagard)
- Япония, Германия, Индонезия. 12 минут
Фильм, вдохновлённый реальными людьми и локациями, повествует о семье, живущей в вымышленном районе Джакарты, столицы Индонезии. Здесь они становятся свидетелями политических, экологических, культурных преобразований в городе в период с 80-х по 2020 год и подъёма исламского фундаментализма, меняющего привычный городской уклад.
Также в программе сферических фильмов:
-
Om devi: sheroes revolution / Ом деви: революция героинь
-
Wo sheng ming zhong de 60 miao / Ещё минуту
-
Au pays du cancre mou / В стране дряблых лентяев
Biennale College Cinema VR
Последняя, но не менее важная программа — это Biennale College Cinema VR: проекты, разрабатываемые и создаваемые в течение года специально для премьеры на Венецианском кинофестивале:
-
Queerskins: ark / Квирскинс: ковчег
-
Meet Mortaza VR / Встреча с Мортазой VR
-
Il dubbio — episodio 1 / Сомнение — эпизод 1
-
Vajont / Вайонт
***
Более 40 работ посмотреть трудно, но фестиваль идёт до 12 сентября — как онлайн, так и на Флаконе. Советую не упустить возможность познакомиться с совершенно разными подходами и форматами, которые сильно расширят ваше понимание того, что такое креативный VR.
Работы показываются на оригинальном языке (или с английскими субтитрами), но ключевая особенность VR в том, что, надевая очки, вы выключатесь из реальности и начинаете жить в предлагаемых обстоятельствах, созданных авторами работ. Каждая работа — это отдельный мир, и каждый может найти для себя работу «по душе» опираясь на свою интуицию, а не только выделенные в этом обзоре хайлайты.
Хочется надеяться, что экспериментальный формат, разработанный из-за карантина и пандемии коронавируса, сможет вывести в будущем довольно закрытую и малодоступную VR-программу Венецианского и многих других кинофестивалей на более широкий уровень. Результаты этого года покажут, насколько VR действительно может преодолевать ограничения и объединять, хоть и виртуально, людей, в совершенно новых мирах.
Не пропускайте важнейшие новости о дополненной, смешанной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в Telegram, ВК, Twitter и Facebook!
Далее: Под подушкой: Георгий Молодцов анонсировал собственный интерактивный проект про котика Мормотика