Modum Lab посчитала российский рынок корпоративной ВР-разработки

590

Российский поставщик корпоративных решений виртуальной реальности Modum Lab опубликовал анализ ниши иммерсивной разработки по Российской Федерации. Источником данных о 50 изученных компаниях B2B-сегмента стала информация за 2020–2022 годы из отчётов о выручке и с корпоративных сайтов.

  • В исследование вошли 50 отечественных компаний, которые связаны с иммерсивными технологиями, присутствуют в интернете и СМИ
  • В исследование не вошли организации без открытой отчётности, такие как некоторые индивидуальные предприниматели, лаборатории при корпорациях и университетах

Разработка ВР-тренажёров профессиональных навыков

В этом разделе 18 компаний, которые позиционируют себя как разработчики тренажёров виртуальной реальности на заказ и имеют больше одного кейса в портфолио.

2020 и 2021 годы для них почти не различаются по объёму выручки, а 2022 год показывает рост на 35%. Общий объём выручки за 2022 год составляет ₽533 миллиона.

Modum Lab оценивает ситацию по компаниям в отдельности как «неоднородную»:

— М-Софт, 7winds и Полигонатор демонстрируют резкий скачок выручки

— Modum Lab, Nomix, VR | AR | MR — студия и LikeVR показывают стабильный рост. В своих расчётах мы дифференцировали выручку по направлениям, здесь и далее отражена выручка по Modum Lab, относящаяся к данному разделу

— District XR, Varwin, VRT, Black VR, XR-STAR и General VR лихорадит от высокой прибыли к низкой

— DreamPort и VR+ стабильно снижаются, Varvision стабилизовался после резкого снижения

— Plinar, Digital Oxygen, Quasar, Джедиум и District Zero показали минимальную выручку (менее 1 млн руб. или ноль)

По данными аналитиков, некоторые юридические лица за оцениваемый период закрылись или переориентировались. Так, КРОК Иммерсивные технологии переориентировались в другие направления ИТ-разработки, Helmeton и United 3D Labs закрылись, VR Professionals ушла в игровую разработку, а Tengo Interactive вышла на международный рынок и сосредоточилась на развитии собственного проекта AVIAR.

Разработка ВР-тренажёров гибких навыков

По анализируемому периоду развитие в этой нише описывается как достаточно медленное из-за высокой конкуренции с классическим инструментарием обучения. Тем не менее, рынок растёт. Разработка упрощается и удешевляется, принимает типовые формы, обрастает готовыми решениями. Объём выручки всех зафиксированных Modum Lab компаний в 2022 году здесь составил ₽56 миллионов.

Поставщики ВР-тренажёров

В этой нише авторы расчётов констатируют значительное увеличение доли расходов промышленных компаний и колледжей в пользу тренажёрной подготовки. Помимо заказной разработки уникальных тренажёров заказчики всё больше обращают внимание на готовые решения.

Компании, раньше занимавшиеся разработкой учебных стендов и компьютерных тренажёров, создают подразделения по разработке тиражируемых виртуальных тренажёров. Примерами стали Зарница, (+47% выручки в 2022 году), Т-Софт (+60% выручки) и Учтех Профи (+70% выручки).

Производители физических стендов без тиражируемых цифровых тренажёров показывают либо отсутствие роста, либо падение выручки. В качестве примеров приводятся Новый стиль (–15% выручки в 2022 году), Профистенд (–54% выручки) и Автоматизация производственных процессов (–90% выручки).

В пользу наличия тиражируемых решений говорит более чем двукратный рост выручки (с очень высокой долей прибыли) у лидеров рынка ПК- и ВР-тренажёров Sike и ПрограмЛаб. А их конкурент НПЦ «НовАТранс» нарастил выручку в 2022 году более чем в 2,5 раза.

Уникальные решения

В России Modum Lab выделяет две компании, которые ей не удалось уложить ни в одну из категорий, но которые имеют «выдающиеся результаты». Речь идёт о Varwin и VR Concept. Аналитики утверждают, что рынок для их решений ещё не сформировался, а прямые конкуренты отсутствуют либо их не удалось найти, однако проекты смогли сформировать спрос на свои решения и обосновать ценность применения виртуальной реальности.

Виар в школьном обучении

Динамику этой ниши аналитики оценивают как положительную. Лидером оказалась VR Школа с приростом выручки почти на 18% по отношению к 2021 году. При этом «прибыль компании значительно упала за счёт кратного роста расходов». Физикон показала более чем трёхкратный рост выручки и ещё больший рост прибыли за 2022 год.

Дополненная реальность

В раздел отчёта по рынку дополненной реальности вошли лишь три компании, поэтому здесь вряд ли можно говорить о статистической значимости. Участники продают решения для надзора при строительстве и ассистенты для выполнения регламентных работ. Совокупная выручка этих компаний в 2022 году выросла на 67% и составила ₽183 миллиона.

Виртуальная реальность в маркетинге

Modum описывает данную нишу как небольшую с превалирующими поектами в сферах недвижимого имущества, выставок и мероприятий. Много компаний, оказывающих комплексные услуги. Четыре выделенные фирмы показывают прирост выручки, а её общий объём составляет ₽158 миллионов в 2022 году.

Очки виртуальной реальности в России

Для этого раздела аналитики опросили трёх поставщиков устройств для конечных потребителей: HTC, TFN и Virtuality Сlub.

С 2020 по 2022 гг. коллеги отметили рост спроса на шлемы виртуальной реальности в корпоративном секторе. 2022-й был не таким удачным, как хотелось бы — из-за разрыва договорённостей многие компании покинули российский рынок, параллельный импорт также добавил хлопот. […]

Также мы сделали беглый обзор закупок оборудования виртуальной реальности по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В 2016–2018 гг. объём закупок медленно рос и колебался в районе 20–30 закупок в год (сколько конкретно шлемов в каждой закупке — пока не смотрели). В 2019-м произошёл взрывной рост: объём закупок увеличился в 5 раз. В 2021 году объём сохранился, но в 2022-м он снизился почти вдвое.

Однако первый квартал 2023 года уже показывает половину объёма 2022-го, что однозначно внушает надежду на последующий рост.

Выводы

За 2022 год Modum Lab отмечает рост всех проанализированных отраслей рынка виртуальной и дополненной реальности в российском сегменте.

Совокупный объём выручки компаний, которые в своём портфеле имеют значительный объём проектов с виртуальной реальностью, составил не менее ₽1,9 миллиарда. Прирост относительно 2021 года составил более 83%.

Кажется, — резюмирует Modum Lab, — что слухи о смерти виртуальной реальности были сильно преувеличены.

Не пропускайте важнейшие новости о дополненной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в Telegram, ВК и Twitter! Поддержите проект на Boosty.

Далее: Итоги всероссийской программы апробации иммерсивных технологий в школьном образовании