Рынок постепенно привыкает к новому формату видео — сферическому, когда зритель окружён происходящим на экране и иногда даже играет в нём центральную роль. Развитием этого формата является стереоскопия, с которой всё становится намного реалистичнее, глубже. Лучшими устройствами для просмотра таких видео являются шлемы виртуальной реальности, в которых вы можете погрузиться в видеоряд, поворачиваясь и даже двигаясь. Это похоже на телепортацию в другое место: достаточно надеть шлем, и вы оказываетесь в другом месте, настоящем или вымышленном, и воспринимаете всё как происходящее лично с вами.
Стоит ли удивляться, что за формат с таким влиянием на зрителя активно взялись мастера кинематографа и мультипликации? Они чувствуют возможность выйти на совершенно новый уровень. В последние годы сферические фильмы (в основном, короткометражные) попали в тематические показы фестивалей по всему миру, такие как New Frontier на фестивале Sundance, Tribeca Storyscapes/Virtual Arcade, SXSW, HotDocs, Sheffield Doc/Fest, презентация системы виртуальной реальности POP VR на Международном кинофестивале в Торонто, Geneva Tous Ecrans, DOK Leipzig VR screenings, Мельбурнский международный кинофестиваль, RIDM, Festival du nouveau cinéma (FNC), IDFA DocLab, Different Reality на Международном кинофестивале в Дубае, VIR:Cinema на фестивале «Листапад» в Минске.
Новинки появились на показах от Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров: European Film Market (Берлинский международный кинофестиваль), Marche du Film (Канны), VR Theatre (Венецианский кинофестиваль). И вполне естественно, что их можно было посмотреть на мероприятиях отрасли виртуальной реальности, таких как EMC VR Film Festival и MIXAR VR FILM FEST в Москве, VR FEST в Стокгольме.
Всё это можно считать началом победоносного шествия видео с полным погружением.
Специально для создателей фильмов и самых продвинутых зрителей режиссёр, креативный директор проекта VRability, программный директор EMC VR Film Festival Георгий Молодцов подобрал мероприятия со сферическим кино по всему миру, которые можно будет посетить в 2017 году. Георгий также обращает особое внимание кинематографистов, которые, вероятно, составляют большую часть аудитории этой статьи: вам не стоит публиковать свои фильмы в интернете, пока его не отвергнут жюри всех перечисленных мероприятий (как минимум). Дело в том, что фестивали принимают в показ премьеры, и публикация на YouTube не способствует распростёртым объятиям, которых ждут от организаторов мероприятий все художники.
Кинофестиваль в Тампере
- Последний день подачи заявок: 8 января
- Даты проведения: 8-12 марта 2017 года
- Взнос: нет
- Страница тематического раздела фестиваля
Конкурс фильмов для шлемов виртуальной реальности в Тампере является совместной инициативой организаторов фестиваля и консорциума DDD60. Члены консорциума будут решать, какие проекты попадут в шорт-лист для дальнейшей поддержки. Шорт-лист и лучшие работы будут показаны всем гостям фестиваля.
Здесь приветствуются игровые, художественные, короткометражные, работы а также любые сочетания этих и других форматов и жанров. Работы должны иметь чёткое повествование, подчинённое сценарию.
Победитель получит €2000 на развитие проекта после отбора на лучшее соотношение цены и качества.
Условия:
- максимальная длина — 10 минут
- нет жанровых требований
- если в проекте есть диалоги, они должны быть на английском языке, иметь перевод или субтитры
- принимаются только завершённые работы
- премьера не требуется, но проект не должен быть доступен широкой публике
DocX — Hot Docs
- Последний день подачи заявок: 9 января 2017 года
- Даты проведения: с 27 апреля по 7 мая 2017 года
- Взнос: нет
- Страница тематического раздела фестиваля
Hot Docs принимает иммерсивные и интерактивные документальные работы со всего мира на любые темы.
Требования:
- проекты должны быть завершены после 1 января 2016 года
- проекты должны быть премьерами для Торонто (то есть, не должны были показываться публике Торонто до фестиваля 2017 года), но могут быть сделаны исключения
- проекты должны быть на английском языке, обладать переводом или субтитрами (для представления на фестиваль достаточно субтитров, но выбранные картины должны получить субтитры или дубляж за счёт заявителя)
SHEFFIELD DOC|FEST — Alternate Realities
- Последний день подачи заявок: 7 февраля для обычной заявки и 23 февраля для опоздавших
- Даты проведения: 9-14 июня 2017 года
- Взнос: £26+налог при соблюдении первого срока подачи заявки и £30+налог для опоздавших
- Страница тематического раздела фестиваля
В 2016 году программа включала 14 иммерсивных проектов на интерактивной Выставке и 12 документальных фильмов в разделе Virtual Reality Arcade. Alternate Realities Summit создан для обмена опытом и демонстраций. Здесь эксперты по документальным съёмкам, вещанию, театру, журналистике, инженеры и учёные-нейротехнологи исследуют влияние технологий искусственного интеллекта и виртуальной реальности на повествование.
Kaleidoscope VR — 2017 Showcase, Vol. 2
- Последний день подачи заявок: 1 февраля 2017 года
- Даты проведения: пока не указаны, но ожидается в марте
- Взнос: нет
- Страница тематического раздела фестиваля
Первый Кинофестиваль виртуальной реальности (Virtual Reality Film Festival) был проведён на Kaleidoscope ещё 2015 году. Тогда он удостоился внимания таких СМИ, как The New York Times, LA Times и VICE. Сотрудничая с журналом Wired и Wevr Transport, организаторы фестиваля провели больше 20 профильных мероприятий на пяти континентах более чем на 10 000 посетителей. Сегодня Kaleidoscope VR представляет собой глобальное сообщество создателей ВР-видео, которое в 2016 году сумело серьёзно повлиять на популярность виртуальной реальности. Это не только фестиваль и демо-площадка, но и большая база данных проектов. В 2017 году локальные мероприятия под брендом 2017 Showcase, Vol. 2 состоятся в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Монреале, Лондоне, Берлине, Сиднее, Лос-Анджелесе, Портленде, Сан-Паулу, Париже, Лейпциге и Сеуле.
Raindance 2017
- Последний день подачи заявок: 28 апреля 2017 года (ранняя заявка), 19 мая (обычная), 2 июня (поздняя заявка)
- Даты проведения: с 20 сентября по 1 октября
- Взнос: $40 — ранняя заявка, $55 — обычная заявка, $80 — поздняя заявка
- Страница тематического раздела фестиваля
Фестиваль Raindance является самым крупным и наиболее важным фестивалем независимого кино в Великобритании. На 25 году существования он базируется в лондонском Уэст-Энде. Отбираются фильмы виртуальной реальности длиной до 45 минут любых жанров и типов.
Фестиваль LICHTER
- Последний день подачи заявок: 31 января 2017 года
- Даты проведения: с 28 мая по 4 апреля
- Взнос: нет
- Страница тематического раздела фестиваля
Этот фестиваль проводится во Франкфурте и принимает фильмы виртуальной реальности жанров фикшн и нон-фикшн в моноскопическом и стереоскопическом форматах. Международное жюри выберет пять финалистов, чьи работы будут представлены публике мероприятия. Победитель получит €1000 и признание на куда большую сумму.
Фестиваль LICHTER фокусируется на художественном и документальном контенте в новых формах повествования. Помимо перспективных экспериментальных работ, здесь ценятся просто хорошие истории, которые позволяют зрителям переживать содержание, а не технический ВР-эффект. Организаторы сконцентрировались на мобильной виртуальной реальности (Cardboard, Gear VR, Google Daydream и так далее), а также системах для персональных компьютеров, таких как HTC Vive и Oculus Rift.
Это будет первый год работы фестиваля с ВР-проектами, и, по соображениям сопоставимости, в программу не принимаются интерактивные фильмы и игры. Максимальная длина работы не должна превышать 15 минут. Правила читайте здесь.
Зрителям и авторам также рекомендуется обратить внимание на фестивали с закрытым приёмом работ:
- Sundance New Frontier (19–29 января)
- Cinequest (28 февраля–12 марта)
- SXSW 2017 (10–19 марта)
- Кинофестиваль в Атланте (24 марта–2 апреля)
- Кинофестиваль Трайбека (19–30 апреля)
Не пропускайте важнейшие новости о дополненной, смешанной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в ВК, Twitter и Facebook!
Далее: Mettle Skybox: постпродакшн сферического видео своими руками
По материалам VR Film Review