Исследование, проведённое под руководством профессора по коммуникации Стенфордского университета и основателя местной лаборатории по виртуальному межличностному взаимодействию Джереми Байленсона (Jeremy Bailenson), показало специфические изменения в поведении людей, испытавших дополненную реальность.
Учёные поставили эксперименты, в которых респонденты видели в дополненной реальности аватары людей, сидящих на реальном стуле в реальном помещении. После знакомства с виртуальным образом поведение в реальном мире менялось, даже если люди его больше не видели. Например, они не хотели сидеть на стуле, на котором только что сидел аватар. Исследователи также представляют доказательства того, что действия участников могли находиться под влиянием присутствия виртуального человека таким же образом, как если бы рядом находился реальный.
Чтобы понять влияние ДР на поведение людей в социальных ситуациях, исследователи набрали 218 участников и провели три исследования. В первых двух экспериментах каждый участник взаимодействовал с виртуальным аватаром по имени Крис, который сидел на настоящем стуле перед ними.
Первое исследование воспроизводило известное психологическое открытие, известное как социальное торможение. Исследователи обнаружили, что людям легче справляться с простыми задачами и труднее — с более сложными, когда есть человек, наблюдающий за ними в реальном мире. То же самое можно сказать и об аватарах, наблюдающих за участниками исследования в дополненной реальности.
Когда участники видели Криса, они заполняли лёгкие анаграммы быстрее, но плохо справлялись со сложными.
Другое исследование проверяло, будут ли люди следовать общепринятым социальным сигналам при взаимодействии с Крисом. Это измерили путём отслеживания того, будут ли участники сидеть на стуле, на котором ранее сидел аватар.
Исследователи обнаружили, что все 218 человек, носивших очки, садились на пустой стул рядом с Крисом, а не на аватар, хотя он не просто бестелесный, но и не представляет реального человека. Из тех участников, которых попросили снять очки, прежде чем выбрать место, 72% по-прежнему предпочитали сидеть на пустом стуле рядом со стулом Криса.
В третьем эксперименте учёные попробовали узнать, как дополненная реальность влияет на социальную связь между двумя людьми, которые разговаривают, пока один из них носит смарт-очки. Люди в очках сообщили, что чувствуют меньшую связь с собеседниками.
Мы обнаружили, что использование технологии дополненной реальности может изменить то, где вы ходите, как вы поворачиваете голову, насколько хорошо вы справляетесь с заданиями и как вы общаетесь в социальной среде с другими физически присутствующими людьми в комнате, — отмечает Бэйленсон, соавтором которого выступили аспиранты Марк Роман Миллер (Mark Roman Miller), Хансул Джун (Hanseul Jun) и Фернанда Эррера (Fernanda Herrera).
Результаты исследования опубликованы 14 мая в журнале PLOS ONE.
Восприятие виртуальных аватаров как реальных людей станет положительным стимулом к развитию систем связи и удалённого взаимодействия в дополненной и, надо полагать, виртуальной реальности. Но только в дополненной мы будем воспринимать их как часть своего физического окружения. Работа стенфордских учёных затрагивает только виртуальных людей, а в течение нескольких лет рядом с нами в большом количестве начнут появляться виртуальные предметы, такие как кнопки для активации цифровых устройств и функций, дисплеи, реклама, а также более вредоносные образы. Чем реалистичнее их восприятие, тем большую пользу или вред они могут принести, поэтому развитие отрасли неизбежно потребует соответствующих поправок к законам, таким как федеральный закон «О рекламе».
Не пропускайте важнейшие новости о дополненной, смешанной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в Telegram, ВК, Twitter и Facebook!
Далее: Исследование Facebook: влияние виртуальной реальности на социальную жизнь