Facebook владеет 100% акций Oculus, производителя потребительских шлемов виртуальной реальности для персональных компьютеров. В корпорации поверили в скорое наступление следующей эры вычислительных систем и принялись активно разрабатывать нишу, чтобы встать у истоков бизнеса грядущих десятилетий. С этой целью в Facebook исследуют то, как виртуальная реальность влияет на человека — в частности, на человеческие отношения, с которыми социальная сеть, ставшая основой корпорации, знакома не понаслышке.
Ресурс Facebook IQ, публикующий различные данные от Facebook и Instagram, представил результаты исследования аудитории США на предмет отношения к виртуальной реальности и её влияния на личные контакты. Исследователи пишут, что полученная информация будет полезна в первую очередь маркетологам, желающим понять, как потребители будут реагировать на новые продукты.
What is it like to meet someone in virtual reality? Get a glimpse of the future in our new report on social interaction in VR. http://insights.fb.com/2017/01/09/how-virtual-reality-facilitates-social-connection/
Опубликовано Facebook IQ 10 января 2017 г.
Начнём с главного: среди людей, уже попробовавших виртуальную реальность в любой сфере, от игр до медицинского применения, 66% уверены в том, что технология станет частью повседневной жизни. Маркетологи пошли дальше и обратились к нейрофизиологам из компании Neurons, чтобы те помогли изучить процесс общения один на один через Oculus Rift с точки зрения мозговой активности.
В Neurons пригласили 60 подопытных, которые ранее не встречались в парах, и первой половине задали провести личную беседу без технических посредников, а второй — через социальное приложение для Rift. Со всех участников эксперимента снималась электроэнцефалограмма (ЭЭГ), которая показывает электрическую активность различных областей головного мозга, давая представление о переживаемых эмоциях, уровне комфорта и соучастии. Виртуальное пространство представляло собой вагон поезда — обстановку, способствующую естественному ведению диалога.
Оказалось, что участники (особенно интроверты) позитивно отреагировали на встречу в виртуальной реальности и смогли наладить естественную связь.
Быстрое обретение комфорта
Из нескольких предложенных вариантов многие участники эксперимента описали себя термином «late adopters», который в переводе на русский язык означает человека, обычно осваивающего новую технологию по прошествии значительного времени после её появления. Также большинство из них никогда не использовало виртуальную реальность. Несмотря на это, ЭЭГ выявил последовательно позитивные уровни мотивации и постепенное уменьшение предпринимаемых когнитивных усилий. Это значит, что люди были склонны к разговору, и с течением времени он давался им проще.
Мои мышцы даже не напряглись, но я до сих пор чувствую то же психическое отдохновение, будто уехала в отпуск
— женщина, 50 лет
Коммуникационные потоки
От телеграмм до интернет-месседжеров, каждый новый способ общения должен был стать лучше предыдущего, чтобы обрести всеобщее признание. Виртуальная реальность имеет свои особенности, но в целом ЭЭГ показала оптимальный диапазон когнитивных усилий. Иными словами, участникам диалогов не было скучно, и они не были чрезмерно простимулированы — показатели находились в интервале, идеальном для запоминания и обработки информации.
Я совершенно не ощущал трудностей в самовыражении
— мужчина, 25 лет
Но бы ли опыт приятным? На этот вопрос может ответить следующий показатель: разговор длились по 20 минут, но их средняя продолжительность, по ощущениям опрашиваемых, составила 13 минут.
Виртуальная реальность позволяет наладить тёплые отношения, особенно интровертам
В личных интервью после виртуальных диалогов 93% их участников сказали, что опыт им понравился. Некоторые отметили, что могли бы пойти с новым знакомым гулять, в бар или на спортивное мероприятие. Люди, у которых в ходе короткого опроса была выявлена склонность к интроверсии, реагировали особенно позитивно — вероятно, потому, что взаимодействие через аватар повышало их самооценку. Хотя интроверты и экстраверты по показаниям ЭЭГ сошлись в вовлечении в виртуальную реальность, интроверты проявили в виртуальном диалоге большее участие, чем в реальном. Обратное верно для экстравертов.
Это довольно тонкий способ узнать кого-то. Там нет пристального внимания к твоей персоне.
— мужчина, 22 года
Виртуальная реальность помогает говорить правду
Всех участников эксперимента просили начать диалог с обсуждения личной темы. Люди из группы с виртуальной реальностью отметили своё удивление тем, насколько легко им было раскрывать личную информацию. Некоторые участники обратили внимание на то, что виртуальная реальность помогает избежать суждений по внешности.
Я верю, что виртуальная реальность может убрать из разговоров предубеждение.
— мужчина, 22 года
Это было намного глубже, приятнее и ближе к жизни, чем я ожидал. Из двоих случайных прохожих с поверхностной беседой мы превратились в людей, доверяющих друг другу и нашему жизненному опыту.
— мужчина, 43 года
Что это значит для маркетологов
Facebook считает, что в ближайшие десять лет виртуальная реальность трансформирует то, как люди общаются и познают окружающий мир. Вот рекомендации, которые компания составила по результатам исследования:
- Не будьте предвзяты в отношении своей аудитории. Виртуальная реальность проникнет в широкий спектр нашей деятельности. Социальное взаимодействие в виртуальной реальности — отличный способ быть в курсе потребностей аудитории. Мужчины, женщины, интроверты и экстраверты — в виртуальной реальности все чувствуют себя вовлечёнными в процесс и позволяют себе открытость.
- Не ограничивайте возможности. На вопрос о том, как технология будет использоваться в будущем, наиболее распространённым ответом стало поддержание связи с близкими. Но виртуальная реальность представляется Facebook инструментом с гораздо большим потенциалом. Подумайте о том, как ваш бренд может использовать её, чтобы сделать жизнь людей проще, удобнее, более полной и весёлой.
- Займитесь сферическим видео. Вам потребуется какое-то время, чтобы понять, как использовать виртуальную реальность для своей компании с выгодой. Особенно сейчас, когда у потребителей мало специальных устройств, и маркетинговая статистика скудна. Именно сейчас самое время заняться изучением самого доступного инструмента — видеосфер, которые поддерживаются крупнейшими видеохостингами YouTube и Facebook.
Стоит помнить, что подобные исследования и публикация тех или иных их результатов — часть корпоративной рекламы, которая преследует цель представить компанию в глазах клиентов в наиболее выгодном свете. Зачастую учёные сетуют на критическую нехватку исследований именно негативного воздействия передовых технологий на людей. Публикация таких материалов вряд ли обрадует евангелистов отрасли, которые будут апеллировать к неудержимости прогресса. Тем не менее лишь объективность и честность поможет отрасли сделать окружающий мир лучше, не нанеся серьёзного ущерба.
Не пропускайте важнейшие новости о дополненной, смешанной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в ВК, Twitter и Facebook!
Далее: HTC открыла отдел по контенту и софту виртуальной реальности Vive Studios
По материалам Facebook