Исследователи психологии из Калифорнийского университета в Санта-Крузе обнаружили, что игры в виртуальной реальности создают эффект, называемый «сжатием времени», когда время идёт быстрее, чем вы думаете. Результаты исследования опубликовал рецензируемый журнал «Timing & Time Perception».
Учёные разработали игру-лабиринт, в которую можно играть как в виртуальной реальности, так и в обычных форматах, а затем пригласили группу из 41 студента Калифорнийского университета в Санта-Крузе для тестирования. Участники играли в обоих форматах; исследователи случайным образом выбирали, с какой версии игры начнёт каждый испытуемый. Обе версии по сути одинаковы, но лабиринты в каждой немного отличались, чтобы игроки не запоминали прохождение.
Участников просили прекратить играть, когда им казалось, что прошло пять минут. Поскольку часов не было, каждый человек должен был завершить сеанс, основываясь на личном восприятии времени.
Предыдущие исследования восприятия времени в виртуальной реальности часто заключались в опросах участников постфактум, но целью этого эксперимента стало точное измерение. Результаты выявили разрыв между восприятием времени участниками и реальностью.
Студенты, которые играли в версию для виртуальной реальности, сначала делали это в среднем на 72,6 секунды дольше студентов за мониторами. Другими словами, студенты играли в виртуальной реальности на 28,5% дольше, чем они думали.
На этот раз эффект сжатия времени наблюдался только у участников, которые первыми сыграли в игру в виртуальной реальности. Авторы эксперимента считают, что всему виной основывание суждений о времени во втором раунде на первоначальной оценке времени во время первого раунда, независимо от формата. Но если сжатие времени, наблюдаемое в первом раунде, можно применить к другим типам опыта виртуальной реальности и более длительным временным интервалам, это может стать большим шагом вперёд в понимании работы этого эффекта.
Существует множество неофициальных описаний сжатия времени в виртуальной реальности от людей, которые испытали это на собственном опыте, но это всё еще активная область исследований. В одном из предыдущих исследований эффект применяли для сокращения воспринимаемой продолжительности лечения для пациентов, получающих химиотерапию, но тогда ВР не сравнивали с обычным форматом контента для монитора.
Сжатие времени может быть полезно в некоторых ситуациях — например, при неприятном лечении или в коротании перелёта. Но в других обстоятельствах может иметь вредные последствия: легко представить игру, разработчики которой научились искусно управлять вашим восприятием времени, или виртуальное казино, из которого человек не выходит слишком долго.
Исследования игровой зависимости показывают, что потеря счёта времени в игре может негативно повлиять на цикл сна и настроение игрока. Эти эффекты могут быть более выражены в виртуальной реальности, но разработчики игр могут минимизировать негативные эффекты интеграцией обычных часов, которые будут периодически появляться перед геймером.
Важно выяснить, почему виртуальная реальность способствует сжатию времени. В статье исследователи делают предположение, что эффект связан с ослаблением осознания своего тела. Существуют теории, согласно которым мозг может полагаться на сердцебиение и другие ритмы тела, чтобы отслеживать течение времени. Чем хуже вы чувствуете свой организм, тем менее точно оцениваете течение времени.
Не пропускайте важнейшие новости о дополненной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в Telegram, ВК, Twitter и Facebook!
Далее: Хранилище локомоций — сравнительный каталог методов ВР-передвижения