Игра престолов: чем может обернуться презентация очков Apple для сообщества OpenXR

429

Любая ниша разработки цифровых систем испытывает влияние хаоса — фрагментацию рынка. Это освежает и имеет пару положительных сторон, вроде расширения выбора и дифференциации разработок, но при этом расслаивает усилия разработчиков. Вместо единого фронта, очевидным образом имеющего больше шансов на достижение высоких результатов, они идут к своим целям разными путями.

Фрагментация является постоянной угрозой качеству конечного продукта: потребителю не интересно, чем одна технология лучше другой и какие плюсы у жёсткой конкуренции, ему нужны плоды сотрудничества, чтобы софт запускался везде и всегда, а гаджеты работали друг с другом, будто подогнанные ювелиром.

Бог времени

В известном смысле конкурентную среду можно поддерживать вместе с интеграцией разных систем. Этому помогают так называемые стандарты, в данный момент в значении API от различных сообществ, которые участники этих сообществ добровольно принимают как общие. Чем шире сообщество, тем шире принятие стандарта. На рынке виртуальной и дополненной реальности главным стандартом является OpenXR.

Он стал плодом сотрудничества десятков компаний, крупных и не очень, которые совместно совершенствуют его код и документацию и обеспечивают бесплатное использование всеми желающими. Представители этих компаний объединились в рабочую группу при организации Khronos Group. Она специализируется на международной стандартизации технологий, имеет политический, экономический вес и (если верить открытым источникам) существует на взносы участников, которые платят за разные уровни членства в рабочих группах и возможность использования торговых марок консорциума в своём маркетинге.

Торговых марок хватает, потому что от других технологических ассоциаций Khronos отличают масштабы. Вот неполный список её брендов, многие из которых вам знакомы: Vulkan, Vulkan SC, OpenGL, OpenGL ES, OpenGL SC, WebGL, SPIR-V, OpenCL, SYCL, OpenVX, NNEF, OpenXR, 3D Commerce, ANARI и glTF.

У Khronos Group говорящее название. Хронос — это бог времени в древнегреческой мифологии. Согласно ей, время первым появилось из хаоса, а за ним последовало пространство. В горниле ассоциации из хаоса открытого рынка рождаются стандарты, которые позволяют разработчикам экономить огромное количество времени и писать свой код с кроссплатформенной совместимостью. В этом есть своя поэтичность.

Открыто не значит бесплатно

Среди участников Khronos Group много компаний. Можно с уверенностью говорить, что они там с разными целями. Одни действительно преследуют цели создания открытых и доступных стандартов. Другие хотят быть на волне и используют организацию для технологического шпионажа. Третьи налаживают связи. А четвёртые делают всё вместе, помня о том, что седлать можно сразу всех лошадей, а не по очереди.

В разношёрстной компании членов рабочих групп, среди представителей Intel, Mediatek, Sony, Tencent, ARM, Huawei, Google, Qualcomm и десятков других фирм есть компании, имеющие собственные амбиции по превращению внутренних разработок в отраслевые стандарты. Амбиции такие есть у всех или почти всех. Скажем, Valve в рамках платформы SteamVR пыталась продвигать API OpenVR, который конкурировал с OpenXR, но в итоге заменила свой интерфейс на коллективный.

Участники рабочей группы OpenXR

В Valve и любой другой компании понимают, что в жизни нет правила, по которому она обязана выбирать что-то одно, поэтому она идёт сразу двумя путями, имея свои и общие разработки. В свои инновации приходят первыми, создавая авторам преимущество и в имидже, и в регистрации интеллектуальной собственности, и в спросе на инновационные продукты на её основе. А это деньги: если вы запатентовали и упаковали технологию и затем раскатали её на весь рынок через открытый стандарт, при должном уровне подготовки у вас появится армия лицензиаров и покупателей.

Смещение интереса

Представьте себе весы, на одной чаше которых OpenXR, а на другой чей-нибудь бренд. Обычно суммарный вес брендов, стоящих за стандартом, гораздо больше веса одного бренда. Внимание всего сообщества разработчиков направлено на OpenXR, рынок развивается в некотором согласии и движется в одном направлении, пусть и миллионом разных дорог. Устройства и софт с минимальными доработками оказываются совместимы между собой, а пользователь в восторге от открывающегося перед ним выбора. Ограниченного, зато без трения.

Если у пользователя достаточный выбор, его всё устраивает. Ему не нужно знать, что за забором может быть технология, которая лучше всего знакомого. Если он не знает, он не требует и не сопротивляется. В целом, это концентрация ресурсов в обмен на застой в долгой перспективе, классика монополизации.

Однако иногда на весы может встать бренд, сила которого сопоставима с силой сообщества. Он торпедирует рынок, переманивает разработчиков и создаёт свою нишу, отвоёвывая долю за долей у остальных, пока в их стане смятение.

Появление большой силы со стороны влечёт раскол в ранее едином сообществе. Гравитационное воздействие внешнего бренда выявляет несколько поведенческих паттернов:

  • Усиление работы над общим стандартом для приведения его в конкурентное состояние относительно новой технологии
  • Потеря интереса к общему стандарту и разработка своего
  • Потеря интереса к общему стандарту и переход на орбиту нового проприетарного стандарта

По всем этим направлением усиливается активность. Возникнет риск разрыва стандарта на несколько проектов и потеря главного преимущества — критической массы пользователей. Эта опасность витает в воздухе всегда, но сейчас в иммерсивной отрасли запахло порохом особенно сильно.

Гравитация Apple

Apple является членом Khronos Group, но не входит в группу OpenXR. Компания не поддерживает стандарт и многолетним отсутствием поддержки очков на фоне заявлений о важности технологий погружения в контент от всей управленческой верхушки, включая генерального директора, явно намекает на то, что лучше потратит силы на разработку полностью своего продукта, чем на коллективное хозяйство. По видимому, в Купертино действительно считают иммерсив слишком важным направлением, чтобы отдавать контроль другим.

Возникает вопрос относительного будущего OpenXR в связи с Apple. Со стандартом работает много компаний и стартапов, которые привержены либо открытому коду, либо кроссплатформенности. Apple готовит собственные очки и является большой силой как по финансовым ресурсам, так и по количеству разработчиков под её операционные системы и вычислительные платформы A и M.

Ранее купертинцы вместо широко распространённых стандартов часто принимали свои или просто менее популярные технологии для своей закрытой экосистемы. Это касалось файловых форматов, систем проводной и беспроводной связи и многого другого, в чём Apple видела возможность укрепить независимость от конкурентов, свою уникальность или силу портфельных компаний — своих или своих инвесторов.

Если Apple не поддержит OpenXR, лагерь его приверженцев может расколоться, поскольку некоторые компании предпочтут работу с ней или на оба фронта по экономическим соображениям. А рынок в таком случае будет ждать новый дуализм, как с USB-C и Thunderbolt или iOS и Android.

Известные китайские компании не смогут составить противовес Apple в проприетарных стандартах, поскольку просто не имеют ничего сколь-нибудь заметного, зато укрепляют OpenXR. В его рабочую группу в Khronos сегодня входят Pico, Huawei, Mediatek, Oppo, Rokid, Skyworth и HTC. Тем не менее, Китай использует своё ключевое преимущество — производственные мощности — для поддержания уже заработанного статуса страны как «стандарта» заказа комплектующих для иммерсивной электроники. Если напряжённость вокруг Тайваня разрешится в пользу воссоединения с материком, в этом процессе будет поставлена жирная точка, более жирная, чем сейчас.

Всесильных не бывает

Фрагментация рынка усилится при условии, что Apple представит очки без совместимости с OpenXR. Такой исход вполне возможен, однако возможна и неожиданная поддержка стандарта. На мой взгляд, вероятность последнего меньше, однако портирование приложений с другой платформы — заманчивый способ быстро наполнить магазин.

Проприетарная разработка Apple станет стандартом только в том случае, если компании удастся сделать свои очки массовыми, как это получилось со смартфонами. Помешать этому могут объективные технологические препятствия, которые не удастся обойти её учёным и инженерам, а также то, что современными технологиями будет невозможно допрыгнуть до того уровня ожиданий, который Apple задала постоянным нагнетанием интереса в СМИ то через интервью своих руководителей, то через утечки данных.

Проблема может оказаться и прозаичнее. Легко представить ситуацию, когда технологии уже совпадают с ожиданиями, но либо слишком дороги, чтобы снизить стоимость конечного устройства до приемлемого уровня массового потребления, либо имеют проблемы с масштабируемостью и дают плохо предсказуемый результат в больших партиях, что не даст расширить производство. Оба варианта отражаются на наборе критической массы пользователей, которая абсолютно необходима для критической массы разработчиков и запуска нового продукта с нормальной автономной экономикой, без постоянных дотаций для поддержания на плаву, как у одной экстремистской компании.

Выводы

В случае похода Apple против OpenXR результаты будут следующими:

  • Часть разработчиков примет решение уйти на новую платформу или добавить её к своему стеку, ослабив OpenXR по меньшей мере временно
  • Часть разработчиков активизируется в нынешней экосистеме OpenXR
  • Часть примет решение создать собственные технологии, пользуясь неопределённостью в отрасли

На самом деле в этом не будет ничего нового, такие тенденции есть и в спокойное время. Вопрос лишь в том, насколько появление нового центра масс ускорит эти процессы и сможет ли дестабилизировать OpenXR до разрушения.

Я считаю это маловероятным, потому что остальной рынок на открытом софте и доступных для покупки микросхемах должен консолидироваться в любом случае, это естественно. Поэтому приемлемым для меня сценарием в случае успеха Apple Reality является ослабление позиций консорциума. А в случае неудачи я согласен с прогнозами временного обрушения рынка в целом.

Вместе с тем у участников отрасли появится редкий шанс выдвинуть свои разработки. Этим должны воспользоваться игроки с малым весом в экосистеме OpenXR с таких локальных рынков, как китайский или российский. Время создавать свои консорциумы и стандарты, закладывая в них самый передовой фундамент, чтобы обходить наследие (legacy) мастодонтов.

***

Объёмы новой экосистемы Apple будут зависеть исключительно от успеха её очков у покупателей. Спекулировать по этому поводу можно бесконечно, но события сами — и довольно скоро — разовьются в тот или иной сценарий. Сейчас, при условии отсутствия у вас проверенных данных от собственных источников, лучше иметь кризисный план на все случаи жизни.

Не пропускайте важнейшие новости о дополненной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в Telegram, ВК и Twitter! Поддержите проект на Boosty.

Далее: Сегментируй что угодно: ИИ-модель SAM от Meta* открывает новую страницу визуального поиска в реальном времени

*В России признана экстремистской организацией