К середине 2019 года стало очевидно, что интерес Google к платформе Daydream угас. В октябре компания забила в гроб проекта новый гвоздь, прекратив выпуск очков Daydream View, и не реализовала совместимость новейших Pixel даже с теми очками, которые остались у пользователей. Это завершение истории Daydream на смартфонах.
У Google были впечатляющие амбиции на её счёт. Компания рассчитывала, что разработчики бросятся разрабатывать ВР-приложения для армии пользователей Android. Но сомнения в соответствии амбиций возможностям зародились почти сразу, когда стало ясно, что вместо международного сообщества маркетинг платформы охватывает только рынок США. Google не только не начала продажи очков в других странах с большим количеством разработчиков, но и не посчитала нужным заинтересовать их резидентов в создании софта для платёжеспособных жителей Штатов.
Разработчикам оказалось проще делать приложения для «голого» Android, пусть и без возможностей его ВР-надстройки. Этому способствовал бум дешёвых китайских очков типа Cardboard.
Тем временем в платформе назревала необходимость технических новаций, таких как шестиосевой трекинг очков и контроллеров, трекинг рук и пальцев, окулография, а также новый уровень удобства. Те же проблемы сопровождали Gear VR.
Несмотря на недостатки маркетинга в проекте, и Daydream View, и Gear VR пали жертвами эволюции. Смартфоны в нынешнем (удобном) виде не могут дать вышеописанные возможности, особенно в том, что касается распределения камер по корпусу. Нечто отдалённо похожее делала только Amazon, пытаясь выдать исследовательский продукт за потребительский.
Как обычно, решающий удар по проекту нанесла сама Google. В сотрудничестве с Qualcomm поисковый гигант сделал из её VRDK первые автономные очки на Daydream — Lenovo Mirage Solo. Они так и не снискали успеха и до сих пор не имеют полноценного шестиосевого трекинга, хотя железо на это способно.
В сложной коллаборации ещё одни амбициозные партнёры из HTC разглядели возможность наконец освободиться от главенства Google. Они вышли из проекта и перевели его программную часть на Viveport. Так появились Vive Focus.
В это время всходила звезда Oculus Go, успех которых обусловлен значительно более низкой, чем у связки смартфона и очков, ценой и простотой использования. А первые очки, в свою очередь, обеспечили хороший старт Oculus Quest, даже несмотря на небольшое количество нативных приложений и портирование то с Rift, то с Go.
Судьба платформы Daydream висит на волоске. Google стратегию не комментирует, но обещает пока не перекрывать кислород пользователям Daydream View и старых смартфонов. Новых не будет.
Мы видели большой потенциал в смартфонной виртуальной реальности — возможность использовать смартфон, который вы носите с собой повсюду, чтобы обеспечить иммерсивный опыт в пути, — рассказывает Google изданию Variety. — Но со временем мы заметили некоторые чёткие ограничения, которые не позволяют ВР на смартфонах стать жизнеспособным долгосрочным решением. В частности, требование к людям положить телефон в очки и потерять доступ к приложениям, которые они используют в течение дня, вызывает огромные трения.
Весь путь Daydream вёл её по следам Gear VR. Google проиграла Facebook на своём поле: Gear VR, а вслед за ними Go и Quest работают на Android. Тем не менее, создатели операционной системы сохраняют влияние, даже если внешне оно потеряно. Ещё один важный момент: Google вскоре может выпустить новую операционную систему, а у Facebook ничего подобного нет. Компании выигрывают друг у друга в разных областях и сотрудничают, демонстрируя разделение труда, а в это время за океаном зреет Viveport.
Быть может, потенциал азиатских рынков и желание выйти из кризиса достаточно ускорит HTC, чтобы сойти с орбиты Google на орбиту Huawei с её Harmony OS? На доказательство или опровержение этого уйдут годы. Но мы точно знаем, что ВР-потенциал смартфонов на этом витке истории исчерпан.
Не пропускайте важнейшие новости о дополненной, смешанной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в Telegram, ВК, Twitter и Facebook!
Далее: Обновление Oculus Quest: Passthrough+, 3DoF и больше 60 игр от Go