Сидя перед своими мониторами, многие пользователи уверены в том, что трёхмерная картинка, реалистичная и глубокая, которую они видят на новеньких плоских экранах — это почти верх инженерной мысли, а дальше остаётся только загнуть экран в какой-нибудь бок. Голограммы остаются фантастикой, до реализации которой в потребительском продукте потребуются годы. Но революции — дело постепенное, и для них необходимо готовить базу.
Сотрудники компании AR Shift провели первую публичную демонстрацию своей технологии на MIXAR 2016. Оказалось, что российские разработчики без лишнего шума создали программное обеспечение, которое позволяет в реальном времени оцифровывать людей и их окружение, чтобы на выходе получалось видео с возможностью приближать, удалять, поворачивать и дополнять картинку цифровыми данными. Система работает на смартфонах, ноутбуках, ПК и планшетах, но в будущем может оказаться основой для трансляций любых событий в шлемах дополненной, смешанной и виртуальной реальности, а потом — кто знает? — и без всяких нательных устройств. Заинтересовавшись потенциалом AR Shift, Голографика взяла интервью у всех троих основателей компании.
Справка Голографики: AR Shift разрабатывает программное обеспечение для создания облака точек и бесконтактного суставного трекинга человеческого тела на базе нескольких датчиков Microsoft Kinect v2. Софт прежде всего предназначен для интеграции в клиентские b2c-системы, которые с его помощью могут с точностью до 1 сантиметра отслеживать движения людей при производстве интерактивного видео с возможностью поворачивать, приближать и удалять трёхмерную картинку, а также накладывать компьютерную графику в виде дополненной реальности. Масштабируемость и простота интеграции системы, созданной на С++, позволяют использовать её для одновременного трекинга неограниченного количества человеческих фигур, соответственно масштабируя вычислительные ресурсы сервера и количество датчиков. Что характерно для Kinect-систем, здесь присутствует распознавание жестов, улучшенное алгоритмами AR Shift.
![Aida arshift tracking](https://holographica.space/wp-content/uploads/2021/04/Aida-arshift-tracking-800x450-1.jpg)
Вы бойко провели первую публичную презентацию продукта на MIXAR 16, хотя до этого о вас практически никто не слышал. Расскажите, откуда появилась AR Shift, кто её основатели?
Павел: Это мы с партнёром — Павел Абдурахимов из России и Янош Амштуц (Janosch Amstutz) из Швейцарии. Мы познакомились в Цюрихе и, посетив ряд международных выставок и конференций, решили объединить усилия в создании высокотехнологичной компании, работающей в сфере дополненной и виртуальной реальности и компьютерного зрения.
Денис: Я в это время как раз искал работу. Наткнулся на хорошие условия, мы списались с Павлом, и он мне всё рассказал. Так компания начала свои разработки.
Янош: Мы основали компанию в начале 2015 года с основным упором на научные исследования и разработки в области дополненной реальности. С самого начала хотели сосредоточиться на создании чего-то нового и интересного, чего-то, в чём мир нуждается, но чего ещё не существует.
![janosch arshift](https://holographica.space/wp-content/uploads/2021/04/janosch-arshift-800x533-1.jpg)
Компания российско-американская. Насколько российская и насколько американская?
Павел: Компания американская, но в России у нас есть один из офисов разработки. Российские специалисты — одни из лучших в мире!
Значит, приоритетный рынок, всё-таки, США. По традиции, сложившейся в нашей рубрике «Интервью», задаём сакраментальный вопрос: почему Штаты?
Павел: Потому что США — безоговорочные лидеры в IT-сфере.
Денис: Все основное движение технологий в Долине. Если нужно быть лучшими в своём деле, то нужно вариться во всём этом. Это не значит, что нужно сидеть только там, это значит, что компания должна представлять себя по всему миру во всех технологических центрах.
![pavel arshift valerya holodkova](https://holographica.space/wp-content/uploads/2021/04/pavel-arshift-valerya-holodkova-800x533-1.jpg)
На выставке вы презентовали приложение для суставного трекинга и создания облака точек. Для чего это нужно?
Янош: Мы разрабатываем новаторскую вещательную систему дополненной и виртуальной реальности для мобильных и нательных устройств. Будучи иммерсивной, интерактивной и работая в реальном времени, она позволяет создателям контента отслеживать и записывать людей, а также реконструировать их как полноразмерные 3D-модели под любым углом в любом масштабе. Их можно просматривать в любом месте в прямом эфире или в записи, в дополненной и виртуальной реальности. Кроме того технология трекинга тела подразумевает сбор с помощью нашей системы дополнительной информации и параметров для дальнейшего расширения пользовательского опыта.
Павел: С каждым днём появляется всё больше ВР-аттракционов; ярчайший пример среди них — американский проект VOID. Наше решение позволяет быстро и за разумную цену создавать подобные аттракционы, а также многое другое.
Проект с облаком точек — эволюционный шаг в развитии видео. За последние 180 лет визуальные технологии прошли эволюцию от нечётких чёрно-белых фотографий, которые требовали сложного и опасного технологического процесса, до 4К-видео, которое свободно транслируется через интернет на любое смарт-устройство. Мы разрабатываем технологию, которая, по сути, является следующим шагом эволюции визуальных технологий: если до сих пор человечество улучшало качество видео, а также адаптировало технологии для его передачи по интернету, то следующим шагом является превращение плоского видео в объёмное, позволяющее оказаться в самой гуще событий, при этом имея возможность не просто смотреть вокруг себя (как в случае с 360-градусным видео), а перемещаться по всей сцене.
Денис: Трекинг без датчиков можно применить очень много где — это может быть интерактивная выставка, игра, какой-то ВР-продукт (в котором трекинг пока представлен в лучшем случае трекингом головы и двух джойстиков в руках), использование аватаров и ещё, наверное, дюжина продуктов.
Облако точек всего тела — это усовершенствованный вариант видео. Скажем так, настоящее 3D-видео. Это совершенно новый опыт для пользователей, когда у вас появляется больший эффект присутствия. Область применения технологии в текущем виде — это запись и показ боксёрских матчей, видеоконференции, концерты. Технология работает как с записью, так и со стримингом. Сейчас внутри локальной сети, при использовании 3-4 камер и с текущей обработкой данных задержка на клиенте составляет не более 0,1-0,2 секунд. Обычно она ещё меньше. Мы стараемся улучшить итоговое качество и скорость передачи данных.
Как монетизировать такого рода решения?
Янош: Мы будем монетизировать этот проект на различных этапах, начиная с технологии суставного трекинга, которую показали на MIXAR 2016. Эта технология является лучшим способом управления аватарами в дополненной и виртуальной реальности. Используя тело в качестве контроллера, аватар может точно повторять ваши действия. Эта система полностью беспроводная и не требует ничего, кроме чувствительной камеры глубинного зондирования. Уверен, что данная технология откроет двери для захватывающих дополненно-виртуальных переживаний.
Павел: Лицензировать технологию, создавать контент, популяризировать технологии ДР/ВР, хотя наши продукты будут доступны и обычным обладателям умных устройств и компьютеров.
Из некоторых источников нам стало известно, что вашими разработками заинтересовалась одна из американских медийных корпораций. Это значит, что вы ищете инвестиции?
Павел: Мы ведём переговоры с несколькими игроками рынка, которые смотрят в будущее и разделяют наше мнение по поводу развития визуальных технологий. Также мы не исключаем возможность привлечения инвестиций.
Янош: Новости быстро распространяются. Да, мы ведём переговоры с различными средствами массовой информации и вещательными компаниями по всему миру о том, как наша технология может преобразить их способы передачи контента. Мы знаем, что она совершенно изменит способ, которым пользователи будут просматривать прямые трансляции мероприятий и записанное видео. И всё это с помощью системы вещания для дополненной и виртуальной реальности.
Мы не исключаем принятия инвестиций для ускорения разработки нашего программного обеспечения.
![denis janosch vasily arshift](https://holographica.space/wp-content/uploads/2021/04/denis-janosch-vasily-arshift-800x533-1.jpg)
В вашем портфолио есть игра, о которой практически нет данных. Расскажите о ней и, если возможно, поясните, какое отношение она имеет к вашему b2b-решению.
Павел: Больше можно будет узнать, когда состоится релиз в App Store и Google Play в ближайшие месяцы. А сейчас доступна демо-версия для Android и iOS.
Янош: У нас есть несколько способов генерирования корпоративного дохода. Игра из нашего портфолио — один из них. Её мы планируем выпустить до конца 2016 года, но пока комментировать это не хотим.
Ваш дебют состоялся на MIXAR — мероприятии в России, от россиян, одном из немногих крупных в стране. Опишите свои впечатления от выставки.
Денис: Выставка сильно выросла с прошлого года. Надеюсь в следующем году увидеть больше стендов и людей.
Янош: MIXAR 2016 оказалась фантастической выставкой с фантастическими организаторами. Технокультура Москвы на подъёме, и MIXAR — отличная поддержка выходу ДР и ВР в мейнстрим. Было прекрасно видеть столько талантливых людей в одном месте.
Павел: Очень круто! Выставка по ощущениям была в два раза больше, чем в прошлом году и не уступала выставке AWE 2014 в калифорнии по всем параметрам. Ребята делают очень важную работу и мы рады быть причастными.
![arshift team with holographica](https://holographica.space/wp-content/uploads/2021/04/arshift-team-with-holographica-800x533-1.jpg)
Вы получили то, чего хотели?
Денис: Я получил намного больше. Понял ряд технических просчётов, лучше понял, в какую сторону стоит двигать развитие продукта.
Павел: Мы получили очень много фидбека, убедились в заинтересованности публики в наших технологиях. Мы довольны!
Янош: Наша цель была в представлении проекта, мы хотели, чтобы люди заговорили о нём, хотели услышать их мнение, получить идеи о том, как нашу технологию можно применить в приложениях виртуальной и дополненной реальности. В этом аспекте мы определённо получили то, за чем пришли.
Поведайте нам о своих планах на год, а ровно через год мы встретимся вновь и проверим, какие из них претворились в жизнь.
Павел: Через год мы будем в несколько раз больше и сможем представлять новые и старые продукты.
Янош: За следующие двенадцать месяцев мы продолжим расширять команду. Также запустим три ключевых продукта, в том числе программное обеспечения для суставного трекинга. Остальные — пока тайна. Конечной целью является завершение вещательной системы.
Беседовал главный редактор Голографики Алексей Лисовицкий
Не пропускайте важнейшие новости о дополненной, смешанной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в ВК, Twitter и Facebook!
Далее: Будущее виртуальной реальности: пятилетний прогноз главного учёного Oculus