В гостях у Голографики творческий директор VRability Георгий Молодцов. Его компания запустила первый российский VR360-проект, использующий виртуальную реальность для мотивации людей с инвалидностью к большей активности в реальной жизни. В штате — профессионалы в области 360-градусной съёмки, которые специально для вас подготовили эксклюзивный обзор камеры Samsung Gear 360.
В Москве представили камеру Samsung Gear 360 — одно из локомотивных решений Samsung для лидерства в индустрии виртуальной реальности. Таким образом цепочка Samsung S7 + Gear VR дополнилась сферической камерой, имеющей два объектива, собирающей материал в сферическое видео прямо на телефоне и выдающей разрешение, которое можно смотреть на этом же телефоне в шлеме Gear VR.
В марте этого года мне удалось протестировать камеру в рамках Steamer Salon — Interactive Storytelling Festival and Lab. Режиссёры игрового кино, уже имевшие опыт в реализации крупных полнометражных проектов в Израиле, решили обучиться съёмке в 360° и сделать короткометражные фильмы, один из которых будет представлен в программе NEXT в рамках Международного кинофестиваля в Каннах, а другие – показаны в Израильском павильоне. Для съёмки их довольно разнообразных идей требовалось что-то меньшее и более мобильное, чем набор из нескольких GoPro (хотя некоторые эпизоды можно было снимать и на них). Так как Samsung была главным партнёром мероприятия, мы получили тестовый доступ к камере и её мобильному приложению-спутнику, чтобы понять, подходят ли они для решения некоторых творческих задач. Результаты тестирования — перед вами.
Gear 360 — компактная камера в форме шара с двумя светосильными объективами c углом обзора 195 градусов (диафрагма 2.0) и СMOS-матрицами на 15 мегапикселей каждая. Размеры камеры, согласно официальному сайту продукта, 66,7×56,3×60,1 мм, вес — 152 грамма вместе с батарейкой.
Камера снимает как в режиме 360° (видео — до UHD 4K, 3840×1920, 30 к/с, фото — 7776×3888 пикселей), так и одной линзой, как обычный гаджет. Больше всего нас интересовал формат 360°, поэтому однолинзовые фотографии/видео мы даже не делали.
UHD 4K (3840×1920) — это, на мой взгляд, минимально желаемое разрешения для просмотра сферического видео через шлемы виртуальной реальности. А разрешение, как и динамический диапазон, это самая важная часть впечатлений от видеосферы. Ну, за исключением её содержания.
Характеристики
Камера
- два CMOS-датчика с разрешением 15 Мп каждый
- две fish-eye-линзы
Разрешение
- видео, оба датчика: 3840×1920 (30 к/с)
- видео, один датчик: 2560×1440 (30 к/с)
- фото, оба датчика: 7776×3888 (30 Мп)
- фото, один датчик: 3072×1728 (15 Мп)
Режимы
- видео
- фото
- замедленная видеозапись
- циклическая видеозапись
Кодеки
- видео: MP4 (H.265)
- фото: JPEG
Чипсет
- DRIMe5s
Память
- 1 ГБ оперативной памяти
- карты microSD объёмом до 200 ГБ
Датчики
- гироскоп
- акселерометр
Дисплей
- PMOLED, 0,5 дюйма, 72×32
Батарея
- 1350 мА*ч
Возможности подключения
- Wi-Fi 802.11 a/b/g/n/ac (2.4/5 Ггц)
- Wi-Fi Direct
- Bluetooth 4.1
- USB 2.0
- NFC
Совместимые устройства
- Galaxy S6, S6 edge, S6 edge+, Note5, S7, S7 edge с приложением Samsung Gear 360 Manager
- компьютеры с приложением Gear 360 ActionDirector
Размеры и вес
- 66,7×56,3×60,1 сантиметра
- 152 грамма с батареей
Сейчас на рынке присутствует несколько потребительских 360-градусных камер компактного формата и примерно одной ценовой категории: это Ricoh Theta S, Giroptic и Kodak SP 360 4K. Если сравнивать, то среди этих камер Samsung Gear 360 действительно выделяется по разрешению изображения, углу обзора (полная сфера), но пока ещё проигрывает в качестве ститчинга — сшивки. Очень важно, что остальные камеры имеют собственный софт, работающий как на iOS, так и на Android.
Theta стоит 347 долларов, Kodak Sp360 4K — 500 долларов, Gear 360 будет стоить 350 долларов. И это действительно game changer. Но есть одно «но».
Samsung Gear 360 работает только на Galaxy S6, S6 edge, S6 edge+, Note5, S7, S7 edge через собственное приложение. Поэтому, нет флагмана — нет полного функционала.
Хотя возможность снимать на камеру без приложения тоже имеется: несмотря на то, что приложение делает ститчинг и сохраняет на телефон уже сшитый файл, оригинал сохраняется на карточке, и вы можете склеить его в приложении для компьютера.
У камеры есть доступ к съёмной батарейке, слоту для карточки microSD и microUSB-порту с одной стороны, кнопки управления, включения и соединения с другими устройствами по Bluetooth с другой стороны, а также кнопка начала записи и экран сверху. Небольшой экран сообщает нам информацию, достаточную для того, чтобы снимать без привязки к приложению/телефону.
Кроме USB, к камере можно подключиться по Wi-Fi, Bluetooth, NFC и Wi-Fi Direct (прямая внутренняя сеть).
На тот момент у нас не было возможности сшить материал в приложении для компьютера, поэтому надеемся, что в будущем появятся комментарии на тему того, как различаются возможности ститча между приложением для телефона и для компьютера.
Мобильное приложение
Приложение для телефона предлагает довольно схожий со всеми остальными камерами набор функций, среди которых интересен HDR-режим для фотографий, настройки резкости, максимальный ISO-лимит в 1600 и выбор разрешения видео. В последнем радует возможность снимать со скоростью 50 кадров в секунду (что даст лёгкое замедление материала в постпродакшне) в разрешении 2880×1440 — потенциально допустимом для полноценного VR-разрешения, который можно апскейлить (увеличить) до 3820×2160.
Контент
Так выглядит изображение, снимаемое на камеру и сохраняемое на флэшку (это фотокадр, но для примера подойдет):
Так он собирается в эквидистантной (сферической) проекции:
Как мы видим, предварительный ститч (кадр, сразу идущий на смартфон для просмотра) даже на довольно внушительном расстоянии имеет сильный параллакс. Это помогло избавиться от палки, которой я держу камеру, но сделало меня более худым.
Материал записывается в кодеке H.265, что невероятно круто и на шаг впереди остальных камер. Вот точные характеристики потока видео, записываемого на флэшку в максимальном качестве (сделано с использованием iFFmpeg):
Однако, когда дело доходит до склеивания на телефоне, файл записывается в более привычном кодеке H.264:
Поток 30 Мбит/с в H.265 становится потоком 62,9 Мбит/с в H.264, что даёт огромный простор для постпродакшна. Этот поток сравним с тем, что выдают GoPro и Kodak SP360 4K.
По видео могу предложить следующий тест:
В нём мы хотели посмотреть линии ститча, а также то, как разные линзы реагируют на прямой солнечный свет и малоосвещённые куски.
Шов, когда камера на вытянутой руке смотрит вбок:
Один объектив снимает прямой солнечный луч и малоосвещённую зону сразу:
Вывод
«Жить», как говорится, можно. Но я бы предлагал такой рабочий процесс:
- снимать на камеру, смотреть черновые кадры на телефоне (использовать его также для чернового монтажа)
- скачивать видео с карточки на компьютер и либо использовать софт Samsung (здесь вопрос в том, в каком качестве он сохраняет, и я буду рад комментариям, как уже сказал), либо разрезать файл пополам, выгнать в несжатом формате и засунуть как два исходника в Kolor Autopano Video
- использовать все возможности Kolor Autopano Video для стабилизации, «усреднения» цвета ститча, чтобы добиться наилучшего результата
- иметь на выходе материал, не пожатый в H.264, а подготовленный для экспорта в любой формат с максимальным сохранением качества.
Результаты нас обрадовали, часть фильмов была снята с помощью этой камеры (фотографии Steamer Salon):
Такая камера хорошо подойдет для некоторых задач нашего проекта VRability о жизни людей с инвалидностью, а также как хороший монитор сферического изображения на площадке при съёмке на более серьёзные камеры.
Ролики от компании Samsung, снятые на эту камеру:
Далее: Доверяй и проверяй: обзор мобильной гарнитуры виртуальной реальности Fibrum Pro