Типографика в виртуальной реальности: новый рубеж

1017

Современная типографика шагает вперёд рука об руку с технологиями, как это было и тысячи лет назад с письменностью, и сотни лет назад с печатными станками. В XXI веке новейшими рубежами для типографики стали миры виртуальной, дополненной и смешанной реальности.

Эти новые дизайнерские среды предъявляют специфические требования к текстовым и графическим дизайнерам, а также поднимают запутанный клубок увлекательных вопросов по разборчивости, оформлению букв и выбору шрифтов. Пространственный аспект и непосредственное окружение объектами в виртуальной или реально-виртуальной среде требуют изменения восприятия типографики и информации, которую она передаёт.

Приход дополненной, виртуальной и смешанной реальности означает, что дизайнеры должны учитывать такие переменные, как движение, громкость, пользовательский интерфейс/опыт и звук, чтобы получить максимальную пользу от иммерсивного опыта. Поскольку виртуальная реальность является изолирующей средой, а дополненная и смешанная вносят цифровые элементы в обычную реальность, их проектирование имеет несколько важных различий, в том числе по части передачи смысла текстом.

Например, все сценарии и типы взаимодействия в виртуальной реальности могут не иметь ничего общего с обычной жизнью, быть ограниченными, а в дополненной и смешанной реальности типографика должна хорошо играть со всеми доступными видами чувственной информации.

Джей Йорио (Jay Iorio), директор по инновациям в Институте инженеров по электротехнике и электронике (Institute of Electrical and Electronics Engineers — IEEE):

Что касается дополненной реальности, представьте, что у вас входящее письмо, кто-то удалённый в ожидании разговора с вами в виде голограммы прямо на улице плюс постоянно обновляемый новостной канал, и всё это интегрировано в реальном времени с помощью искусственного интеллекта.

Итак, что такое типографика в этом сценарии? Это ряды? Это куча парящего текста? Всплывающие окна? Она сводится к проблеме дизайна интерфейса для непрерывного потока контента. Каков инструмент для управления и взаимодействия с ним? Ничто из перечисленного ещё не стало общепринятым

Джошуа Ту (Joshua To), директор по дизайну в Google:

Многие основные правила для печатного текста или 2D-экранов, касающиеся типографской контрастности и удобочитаемости, меняются для виртуальной реальности. Когда текст становится даже немного объёмнее, его восприятие и взаимодействие с ним людей меняется. Надпись должна быть внедрена в нечто реальное, иначе становится странной для пользователя.

Зигмунд Фрейд в книге «Das Unheimliche» («Жуткое» или, в зависимости от перевода, «Зловещее») определяет это «жуткое» как «то, что вызывает испуг, именно потому, что оно не знакомо и не привычно». Это показывает, почему потенциально раздражающе видеть пассивные и плоские алфавиты, слова, предложения и целые тексты, ставшие в трёхмерном мире активными и объёмными.

Биомеханические аспекты того, как мы читаем в ВР-среде, имеют ключевое значение для дизайнеров.

Дэн Ратиган (Dan Rhatigan), старший типографский менеджер в Adobe, говорит:

Наше бинокулярное зрение означает, что наши глаза предназначены для работы в тандеме, но в виртуальной реальности каждый глаз получает свои непосредственные вводные.

Многих пользователей виртуальной реальности тошнит, так как их мозг пытается урегулировать и обработать поток информации, поступающей через ранее неизвестную систему доставки.

Виртуальная реальность вводит множество факторов и переменных, которые могут помешать процессу чтения, — говорит Хайме Ван Варт (Jaime Van Wart), недавний выпускник программы MFA по графическому дизайну в Калифорнийском институте искусств. — Абзацы текста могут нормально функционировать в виртуальной реальности как текстура, но для того, чтобы действительно сделать текст читаемым, необходимо контролировать количество движений до точки, с которой ВР сама по себе не может добавить ничего к опыту.

В виртуальной реальности текст становится физическим, эластичным, монументальным, объёмным, конфронтационным — и искажённым. Шарлин Чен (Sharleen Chen), ещё один выпускник программы дизайна MFA в Калифорнийском институте искусств, говорит:

Проектирование для виртуальной реальности это проектирование для 360-градусной сферы с вами в центре. Как вы положите текст по вогнутой поверхности, не деформировав его? Или вы решите принять искажение и просто сказать «Вот как это работает здесь, и всё»?

По мере совершенствования технологии доставки контента типографика также будет развиваться. Веб-типографика — по большому счёту, изначально графически примитивная, а не приятная — стала сложнее и гораздо более искусной в нюансах, поскольку дизайнеры текста обратились к требованиям создания буквенных форм для экранов, и поскольку экраны улучшились по резкости и пиксельному разрешению.

Книга является ограниченным по размеру устройством для повествования; у картины в музее есть рамка; у музыкального произведения своя структура и границы. Виртуальная реальность — это первая в истории среда, у которой ограничений нет, ведь пользователь является неотъемлемой частью окружения. Во всём спектре дизайнерского контекста именно текст является наиболее важным атрибутом развития цивилизации. На его фоне изображения мощные, но неточные, слишком открытые для индивидуальной интерпретации и манипуляций.

Типографика ясно передаёт лучшие из наших идей в литературе, науке, искусстве, поэзии. Что если виртуальная реальность сможет укрепить культуру текстуального выражения и углубить мысль, идущую с ним рука об руку? Помимо решения массы типографских задач, поставленных новым иммерсивным форматом, его нужно использовать с созидательными социокультурными целями. Слова сближают нас; они — инструмент. Как и виртуальная реальность.

Не пропускайте важнейшие новости о дополненной, смешанной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в ВКTwitter и Facebook

Далее: Ключевые приёмы в дизайне виртуальной реальности

А ещё у нас можно арендовать очки и аттракционы виртуальной и дополненной реальности.