Quest 3S разобрали. И это скорее Quest 2, чем Quest 3


Многие могли ожидать от Quest 3S того, что новинка окажется просто бюджетной версией Quest 3. Действительно, она перенимает некоторые черты первых полноценных очков третьего поколения, такие как изменённые дужки с динамиками, сквозная передача цветного изображения и процессор Snapdragon XR2 Gen 2. Однако в ходе изучения внутреннего устройства можно сделать иной вывод: это скорее преемник Quest 2 2020 года.

Самое очевидное различие между Quest 3 и Quest 3S заключается в оптических компонентах. Meta* сэкономила немного локальных вычислительных ресурсов и, вероятно, миллионы на НИОКР, выбрав более громоздкие, но более дешёвые линзы Френеля, похожие на оптику Quest 2. Более того, это и есть линзы Quest 2, они стопроцентно взаимозаменяемы с предыдущей моделью. 

Кольца на линзах Френеля под микроскопом

За оптикой ждёт экран — та же самая жидкокристаллическая панель от размера и формы до интерфейса. Отличие есть лишь в пиксельной структуре, а точнее в компоновке субпикселей RGB. Она разная у каждого изготовителя дисплея. Поставщиками, по слухам, могут быть JDI, BOE и Sharp. 

Дисплеи под микроскопом: Quest 2 слева, Quest 3S справа

В своё время расследование поломки одного экземпляра Quest 2 показало, что датчик приближения очков может замкнуть и расплавить при воздействии влаги — не при погружении в воду или играх под дождём, а от небольшого количества, такого как пот при интенсивных развлечениях.  Это было редкостью, а Meta предлагала бесплатную замену компонента. Теперь же датчик убрали вовсе. 

Гибкий кабель и соответствующие разъёмы, которые проходили от центра очков и через аккумуляторную батарею, исчезли. Корпус аккумулятора сохранил ту же конструкцию, что и раньше, но сам разъём аккумулятора стал другим из-за отсутствия питания датчика приближения. Quest 3S, похоже, пользуются таймером автоматического отключения, что упростило конструкцию и решило неприятную проблему.

Что касается обновлений, самым важным является замена семинанометрового процессора Snapdragon XR2 Gen 1 с 6 ГБ оперативной памяти на четырёхнанометровый Gen 2 с 8 ГБ. Это самое большое сходство между Quest 3 и Quest 3S, с которым пришли Wi-Fi 6E и Bluetooth 5.2.

Динамики тоже позаимствовали у Quest 3, при этом круглый динамик в точке сочленения очков и дужки из Quest 2 заменили на более логично расположенный динамик в центре детали, ближе к уху. Это должно существенно улучшить качество звука по сравнению с Quest 2. Разъёма для наушников больше нет, но его частично заменяет USB-C.

Ещё одним заметным отклонением от известного дизайна, редким итеративным улучшением по сравнению с Quest 3, является замена датчика глубины на два ИК-осветителя. По результатам тестов, они примерно так же хорошо справляются с картографированием комнаты и имеют дополнительное преимущество в виде повышения качества работы при слабом освещении. Такой же подход Apple применила в Vision Pro.

Новый набор визуальных датчиков придаёт фронтальной панели агрессивный, почти паукообразный вид. Каждый из двух кластеров состоит из одного из вышеупомянутых ИК-осветителей, сквозной цветной камеры, камеры отслеживания объектов и положения в пространстве. Две дополнительные камеры слежения есть на нижней стороне устройства и направлены прямо вниз для трекинга тела, рук и контроллеров.

Несмотря на эти улучшения, никуда не деться от того факта, что это в основном обновление Quest 2. И всё, от оборудования до ценовой категории, начинает обретать смысл, если посмотреть на новинку с этой точки зрения.

Посмотреть можно и в более «глубоком» смысле. Взгляните на томографические снимки Quest 2 и Quest 3S. Они показывают очевидное сходство внутренней структуры оборудования.

В начале продаж в 2020 году Quest 2 стоили в США $300, а в августе 2022 года подорожали до $400. Четыре года спустя вышел преемник, снова за $300. С учётом инфляции Quest 3S на 20% дешевле Quest 2, при этом предлагая существенно большие возможности. Такой ценовой политикой Meta преследует цель занятия позиции лидирующего поставщика очков виртуальной и смешанной реальности в мире.

Это классическая стратегия выхода на рынок, когда компания стремится захватить долю даже ценой окупаемости продуктов, чтобы потом диктовать рынку свои условия и монетизировать массовую аудиторию, выходя в плюс без заметного повышения цен для каждого клиента. 

В этом подходе есть большой плюс для покупателя — минимальная цена билета в иммерсивную экосистему. А Quest 3S добавляют к этому ещё одно преимущество. Взаимозаменяемость компонентов с Quest 2 упрощает ремонт, ведь миллионные тиражи второго поколения означают наличие запчастей. Вместе с тем здесь меньше затраты на проектирование и производство и меньше пресловутый углеродный след. 

*В России признана экстремистской

Не пропускайте важнейшие новости о дополненной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в Telegram, ВК и Twitter! Поддержите проект на Boosty.

Далее: Переносить игры с Quest на Orion будет непросто. У них десятикратная разница в производительности