Datavized — одна из компаний, которые будут строить будущее Всемирной сети — будущее WebVR. Если эти пять букв не вызывают у вас вопросов, просто пропустите следующие два абзаца. А для всех остальных рассказ о небольшой нью-йоркской компании, занятой большим делом, начнётся со справки по ключевому понятию.
WebVR — интерфейс прикладного программирования на основе JavaScript, с помощью которого можно создавать приложения с трёхмерными интерфейсами для браузеров и шлемов виртуальной реальности. Это значит, что разработчики могут загружать виртуальную реальность на сайты и распространять её среди пользователей Сети. Для просмотра контента на WebVR желательно, но не обязательно, иметь шлем виртуальной реальности. Поддерживаются различные операционные системы, мобильные и стационарные устройства, в том числе смартфоны.
В настоящее время WebVR стал стандартом де-факто, поскольку официально поддерживается популярными браузерами Chrome, Firefox и Edge, а также нишевыми решениями виртуальной реальности, такими как Samsung Internet и Oculus Carmel. Наиболее активно стандартом занимаются в Microsoft, Google, Mozilla и Samsung. Познакомиться с технологией подробнее вы можете с помощью материалов нашего сайта или её страницы с массой интересных ссылок.
Сегодня рынок WebVR-решений очень узок, но его перспективы в пересчёте на валюту, возможности и количество пользователей грандиозны, ведь созданные с помощью этого интерфейса проекты работают в самых распространённых программах — обычных браузерах. А ВР-контент можно встроить куда угодно: в социальную сеть, в ваш любимый новостной сайт или главную страницу поисковой системы.
Datavized создаёт платформу, которая максимально упрощает производство контента профессионалам и людям, которые не имеют специальных технических знаний. Платформа станет инструментом повествования, взаимодействия с аудиторией и, конечно, передачи сложных данных в наиболее доступной форме. Большие данные — конёк Datavized, а WebVR доставит их каждому пользователю интернета на Земле.
Позицию Datavized по вопросам развития Сети и представления данных в новом объёмном пространстве в паре с нижеследующим интервью отлично раскрывают два видео из Лаборатории документалистики Массачусетского технологического института. В первом о доступности, демократизации и будущем иммерсивного интернета рассказывает сооснователь и технический директор компании Брайан Чайрлз (Brian Chirls). Второе посвящено возможностям визуализации различных типов данных. Автором доклада является сооснователь и стратегический директор Datavized Дебра Андерсон (Debra Anderson).
Голографика взяла интервью у основателя и генерального директора Datavized Хью Макгрори (Hugh McGrory), а в самом конце вас ждёт подборка выполненных студией проектов, которые наглядно покажут стартовые возможности WebVR.
Голографика: Нашим постоянным читателям известно, что такое WebVR. Но не хватает личных точек зрения — кругом одни определения и маркетинговые цитаты, выверенные PR-отделами. А хочется услышать мнение человека, который болеет виртуальной реальностью для интернета, понимает глубину технологии, открываемое ей будущее. Если позволите, я попрошу вас рассказать о WebVR от души, с точки зрения творца. Хотя о финансовых перспективах мы тоже хотим слышать.
Макгрори: Самая интересная часть WebVR — это не VR, а Web. Интерфейсы, которые мы используем для подключения к Сети (2D-экран, мышь, клавиатура), старше, чем сама Сеть. Реальный мир трёхмерен, но в цифровом мире мы больше тридцати лет были заперты в двух измерениях. WebVR позволит соединить любую ВР-гарнитуру с обычным интернет-браузером. Это означает появление изображений в формате 3D 360°, пространственного звука и контроллеров, а также возможностей управления жестами и голосом и навигации при помощи взгляда. Затем всё это становится сетью миров. Но ещё более важно позиционирование виртуальной реальности как дополнения вашей цифровой жизни, а не чего-то отдельного.
WebVR также работает с любым подключённым 2D-устройством — компьютером, планшетом или телефоном, так что вы можете использовать виртуальную реальность лишь тогда, когда вам нужно быть в трёхмерном пространстве. Поэтому не нужно ждать, когда у всех будут шлемы. WebVR дойдёт до всех ста процентов пользователей немедленно и без сопротивления. Это так же просто, как нажать на веб-ссылку.
Почему, создавая новую компанию, вы выбрали именно это направление бизнеса?
Мы сосредоточились на предоставлении творческих возможностей. А это значит доступность и демократичность. Мы видели, как развивали виртуальная реальность — это было похоже на желание заменить открытую Сеть фирменным магазином приложений. Были проблемы касаемо того, кто владеет пользовательскими данными, и даже цензура контента. Мы пошли в другом направлении с целью сделать файлы как можно меньше, чтобы одна сборка приложения работала как на мобильном интернете, так и в домашнем формате, как с Vive.
Что такое WebVR со стороны отраслевых стандартов, платформ, языков программирования? Что представляет собой WebVR изнутри?
WebVR — это быстро приближающийся стандарт для интернет-браузеров. На семинаре W3C (Консорциум Всемирной сети — организация, разрабатывающая и внедряющая технологические стандарты для Всемирной сети — прим. ред.) в октябре 2016 года Google, Mozilla, Microsoft и Facebook/Oculus — все они подтвердили интеграцию WebVR в свои браузеры в 2017 году. Apple не присоединилась публично, но мы всё ещё можем создать то, что будет работать в её браузере. Языком кодирования, по крайней мере на данный момент, является JavaScript. A-Frame от Mozilla — отличный способ приступить к созданию контента.
Datavized — не студия, делающая сайты на заказ. Вы же разрабатываете платформу для производства сайтов виртуальной реальности. Расскажите о своём главном продукте: что это будет, когда и почём?
Мы делаем клиентские проекты для того, чтобы выжить как бизнес, и мы продолжим работать в качестве студии. Но она не является масштабируемой бизнес-моделью, поэтому наши основатели обращают наше внимание на развитие издательской платформы. Она позволит пользователям легко создавать повествования на основе данных для 3D-Сети и делиться ими. Это даёт новую форму творческого выражения, которая может объединять 3D-модели/сканы, данные, звук и среду, а они затем могут быть загружены в качестве веб-страницы, отправлены в Twitter или встроены как i-Frame. Что касается цены, будет на сто процентов бесплатная версия для создателей контента, а мы будем монетизировать лишь пользователей, которые задействуют платформу в профессиональной деятельности с аккаунтами Plus и Pro, подразумевающими дополнительные функции.
Насколько я понимаю, в вашем бизнесе главную роль играет не создание целых сайтов виртуальной реальности, а встраивание в страницы элементов WebVR, увидев которые, пользователь может быстро переключиться в ВР-режим. Расскажите подробнее об основных сценариях работы с контентом. Скажем, у нас есть iPhone и шлем Fibrum — что дальше?
Мы не пытаемся создать инструмент для производства сайтов, потому что мы не хотим, чтобы трёхмерная Сеть имела прежние ограничения. Это не просто вопрос перехода от 2D к 3D. Мы хотим предоставить платформу, выходящую за эти границы, чтобы дать пользователям возможность творить. Будет очень интересно наблюдать за тем, что и как они создают. Что касается будущего, я не думаю, что мы получим отдельные гарнитуры для виртуальной и дополненной реальности. У нас будет нечто меньшее по размеру и способное и на то, и на другое. Когда мы думаем о новом интерфейсе мы уже можем видеть тенденции к голосовому взаимодействию. К примеру, Snap (Snapchat — прим. ред.) не полагается на клавиатуру. Кроме того в ближайшее время в интерфейсы, которые мы используем в интернете, будут интегрированы элементы искусственного интеллекта.
Название вашей компании можно перевести как «визуализация данных». Какие данные лучше всего представлять с помощью WebVR? (тут было бы отлично привести примеры работ Datavized) Кому будет полезна ваша платформа?
Данные — это валюта цифрового мира. И большие данные становятся всё больше. Трёхмерная Сеть позволяет просматривать их в контексте, и это помогает нам понять их, а затем действовать, пользуясь новой картиной мира. В эстетическом смысле, визуальная интерпретация данных была ограничена двухмерными диаграммами, картами и графиками, а это очень неестественный способ объяснять информацию. Сеть, в отличие от игрового движка или сферического видео, разработана для обработки данных. Таким образом, данные не имеют ограничений по совместимости. Важно то, как они получены и сортируются. Наша платформа предназначена для пользователей, которые хотят общаться более эффективно. Подумайте о разнице между тем, когда журналист показывает что-то на 2D-карте и когда он делает это в трёхмерном интерактивном пространстве с пространственным звуком. Это лучший способ рассказать историю или осветить мнение.
Вы упомянули проекты под заказчиков. Сколько это стоит?
Мы принимаем клиентские проекты в производственную студию. Цена зависит от того, что требуется. Обычно мы начинаем с исследовательского процесса, который включает спринт-разработку — в течение дня работаем с командой и контентом клиента над WebVR-прототипом. Это позволяет нам показать имеющиеся возможности, а клиенту — зарезервировать более широкие внутренние ресурсы на расширение проекта. Наша студия делала отчёт о корпоративных тенденциях для Ernst&Young, образовательный проект для Канадского национального управления кинематографии и так далее.
В нашей переписке вы упомянули, что платформа ориентирована в первую очередь на мобильные устройства. Вы считаете, что именно они будут основными устройствами для потребления виртуальной реальности в ближайшие годы?
Мобильный интернет на сегодняшний день является самым демократичным в мире решением. Мы видим массу предсказаний о том, как виртуальная реальность будет расти в ближайшие 5-10 лет. И единственная возможность здесь — заставить всё это работать, даже в ограниченной форме, с технологией, к которой люди уже имеют доступ. Если возложить ненужные проблемы на конечного потребителя, ожидая от него загрузки огромных приложений и траты тысяч долларов на компьютеры и шлемы, то рынок не будет расти нужными темпами.
Сколько пользователей потенциально является вашей аудиторией в 2017 году? Какие устройства нужны, чтобы попасть в их число?
Мы пока не знаем, сколько пользователей будет у нас в 2017 году — можем только догадываться. Но мы думаем, что снижение трения между пользователем и его опытом и работоспособность на уже имеющихся у людей устройствах дают нам доступ к гораздо более широкой аудитории, чем та, на которую виртуальная реальность может претендовать сейчас.
Когда WebVR станет мейнстримом и что для этого нужно?
Процесс интеграции API WebVR в стандартные браузеры начался с Chrome в конце января 2017 года. Другие браузеры последуют за ним в первой половине года. Любое устройство, которое подключается к Сети, получит доступ к WebVR. Чтобы выйти в виртуальную реальность с полным погружением в трёхмерное переживание, вы можете использовать любую гарнитуру. Это открывает многопользовательский опыт, когда взаимодействуют люди в виртуальной реальности и пользователи обычных 2D-устройств.
Какова ваша стратегия по продвижению технологии?
Наш технический директор, Брайан Чайрлс (Brian Chirls), вносит свой вклад в развитие API WebVR. Что касается нашей собственной технологии, стратегия в том, чтобы выпустить полезный инструмент, открывающий ранее невозможное, и предоставить его бета-версию правильным пользователям. Это будет интерфейс для веб-браузера, который прост для не-технарей. Надеемся, он им понравится, и они поделятся опытом с друзьями.
Демо Datavized
Virtual Pathology
Datavized работает с Медицинской школой Нью-Йоркского университета, предоставляя решение для трёхмерной визуализации анатомии и патологий. Кроме того студия создаёт пользовательские интерфейсы и проектирует пользовательское взаимодействие виртуальной реальности для студентов, компенсируя недостатки существующих платформ для медицинской визуализации, таких как Biodigital Human. В платформу интегрирована тактильная обратная связь, аннотирование и возможности для совместной работы с моделями.
[button-red url=»https://pathology.surge.sh» target=»_self» position=»center»]Попробовать[/button-red]
Визуализация данных НБА
Проект визуализации всех бросков, которые сделали игроки Национальной баскетбольной лиги США за 2015-2016 годы. Есть возможность сортировать данные по командам и отдельным игрокам. Источник информации — stats.nba.com. Ключевые особенности: изначальная адаптация для смартфонов, поддержка персональных компьютеров и планшетов в 2D и 3D, возможность передвигаться по контенту с помощью комнатного трекинга.
- Для просмотра на ПК нужен Google Chrome с поддержкой WebVR, а также HTC Vive или Oculus Rift.
- Для смартфона подойдёт любой браузер с поддержкой WebGL. Нажмите кнопку с логотипом Cardboard и вставьте устройство в гарнитуру. Если вы пользователь Gear VR, включите WebVR в браузере Samsung Internet, перейдите по ссылке и нажмите кнопку с пиктограммой Cardboard.
[button-red url=»https://bball.surge.sh/» target=»_self» position=»center»]Попробовать[/button-red]
The Upside of Disruption
Международная корпорация EY поверила в WebVR и объединилась с Datavized, чтобы сделать идеальную наглядную демонстрацию полезности технологии — трёхмерную интерактивную презентацию с закадровой озвучкой на целых восемь минут. Проект The Upside of Disruption работает на любых устройствах, браузер которых дружит с WebVR.
[button-red url=»http://ey.datavized.com/» target=»_self» position=»center»]Попробовать[/button-red]
BB-8
Это прототип с процедурно генерируемой средой, интерактивным 3D-персонажем и пространственным звуком. Он посвящён фильму «Звёздные Войны: Пробуждение Силы». В проекте применён способ увеличения скорости загрузки: для этого сначала производится рендеринг среды низкого разрешения, а затем загружается модель с анимацией.
[button-red url=»https://bb8.surge.sh/» target=»» position=»center»]Попробовать[/button-red]
Трёхмерная картография и сканирование с WebVR
Данный прототип демонстрирует визуализацию файлов формата OBJ, стандартных для 3D-сканеров. Алгоритм Datavized может обрабатывать и показывать большие наборы данных от сложных трёхмерных копий сред. Для просмотра моделей не нужны никакие плагины или приложения — только браузер, через который человек уже зашёл в медиатеку. Компания проводит тестирование сканов с 3D-лидара (один файл — примерно 6 ГБ), и в будущем софт Datavized получит оптимизацию для обработки такого количества информации, облаков точек, фотореалистичных сеток, обмена контентом через Сеть, многослойных сканов, сохранения конфиденциальности, проведения измерений и аннотирования.
[button-red url=»http://paracosmvr.surge.sh/» target=»» position=»center»]Попробовать[/button-red]
Не пропускайте важнейшие новости о дополненной, смешанной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в ВК, Twitter и Facebook!
Далее: Google открыла код Draco — алгоритма сжатия 3D-графики для WebVR