Ощущение присутствия: Dolby Laboratories о технологии пространственного звучания Atmos

672

image004

В феврале 2015 года компания Dolby Laboratories объявила о совместном с Jaunt проекте по созданию кинематографической виртуальной реальности нового поколения. Приложения Jaunt с использованием VR-технологий – концерт Пола Маккартни, а также короткометражные интерактивные фильмы «Kaiju Fury: Sundance Selection» и «The Black Mass Experience» — доступны в формате Dolby Atmos в магазине Google Play (1, 2, 3).

Работа Dolby Atmos заключается в создании звука с эффектом погружения, который критичен для сторителлинга в виртуальной реальности. Он служит дополнительным информационным слоем, усиливающим ощущение присутствия, и помогает ориентироваться в виртуальной среде. Dolby Atmos добавляет к 360-градусной визуализации окружающий звук, то есть зрители панорамного 3D-контента получают более глубокое ощущение присутствия.

Качество изображения и звука — главные критерии принятия виртуальной реальности потребителем на заре её глубокого проникновения в компьютерную индустрию. Поэтому Голографика решила узнать у Dolby, чем она собирается брать новый рынок. На наши вопросы любезно согласился ответить директор Dolby Laboratories по AR/VR-технологиям Джоель Сьюсал (Joel Susal).

Speaker - Joel Susal

Главным вопросом по Dolby Atmos является область применения технологии и её отличия от конкурирующих решений. По словам Сьюсала, передовая аудиотехнология Dolby Atmos позволяет перемещать звук по всему помещению для создания полного эффекта присутствия. Она применяется в кинозалах, домашних кинотеатрах, на мобильных устройствах, а с недавних пор — и как аудиокомпонент технологии виртуальной реальности (VR):

Dolby Atmos создаёт эффект присутствия и делает звук более выразительным, вызывая у пользователей виртуальной реальности более яркие, правдоподобные и эмоциональные впечатления.

Dolby Atmos нельзя назвать разработанной именно под виртуальную реальность — она проверена временем в иных контентных областях. Вряд ли в этом стоит икать плюсы и минусы, ведь речь идёт не об играх, в которых взаимодействие с пользователем лучше адаптировать под виртуальную реальность с самого начала. Просмотр (прослушивание) контента в виртуальной реальности отличается от просмотра в более привычных средах тем, что в VR пользователь влияет на процесс: человек поворачивает голову, и звук доносится уже с другой стороны; человек наклоняется ближе к объекту, и звук от него становится громче. В Dolby Atmos уже внедрено объектно-ориентированное аудио, которое работает в любых наушниках:

Наша компания создала полноценное решение Dolby Atmos для мобильных телефонов с наушниками, позволяющее создать вокруг слушателя среду объемного звучания. Чтобы воспроизвести звук в этом формате, система рендеринга собирает пространственную информацию от аудиообъектов и воспроизводит звук в многомерном пространстве через наушники. За счёт сочетания аудио на основе объектов и бинаурального воспроизведения создаётся эффект объемного звучания в любых наушниках.

В настоящее время Dolby Atmos используется на передовых мобильных устройствах таких крупных производителей как Amazon и Lenovo, а также доступен и на ПК.

Первым партнёром по виртуальной реальности была компания Jaunt – производитель камер и программного обеспечения для записи и воспроизведения VR-видео. Мы спросили господина Сьюсала о способности продуктов Jaunt выйти на массовый рынок:

Если взять в расчёт технологию, бренд, качество контента и количество пользователей, то компанию Jaunt следует считать безусловным лидером в этой области (хотя VR-пространство находится совсем на ранней стадии развития). Так что, по нашему мнению, у компании есть всё необходимое, чтобы выйти на массовый рынок. Кроме того, это надежный партнёр, с которым можно демонстрировать и совершенствовать ценностное предложение Dolby, что имеет большое значение как для самой Jaunt, так и для конкурирующих компаний.

В объявлении о сотрудничестве с Jaunt упоминается только об использовании Dolby Atmos для записи видео. Но собирается ли компания работать над VR-играми?

В мае компания Electronic Arts объявила о том, что игра Star Wars: Battlefront станет первым проектом, выпущенным с поддержкой звука Dolby Atmos. Игры и игровые платформы требуют долгого времени на разработку, так что делать заявления о конкретных продуктах с этой технологией пока преждевременно. Но решения Dolby давно применяются в играх. Любой геймер знает, что на протяжении многих лет практически во всех лучших играх использовалось пространственное звучание Dolby. Мы с партнёрами рады работать над звуком нового поколения, чтобы вы получали от игр максимум удовольствия.

Двадцать лет назад, ещё ребенком, я пришел в кинотеатр и был потрясён силой и красотой звука. Это было на фильме «Годзилла» Роланда Эммериха, и именно тогда я впервые заметил логотип Dolby и запомнил компанию, которая подарила мне чудесные впечатления. Теперь Dolby, согласно Forbes, является одной из самых успешных малых компаний Соединённых Штатов и работаете по всему миру. Но это о внешности. А что представляет собой Dolby Laboratories изнутри?

Наша компания называется Dolby Laboratories не просто так. Мы команда ученых и инженеров, постоянно работающих над созданием и совершенствованием незабываемых впечатлений. Мы создаем аудио-, видео- и голосовые технологии, которые преобразуют сферу развлечений.

Компания была основана американским инженером Рэем Долби в 1965 году как британская научная лаборатория. Вот уже 50 лет Dolby идёт путями инноваций — и намерена продолжать движение, в том числе на рынке AR/VR:

Мы живём в удивительное время, когда и технологии, и весь мир очень быстро меняются. Прорывы в области виртуальной и дополненной реальности создают основу для более глубокого погружения в атмосферу, более ясного и отчётливого взаимодействия с происходящим на экране. И хотя потенциал безграничен, чтобы раскрыть его полностью, нужно проделать очень долгий путь. Dolby намерена создать технологию, которая поможет пройти этот путь и соединит создателей контента с его потребителями — как это было и прежде. В компании намерены идти путями инноваций — в том числе в виртуальной и дополненной реальности.

Голографика выражает благодарность за организацию интервью пресс-службе Dolby в России

Далее: В секретной VR-лаборатории Industrial Light & Magic по Звёздным войнам