Компьютер, который следит за вами — звучит, словно фраза из второсортного шпионского боевика, в котором давно работающие на благо общества технологии преподносятся как нечто умопомрачительно передовое. Но ведь следящий компьютер вовсе не обязательно является инструментом шпионажа или врагом. Он способен быть полезным помощником, готовым предоставить все свои ресурсы для нашего самовыражения и труда. Прогресс в компьютерной индустрии позволяет нам эффективнее работать, общаться на огромных расстояниях и даёт в наше распоряжение такое разнообразие развлечений, что разбегаются глаза.
Вряд ли кто-то сможет поспорить с тем, что всё это во многом возможно благодаря исследованиям компании Intel®. Сегодня одним из авангардных направлений её деятельности является разработка естественных способов взаимодействия человека и машины с помощью технологий компьютерного зрения, которые продвигаются компанией под именем RealSense™. Это специальные камеры, партнёрская сеть, программное обеспечение, комьюнити и, кстати, совместная работа с Metaio в сфере дополненной реальности. Голографика не могла обойти вниманием столь масштабный проект и попросила рассказать о настоящем и будущем цифрового интерактива ведущего менеджера по маркетингу отдела взаимоотношений с разработчиками Intel Марианну Светлосанову.
Здравствуйте, Марианна! Как вы могли бы охарактеризовать RealSense — чем этот проект является для крупнейшего производителя x86-процессоров на Земле?
Мы активно исследуем новые технологии, изучаем предпочтения аудитории. Привычное взаимодействие с компьютером меняется. Не так давно графический многооконный интерфейс был в новинку, а сегодня компьютеры управляются голосом и жестами. RealSense — это неотъемлемая часть эволюции, следующий этап развития компьютерной индустрии.
Какие устройства мы можем или сможем в ближайшем будущем использовать с своих проектах? По каким причинам RealSense до сих пор нет в доступной электронике, и что даёт технология простому потребителю?
Во-первых, почему же нет? В этом году заявлено более десятка устройств со встроенной камерой RealSense R200 (фронтальная версия), и новые модели продолжают появляться. Практически все крупные мировые производители анонсировали аналогичные устройства и начали продажи. Да, в Россию они приходят с задержкой, но приходят. Уже на этой неделе можно купить устройства с RealSense от компании Dell в магазинах MediaMarkt.
Правда, пока освоен лишь «топовый» сегмент; устройства с поддержкой технологии RealSense на базе процессоров Intel Core i5 4-го и 5-го поколений.
Что касается потребителя, для него это новый опыт взаимодействия с компьютером. Это, скажем так, экспериментальная технология. Мы взаимодействуем с разработчиками, собираем мнения пользователей, смотрим, куда рынок поведёт дальше… Сейчас популярны игры, обучение или, точнее, edutainment, 3D-сканирование и интерактивное общение. Представьте, что вы можете стать в игре персонажем, который похож на вас, или создать и напечатать его 3D-фигурку… Кому-то придется по душе создание интерактивного видео, где вы формируете визуальный ряд, меняя фон или используя фотографии с переменной фокусировкой благодаря учету глубины изображения. Обычные фотоснимки покажутся не столь интересными. А у детей пользуется популярностью игра «в ладушки» с любимыми героями из мультфильмов «Мадагаскар».
Как правило, в системе предварительно установлено некоторое количество приложений, которые поддерживают RealSense. Кое-что можно установить дополнительно.
С какими компаниями вы сотрудничаете для создания софтверной экосистемы RealSense?
Как и любая технология, RealSense подразумевает аппаратную часть и программное обеспечение. Мы предоставляем разработчикам приложений доступ к ранним версиям систем и мотивируем производителей выпускать новые устройства с поддержкой новых технологий. Это касается как крупных компаний, так и небольших, молодых. Первыми в линейке продуктов появились решения от Nuance — Dragon Assistant, 3D Systemes, Autodesk, DreamWorks, Metaio, Microsoft — Skype, Lync, Scholastic, Tencent, DreamWorks. Этот список постоянно пополняется; в ближайшее время будут анонсированы решения нескольких крупных игровых брендов.
У российских стартапов есть шансы участвовать?
RealSense — это интересная возможность проявить себя для тех, кто не боится экспериментов, кто готов инвестировать в новое. Самые настойчивые получают доступ к оборудованию на ранней стадии его создания, поддержку в сфере маркетинга и другие выгоды.
В России заметными темпами растёт сообщество AR-разработчиков. Некоторые регулярно посещают США для участия в местных мероприятиях (просто потому, что концентрация IT-бизнеса в Штатах выше, чем в России), но вполне естественно, что постоянно летать через океан готовы не все. Intel же в свою очередь известна своими образовательными и конкурсными инициативами, а также инвестиционной деятельностью. Расскажите, в каких мероприятиях могут принять участие отечественные стартапы и независимые разработчики дополненной реальности.
В первую очередь это наши конкурсы для разработчиков — Intel RealSense App Challenge. Сейчас мы подводим итоги 2014 года, выбираем победителей. Это, кстати, очень непростое дело: обработано более 7000 заявок из 38 стран. Такие конкурсы проходят практически каждый год. Параллельно у нас проходят хакатоны и митапы; как я уже сказала, мы активно ищем тех, у кого много интересных идей и кто готов воплощать их в жизнь.
Наши партнёры постоянно принимают участие в различных выставках и конференциях — как в России, так и в Америке и Европе.
Молодым специалистам, стартаперам с перспективными разработками нужно связываться с кем-то лично из вашей компании или лучше сразу приезжать на ваши мероприятия? А главное, с проектами из какой сферы? Например, на рынке виртуальной реальности сложилось устойчивое мнение, что потребитель войдёт на него через игры. Каково killer app для RealSense и таких датчиков в целом?
Наш основной ресурс — сайт для разработчиков Intel Developer Zone. Здесь есть вся необходимая информация, можно получить полную документацию по SDK и заказать камеру. Для вопросов и ответов пока самыми эффективными остаются именно посещения мероприятий. Мы проводим митапы, хакатоны, участвуем в конференциях. В первую очередь советую подписаться на нас во ВКонтакте, G+ или на Хабре — там всегда идут анонсы наших встреч.
Что же касается killer app — я пока не знаю, что им станет, и думаю, пока никто не ответит на этот вопрос… Мне кажется, рынок затаил дыхание и ждёт. Так что у молодых стартаперов и смелых решений есть все шансы.
Google упорно штурмует рынок (сейчас, справедливости ради, за новую нишу взялись все, кто мог). Одним из орудий Маунтин-Вью в этой не слишком успешной осаде стал проект Tango. Вы конкурируете, сотрудничаете или просто движетесь параллельно примерно в одном направлении?
3D-сканирование — важное направление развития современных вычислительных технологий. Ничего удивительного, что многие исследовательские группы занимаются разработками в этой области. Я бы не говорила в этом аспекте о конкуренции: мы не разрабатываем средства работы с 3D-моделями. Mы создаем базовый набор функций, входящих в комплект RealSense SDK, который позволяет реализовывать схожие сценарии. Компания Metaio разрабатывала приложение для навигации внутри помещений, которое «на лету» создаёт 3D-модели окружающего пространства.
Ваше партнёрство с Metaio означает, что она делала для ваших устройств свой, сторонний софт, или это нечто большее, что будет зашиваться в каждый гаджет с RealSense?
Действительно часть SDK, отвечающая за трассирование 3D-объектов, сделана компанией Metaio. Tо есть, можно сказать, решение будет зашито в сам гаджет.
А когда будут бюджетные устройства? Падение рубля с учётом повального экспорта передовой электроники сделало этот вопрос для россиян намного актуальнее.
Смотря что считать «бюджетным» устройством. Сегодня устройство 2в1 с RealSense можно купить в Штатах меньше чем за 900 долларов. На одном студенческом мероприятии нам ответили, что это вполне адекватная и оправданная цена.
В данный момент мы ориентируемся на топовый сегмент. Но не за горами тот день, когда появятся не только массовые планшеты, но и телефоны. Сейчас же говорить о ценовой политике преждевременно. Но, безусловно, в задачи Intel входит массовое проникновение на рынок, а это значит, что мы будем стремиться к удешевлению, сохраняя и совершенствуя качество.
Недавно вы провели на YouTube рекламную кампанию с участием Джима Парсонса, известного своей ролью Шелдона Купера в «Теории большого взрыва». По этому поводу сразу три вопроса: 1) каковы результаты кампании? 2) означает ли она, что Intel начинает масштабное продвижение RealSense в массы? 3) правда ли, что в лабораторию Intel проникнуть так же легко, как это сделал мистер Купер?
На мой взгляд, Джим Парсонс отлично ассоциируется с RealSense. Что же касается лаборатории, то проникнуть в нее человеку с улицы вряд ли удастся (если, конечно, вы не обладаете внешностью Джима :)), а уж увидеть в ней то, о чём нельзя рассказывать — ещё труднее.
Intel заявила, что здесь мы всерьез и надолго. Говорить об эффективности пока рано, но раз вы спрашиваете, значит мы движемся в правильном направлении.
Да, направление у вас более чем интересное и перспективное. А имеются у Intel разработки в области виртуальной реальности? Ваши камеры выглядят как неплохая замена Leap Motion для управления контентом в VR-очках.
У нас пока нет собственных связующих разработок для виртуальной реальности. Но мы сотрудничаем и всячески поддерживаем такие компании как Metaio, Seene, Wikitude и другие, которые специализируются как на создании движков, так и на собственных приложениях, основанных на дополненной реальности. Алгоритм отслеживания объектов от Metaio интегрирован в наш комплект для разработчиков RealSense SDK.
Получается, у дополненной реальности на сегодняшний день больше перспектив, чем у виртуальной?
Оба направления можно отнести к инновационным решениям, а что приживётся быстрее — рассудит рынок.