7 ноября в 10:00 Pico провела общее собрание, которое длилось всего 10 минут, но содержало интересную статистику, информацию о корректировке организационной структуры и кадровых изменениях. От имени компании, в частности, выступал основатель стартапа и его руководитель внутри ByteDance Чжоу Хунвэй.
Объявленная реструктуризация стала самым большим изменением с тех пор, как ByteDance приобрела Pico в 2021 году. Сотрудники компании рассказывают, что в основе перемен разделение обязанностей. Pico продолжит заниматься тем, чем сильна она — устройствами, а ByteDance возьмёт на себя разработку ПО. Команду разработчиков программной экосистемы релоцировали в отдел разработки продуктов и инженерной архитектуры и вывели из ведения Pico.
Что касается кадров, Pico сосредоточится на оптимизации отделов контента, операций и маркетинга. Ходят слухи, что увольнения могут достигать более 80% отдела. Однако источники в компании утверждают, что сокращения не так велики и составят около 50%. В компании подобное случалось и ранее в объёмах до 20–30% сотрудников.
Список сокращённых работников пока не объявили. Его формирование начнётся на этой неделе, и люди ждут приглашений на беседы с руководством. Отступные якобы выглядят так: календарная зарплата + месячный оклад + бонус на конец года + выкуп опционов.
При этом, с начала отношений с ByteDance компания значительно расширилась, что отражается не только в команде, насчитывающей более 2000 человек, но и в крупных инвестициях в исследования, маркетинг и другие бизнес-направления. Например, для продвижения и наполнения платформы контентом Pico активно работала с Douyin, китайской версией TikTok, а также с местными знаменитостями.
Заметные плоды принесли инвестиции в приложения. Общее количество приложений на Pico 4 достигло 561 единицы, тогда как в Quest Store их 532, хотя это число не включает разросшийся раздел экспериментов App Lab.
По словам анонимных источников, содержание экосистемы Pico, по консервативным оценкам, достигло нескольких миллиардов юаней. А ByteDance вложила в проект более ¥20 миллиардов (включая сумму приобретения в размере ¥9 миллиардов). Но соотношение прибыли к затратам плавает около 1/10. В 2022 году PICO продала около 800 000 очков с общим доходом почти ¥2 миллиарда. Что касается B2B-продаж, здесь рентабельность инвестиций выше, годовой доход исчисляется сотнями миллионов юаней.
Крупным компаниям всегда трудно инвестировать в бизнес, который не показывает быстрый рост, и ByteDance не исключение. Её основатель Чжан Имин, говорят инсайдеры, лично потребовал корректировки курса Pico из-за этого.
Ранее появлялись известия о том, что реструктуризация связана с подготовкой к выводу на биржу всей ByteDance или её подразделений. В апреле этого года компания назначила нового финансового директора Джули Гао, бывшего старшего партнёра международной юридической фирмы Skadden. В то же время в Гонконге ByteDance сменила название на Douyin Group.
Как только Douyin Group подготовится к IPO, она опубликует дополнительные данные о своём бизнесе. В отчётности не должно быть негативных мест, которые бросили бы тень на акции с точки зрения инвесторов. Не важно, ожидает ли листинг группу компаний или одну Pico, сейчас последняя выглядит как сомнительный кандидат на хорошее первичное размещение. Похожая ситуация возникла бы, если бы акции решил продавать отчитывающийся об убытках почти в миллиард в месяц отдел Reality Labs в Meta*.
По словам инсайдеров, Чжан Имин считает иммерсивную индустрию незрелой, как и свой бизнес в ней. В этом его мнение сходится с публичными заявлениями Марка Цукерберга.
Обычных покупателей больше беспокоит будущее продуктов Pico. Несмотря на значительные перемены, работу над основными устройствами и софтом сохранят, можно ожидать постоянных обновлений прошивки очков. Вместе с тем, работа может замедлиться, особенно по новому контенту и если в ход пойдёт новая стратегия развития экосистемы.
Что касается аппаратного обеспечения, Pico планировала выпустить в 2024 году два устройства, но из-за корректировки плану сулят новые дедлайны. Это ожидаемо, поскольку команде предстоит провести работу над ошибками, которые накопились за пару последних лет в новой роли подразделения крупной корпорации.
Изменения в компании можно назвать возвратом к стартап-корням, рефокусировкой. Основатель стартапа Чжоу Хунвэй резюмировал новый путь так:
С начала этого года мы провели несколько корректировок, которые на данный момент кажутся недостаточно своевременными и эффективными. После внимательного обсуждения мы планируем провести некоторые изменения в организации Pico в дальнейшем. Общая идея заключается в более акцентированном фокусе на долгосрочных исследованиях и прорывах в области аппаратного обеспечения и основных технологий. Pico будет более решительно вкладывать в долгосрочные ценности, при этом сокращая краткосрочные инвестиции в других областях.
*В России признана экстремистской организацией
Не пропускайте важнейшие новости о дополненной и виртуальной реальность — подписывайтесь на Голографику в Telegram, ВК и Twitter! Поддержите проект на Boosty.
Далее: Приложения и игры смешанной реальности для Quest 3: подборка того, с чего стоит начать