Magic Leap, скрытная компания, разрабатывающая нательную технологию для смешивания цифровых изображений с реальным миром, собирается привлечь $827 миллионов. Jaunt, создатели 3D-камеры для съёмки видео виртуальной реальности, уже поймали в общей сложности $100 миллионов, включая $65 миллионов в сентябре. И 8i, производящая технологию для того, чтобы одни люди могли взаимодействовать с другими на видео, как если бы они были в одной комнате, привлекла около $14 миллионов.
Ни один из этих стартапов не стал нарицательным. Лишь несколько человек имели возможность взаимодействовать с разрабатываемыми этими компаниями технологиями виртуальной и дополненной реальности и ещё меньше — стать их покупателями.
Тем не менее, инвесторы и предприниматели считают, что гарнитуры, изготовленные для погружения в цифровые миры — это следующие гигантские «манимейкеры» от технологии, приводящие инвесторов в редкое безумие, похожее на наблюдавшееся на ранней стадии развития Сети и мобильных рынков. Стартапы виртуальной реальности множатся, в них льётся венчурный капитал, и верящие в них люди строят воздушные замки из мыслей о том, как новые продукты могут изменить развлечения, общение и труд.
Каждое десятилетие или около того появляется аппаратная платформа нового поколения, — говорит Мэтт Макллвэйн (Matt McIlwain), венчурный капиталист из Madrona Venture Group. — На наш взгляд, умные гарнитуры будут платформой следующего десятилетия, которая изменит подходы к массе вещей.
Есть веские причины для скепсиса по поводу того, что виртуальная реальность изменит технологический путь, проложенный смартфонами, по крайней мере, в ближайшей перспективе. Хотя последние гарнитуры и программное обеспечение способны на ослепительные демонстрации, даже некоторые поклонники виртуальной реальности говорят, что до сих пор не испытали игру или приложение из разряда «must have». Ожидается, что требуемые очки будут стоить от $300 до $500 в дополнение к $1000 или большей сумме за мощный ПК, необходимый для некоторых программ. К тому же виртуальные миры в гарнитурах вызывают у людей морскую болезнь.
Инвестиционную манию в виртуальной реальности делает ещё более спекулятивной то, что некоторые представители широкой общественности уже владеют гарнитурами или опробовали их.
Громкие изделия от Oculus, приобретённой Facebook, а также от HTC и Sony не поступят в продажу до следующего года. (Более простые и менее дорогие устройства, которые полагаются на экран пользовательского смартфона, уже доступны — это такие устройства, как Gear VR от Samsung или Google Cardboard.) К этому времени многие крупные инвесторы начали вкладывать деньги в мобильные стартапы, у которых, по контрасту, уже есть миллионы используемых смартфонов.
Но ничто из этого не останавливает энтузиазм или излияние денег.
По теме: И снова здесь: виртуальная реальность развивается так же, как онлайн-видео 10 лет назад
В первые девять месяцев этого года компании виртуальной и дополненной реальности привлекли $408 миллионов. Для сравнения, в первые девять месяцев 2014 года это были $145 миллионов, сообщает CB Insights, исследовательская фирма, отслеживающая инвестиции венчурного капитала. С начала 2012 года, по её оценке, компании сектора привлекли порядка $1,5 миллиарда.
Один из крупнейших игроков на текущий момент — Magic Leap. В планах компании новый крупный раунд финансирования, который был выявлен в корпоративном отчёте, полученном недавно частным провайдером рыночных данных VC Experts, и который даже больше $542 миллионов, привлечённых компанией в прошлом году в раунде под предводительством Google. Устройства дополненной реальности, такие как разработка Magic Leap, не блокируют пользователю вид физического окружения, как устройства виртуальной реальности, но вместо этого внедряют виртуальных персонажей и другие изображения в поле зрения человека.
Пресс-секретарь Magic Leap отказался от комментариев. Forbes сообщил от этом на прошлой неделе.
Два стартапа виртуальной реальности поменьше объявляют о получении финансирования: это nDreams, студия по производству VR-игр из Соединённого Королевства, которая привлекла $3 миллиона от Mercia Technologies, и Pixvana, бизнес из Сиэттла, разрабатывающий облачную технологию для улучшения качества видео виртуальной реальности и увеличения скорости его доставки через интернет. Pixvana, основанная бывшими сотрудниками Microsoft, Apple и LucasFilm, привлекла $6 миллионов от Madrona, Vulcan Capital и ангелов.
Я не могу представить себе мир через 5-10 лет, в котором она (виртуальная реальность — прим. Голографики) не была бы основным средством общения и развлечения, — говорит Форест Ки (Forest Key), исполнительный директор Pixvana.
Почему служители виртуальной реальности уверены в неизбежности такого исхода?
Обещания прихода виртуальной реальности десятилетиями являлись одним из основных научно-фантастических мечтаний. Но до недавнего времени гарнитуры были примитивны и стоили десятки тысяч долларов. Бум мобильных устройств резко снизил стоимость многих комплектующих, необходимых для VR-гарнитур, включая высококачественные дисплеи и датчики движений, а также улучшил пользовательское взаимодействие.
Когда люди надевают эти штуки, это настоящий преобразующий момент для них, — говорит Тони Гарсия (Tony Garcia), директор по прибыли Unity Technologies, которая поставляет ключевой программный компонент — игровой движок — для разработчиков виртуальной реальности. — Это отличается от всего, что я видел за долгое время.
По теме: Должны ли вы платить за обманку: взгляд на рыночный ландшафт виртуальной реальности
Виртуальная реальность также применима в широком спектре деятельности, что волнует инвесторов, которые видят её меняющей всё, от онлайн-образования до корпоративных собраний и видеоигр. Инвестиции стимулируют большие ставки на VR от Google, Microsoft и Sony.
Но самым большим катализатором послужила покупка Facebook в прошлом году компании Oculus за $2 миллиарда. Анонсируя сделку, генеральный директор Facebook Марк Цукерберг (Mark Zuckerberg) изобразил виртуальную реальность как новый большой сдвиг парадигмы после мобильных компьютерных устройств. «Миссия Oculus в том, чтобы дать вам возможность испытать невозможное, — писал он в посте своей социальной сети. — Их технология открывает совершенно новые виды переживаний».
Тем не менее, не решён вопрос о том, какой опыт будет самым убедительным. Как многие люди, попробовавшие виртуальную реальность, Бен Шахтер (Ben Schachter), аналитик, следящий за игровой индустрией в Macquarie Securities, отстаивает технологию. Но на просьбу назвать убедительные применения для неё был озадачен:
Я не видел, чтобы что-то одно заставляло вас хотеть остаться там в течение нескольких часов. Я разочарован тем, что ещё не видел подобного.
Масса творческих людей работает над тем, чтобы выяснить, какие приложения виртуальной реальности будут самыми неотразимыми, будь то просмотр фильмов или игры. Некоторые стартапы, создающие приложения, привлекают венчурные капиталы. Однако масса инвестиций проводится в компании, предоставляющие средства разработки VR-приложений, подобно поставщикам шахтёров во времена Золотой лихорадки.
Получающие деньги компании — «те, которые поставляют на рынок лопаты», говорит Линк Гаскинг (Linc Gasking), директор 8i, которая как раз является таким поставщиком инвентаря.
Крис Фралик (Chris Fralic), партнёр венчурного фонда First Round Capital, не решался инвестировать в стартапы виртуальной реальности отчасти потому, что они, как правило, привлекают большие суммы, чем те, которыми распоряжаются подобные его бизнесу инвестиционные фирмы ранних стадий. Но он не планирует ждать с инвестициями, пока на рынке не появятся миллионы гарнитур:
Сегодня рынка нет, но он создаётся. Вы ждёте доказательств или получите опыт с его развитием?
Далее: Будет ли социальная AR/VR новым голубым океаном Nintendo?
Ник Уингфилд (Nick Wingfield), New York Times