И снова здесь: виртуальная реальность развивается так же, как онлайн-видео 10 лет назад

448

oculus-rift-line-e3-2014

Бен Смит (Ben Smith), венчурный партнёр Лос-Анджелесского фонда Winnick and Company, для Road to VR

ben-smith-winnick-and-co
Бен Смит

И мы снова здесь. Десять лет назад появилось революционное онлайн-видео. Теперь виртуальная реальность изменит мир ещё раз. Так как мы всё ближе к первому кварталу 2016 года — релизу Oculus Rift, вы можете буквально видеть и чувствовать проделываемую адаптивную работу на еженедельной основе.

В качестве одного из первых бизнесменов в Google и YouTube для меня большой удачей стала возможность помогать в создании экосистемы онлайн-видео с самого её начала. Большинство людей не верит, когда я говорю, что в 2006 году небольшая команда Google, включавшая Джорджа Стромполоса (George Strompolos), Адама Релиса (Adam Relis) и меня самого, обзванивала владельцев видео и просила их отправлять их ролики в Google по почте США. Всё верно: мы получали видео обычной почтой и загружали их сами.

Прямо сейчас виртуальная реальность во многом похожа на рассылку видео в 2006-м. Она беспорядочна. Просмотр и доставка контента требуют усилий. Мы обмотаны неприглядными проводами. Опыт высокого класса, судя по всему, потребует вложений в очки и компьютер полутора тысяч долларов или даже большей суммы. Создание и распространение VR-контента требует передовых навыков. Здесь нет никаких реальных бизнес-моделей или наилучших практик.

Тем не менее, это ключевой момент, когда строятся платформы, делаются карьеры и создаются новаторские компании. Будущее равных возможностей — на старт, внимание — прямо сейчас!

Интересно наблюдать некоторые из прежних инвестиционных паттернов из онлайн-видео, проявляющихся в инвестициях в VR-экосистему десять лет спустя. Ранний венчурный капитал в обеих отраслях разворачивается очень похожим образом. Взгляните на визуализацию инвестиций в виртуальную реальность, любезно предоставленную CB Insights:

deals-and-dollars-into-VR-AR-companies

Если вы посмотрите такие же отчёты CB Insights для онлайн-видео за 2006 год, увидите точно такую же картину. Поднимающаяся волна возбуждения. Суммы, вкладываемые квартал за кварталом, становятся всё реальнее и существеннее. Не ошибитесь: это важное время для виртуальной реальности.

Карты разворачивания средств в обеих экосистемах также схожи. Разумеется, огромные капиталы вложены в поисках YouTube виртуальной реальности. Если посмотреть на конкурентную среду 2006 года, там было не меньше 13 компаний, боровшихся за место платформы для быстрого распространения видео. Как происходит с большинством экосистем, в случае с YouTube мы видим бинарный результат. Платформы либо выросли до YouTube, либо превратились в компании, о которых мы не помним, таких как Metacafe.

По теме: Должны ли вы платить за обманку: взгляд на рыночный ландшафт виртуальной реальности

Хотя дело не только в платформах. Онлайн-видео осыпалось инвестициями в новые контентные компании, обещавшие создавать лучший в классе контент специально для онлайн-просмотра. Тогда это были компании, такие как maniaTV и NextNewNetworks. Теперь это компании типа Jaunt, которым достаются огромные капиталы.

Спустя несколько лет YouTube стал знакомым нам всем гигантом. А затем, как знак грядущего для виртуальной реальности, YouTube-экосистема пережила холодную зиму. Были задействованы все инвестиции 2005-2008 годов, и экосистема боролась за расширение бизнес-моделей, новые источники финансирования и генерирование фактического дохода.

Цель была далека, пока индустрия не приняла уникальные характеристики среды и на наших глазах стала расширяться и поддерживать самую себя. Онлайн-видео, наконец, перестало пытаться выглядеть, как телевидение. Экосистема, наконец, охватила и стала гордостью создающих контент пользователей (лидеров мнений), которые обеспечили ей оглушительный успех. С этого критического «возрастного» момента мы видим, как компании типа Maker Studios и Fullscreen, специализировавшиеся на онлайн-видео, продавались за сотни миллионов долларов. Есть успешные публичные компании, такие как Tubemogul. Рынок видео в интернете растёт.

С начала истории с онлайн-видео прошло десять лет. Теперь я инвестор в Лос-Анджелесе, вкладывающий в виртуальную реальность так же, как десять лет назад делали другие инвесторы в другой области. Возможность взглянуть назад на последний всплеск интереса к видео помогает мне интерпретировать модели и сигналы, посылаемые сегодня виртуальной реальностью. Мне не терпится анонсировать серию VR-инвестиций ближайших месяцев. А вы можете быть уверены: мы воспользуемся десятилетием истории видео в Сети для принятия сегодняшних ключевых бизнес-решений.

Далее: Пузырь с диспозицией: битвы будущего в смешанной реальности