Ставка Цукерберга: что есть и что будет с дополненной реальностью от Meta*

427

У Марка Цукерберга грандиозное видение метавселенной, и он надеется, что однажды вы увидите то же самое — в буквальном смысле, через очки дополненной реальности. Редактор The Verge Алекс Хит (Alex Heath) поделился взглядами на большие планы Meta* от нынешних и бывших соратников Цукерберга. И желание повторить успех iPhone — меньшее, что можно в них найти.

Цукерберг называет очки дополненной реальности «Святым Граалем», который «изменит наши отношения с технологиями», подобно появлению смартфонов. В видеоролике со спецэффектами, анонсировавшем ребрендинг Facebook* в Meta в октябре прошлого года, это устройство выступало в качестве билета в метавселенную, позволяя людям вместе играть и работать в частично виртуальном окружении.

К сожалению, будущее не так близко, как может показаться по рекламным проспектам. Презентация Цукерберга — выдумка (если относиться к ней негативно) или долгосрочные планы (если быть чуть позитивнее). У неё в качестве основы не было никакого функционирующего оборудования или программного обеспечения. Компания не сделала ни одного работающего и вместе с тем пригодного для ношения прототипа, пишет Хит. Есть лишь стационарный образец.

Тем не менее, цели Цукерберга — это цели мультимиллиардера, CEO огромной корпорации и главнокомандующего одной из самых серьёзных в отрасли команд инженеров. Эта команда собирается выпустить первое поколение очков к 2024 году, одновременно работает над более лёгкой и продвинутой версией к 2026 году. Третья версия запланирована на 2028 год. Это информация от неназванных источников, якобы знакомых с внутренней кухней проекта. Meta отказывается её комментировать.

Люди, знакомые с образом мыслей Цукерберга, на которых ссылается журналист, говорят, что продвижение очков дополненной реальности и ребрендинг Facebook в Meta — воплощение желания основателя компании снова представить её как инновационную. Репутация социальной сети запятнана серией скандалов с конфиденциальностью и модерацией контента, что подорвало моральный дух сотрудников и веру в руководство. Регуляторы пытаются развалить бизнес и обуздать его основу — персонализированную рекламу. А среди сверстников из Кремниевой долины он заработал репутацию подражателя Стива Джобса.

Эго Цука переплелось с [очками], — говорит бывший сотрудник Meta, работавший над проектом. — Он хочет, чтобы это был его момент iPhone.

Если очки дополненной реальности и другие футуристические устройства, которые создаёт компания, в итоге приживутся, они могут представить компанию и её руководителя в новом свете.

Ошибочно будет полагать, что всё делается лишь ради имиджа. Цукерберг рассматривает Project Nazare, как способ выйти из-под контроля Apple и Google, которые диктуют условия работы приложений Facebook, Instagram, WhatsApp и так далее. Конкуренты управляют смартфонами, устройствами, на которых всё работает.

Первая версия Nazare предназначена для работы независимо от смартфона, вычислениями занимается беспроводной карманный модуль, поэтому концепция напоминает Magic Leap 1 и 2. Важной особенностью будет возможность общаться и взаимодействовать с «голограммами» других людей через очки, что, по мнению Цукерберга, со временем заменит видеозвонки.

Несмотря на уже потраченные на проект миллиарды, Meta сохраняет умеренные ожидания от продаж: несколько десятков тысяч штук для первой версии, которая предназначена разработчикам ПО и энтузиастам / гаджетоманам. Цену пока не определили, но устройство, безусловно, будет дороже, чем Quest 2 за $299, учитывая, что стоимость только комплектующих для очков дополненной реальности составляет несколько тысяч долларов. Розничная цена станет проверкой готовности Meta субсидировать спрос, чтобы играть вдолгую, зарабатывая на софте и других опосредованных вещах, включая рекламу. С Quest всё именно так.

В дополнение к Nazare, на 2024 год запланирована пара более дешёвых смарт-очков под кодовым названием Hypernova, о которой ранее не сообщалось. Nazare предназначены для работы независимо от смартфона, а Hypernova будет работать в связке с ним, показывая входящие сообщения и другие уведомления через прозрачный дисплей, как в очках купленного Google стартапа North. Google, конечно, тоже не дремлет.

Вместе с Nazare, Hypernova и будущими версиями очков Ray-Ban с камерой Meta надеется продать десятки миллионов смарт-очков к концу десятилетия, рассказал сотрудникам компании вице-президент по дополненной реальности Алекс Химел (Alex Himel).

Вопрос в том, как скоро очки станут полезными широкому потребителю. Подобные продукты от Microsoft, Snap и других фирм далеки от массовой популярности. А Meta поставила на это направление очень много. Её подразделение оборудования и ПО для метавселенной выросло примерно до 18 000 человек и только в прошлом году обошлось компании в $10 миллиардов. Meta агрессивно переманивает кадры у Microsoft, Apple, Google и других, повышая среднюю цену сотрудника в отрасли.

Цукерберг планирует увеличить расходы на свою мечту. Меж тем, бизнес находится под значительным давлением. Акции Meta упали из-за снижения доходности от рекламы в социальных сетях и ухода молодых пользователей к конкурентам, таким как TikTok. Антимонопольные органы почти запретили компании покупать заметные бизнесы, едва не разделив её на составные части из-за прошлых достижений в этом деле. Удар нанесла Apple, разрешившая пользователям iOS отказываться от отправки приложениям данных для персонализированной рекламы. А следом ожидаются очки, которые могут выйти раньше Nazare и будут подкреплены колоссальным опытом Apple по разработке и массовому производству устройств.

Nazare вывели из стадии НИОКР в 2018 году под внутренним кодовым названием Orion. Цукерберг проявил к проекту особый интерес. «Это как око Саурона», — говорит один из бывших членов команды, имея в виду всевидящее око из «Властелина колец». Сам Цукерберг недавно признался в подкасте, что сотрудники иногда используют эту фразу, чтобы объяснить его активное участие в проекте. Аналогия то ли с околдованностью неведомой силой, то ли с тем, что очки сделают пользователей для Meta практически прозрачными. После них новую информацию компания получит, только если встроит в очки рентген или МРТ.

Цукерберг настаивал на том, чтобы первая версия Nazare предлагала полный опыт дополненной реальности с 3D-графикой, большим полем зрения и социально приемлемым дизайном. Сначала команда надеялась, что гаджет будет иметь поле зрения 70 градусов — намного больше, чем в нынешних устройствах. Но эта цель, скорее всего, не будет достигнута, пишет журналист. Текущий дизайн очков немного напоминает чёрную оправу Супермена, когда он замаскирован под Кларка Кента. Они весят 100 граммов, что примерно в четыре раза больше, чем обычные очки.

2024 год всё ближе, а у Meta нет никакой гарантии, что Nazare достигнет изначальных амбициозных целей. Устройство завязано на самых передовых научных достижениях, которые пытаются уложить на конвейер. Релиз сдвинут уже несколько раз. Много работы предстоит по операционной системе. Попытка создать специальную микроядерную ОС на основе Google Fuchsia с открытым исходным кодом свёрнута в конце прошлого года отчасти потому, что сделать это к 2024 году не получится. Есть слухи о полном отказе от микроядерной архитектуры. Теперь Meta разрабатывает версию, построенную на Android, как сделала для своих очков виртуальной реальности.

Nazare не могут стать массовым устройством, по крайней мере, на первых порах. Сегодня время автономной работы составляет всего четыре часа, а очки предназначены для использования в помещении. Разработчики употребили очень дорогие решения, вроде нестандартных волноводов и проекторов на базе microLED. Первая версия будет иметь отслеживание взгляда, фронтальную камеру и стереозвук. Над новыми микросхемами команда работает вместе с полупроводниковыми фабриками из Азии. Дома, недолго и дорого.

Возможно, самым футуристическим аспектом первых версий как Nazare, так и Hypernova является наручный контроллер, который Meta планирует положить в комплект. Браслет использует дифференциальную электромиографию (ЭМГ) для измерения электрических импульсов в нейронных окончаниях руки, благодаря чему управлять аватаром можно, не только совершая движения в реальности, но и одним намерением это сделать или микродвижениями.

Это новый способ управления виртуальным интерфейсом, который, по мнению Meta, поможет взаимодействовать с очками без сенсорного экрана или отдельного контроллера в руке. Рука в браслете остаётся свободной, чего не скажешь о новом потоке данных пользователя, который точно вызовет вопросы у соответствующих органов. Технология основана на приобретённом корпорацией стартапе CTRL-Labs, на который она потратила примерно миллиард долларов в 2019 году.

Все знакомые с технологией ЭМГ от Meta люди, с которыми разговаривал журналист, говорят о большом положительном впечатлении.

В этом году Meta представит смарт-часы. Первая и вторая версии не получат технологию ЭМГ, но третье поколение сможет управлять интерфейсами через импульсы тела и станет аксессуаром для Nazare и Hypernova в 2024 году.

Вторая версия очков Ray-Ban Stories тоже в разработке. По некоторым данным, Meta продала около 120 000 пар с сентября по декабрь 2021 года, не достигнув заложенной в проект цели в 300 000 единиц. Что касается виртуальной реальности, к концу этого года готовятся свежие очки под кодовым названием Cambria с полноцветным сквозным видео. Они смогут смешивать реальный и виртуальный миры ещё до релиза аналогичного устройства от Apple.

По мере углубления участия Цукерберга в Nazare проект становился всё более приоритетным, но в команде наблюдалась значительная текучесть кадров: ушли руководители по продукту, дизайну и программному обеспечению. CEO поставил на ключевые должности давних лидеров компании в подчинении техническому директору Эндрю Босворту (Andrew Bosworth). Алекс Химел, вице-президент по дополненной реальности, который курирует все очки, работает в компании уже 13 лет. А непосредственным руководителем Nazare при Химеле является Сью Янг (Sue Young), которая десять лет проработала в Facebook. Двумя другими старшими руководителями в команде являются глава отдела аппаратного обеспечения Кейтлин Калиновски (Caitlin Kalinowski), недавно перешедшая с работы над аппаратным обеспечением для Oculus, и бывший исполнительный директор Microsoft Дон Бокс (Don Box), который сейчас занимается разработкой программного обеспечения для очков.

Несмотря на ставку — в том числе финансовую — Цукерберга, очкам дополненной реальности потребуется много времени, чтобы завоевать популярность. Вывести проект на уровень iPhone будет очень непросто. Для этого потребуются личная убеждённость в результате, умение вдохновлять людей, куча денег и десятилетия работы. Но результат, как показывает опыт Apple, того стоит.

*В РФ признана экстремистской

Не пропускайте важнейшие новости о дополненной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в Telegram, ВК и Twitter!

Далее: UNIGINE: импортозамещение, которое произошло