Фонд содействия инновациям распределил гранты по проектам иммерсивной отрасли

1
105

Фонд содействия инновациям объявил список рекомендованных к финансовой поддержке технологических проектов в конкурсе «Цифровые технологии» в рамках второй очереди программы «Развитие». Среди 54 проектов четыре работают в направлении «Технологии виртуальной и дополненной реальностей». При условии продолжения сотрудничества с фондом, то есть предоставления согласия и всех документов, проекты получат от 15 до 20 миллионов рублей в виде грантов.

Рекомендованные к поддержке проекты в направлении «Технологии виртуальной и дополненной реальностей»:

  • ООО «ТЕЛЕПОРТ РУСЬ», Пермский край — Разработка оптимизированного протокола передачи данных на основе технологий пиринговых CDN, а также SDK для организации видеотрансляций VR/AR контента в высоком качестве через Интернет. Размер гранта — 18 500 000 рублей
  • ООО «Цереврум», Москва — Разработка программного комплекса «Система автоматической идентификации пользователя и распознавания намерений» (Automatic User Recognition and Intent Understanding System — AURIUS). Размер гранта — 15 000 000 рублей
  • ООО «ЭМ ЭНД ТИ ПРОД», Москва — Разработка варифокального шлема виртуальной реальности Falcon VR. Размер гранта — 15 000 000 рублей
  • ООО «АВИ Лаб», Москва — Умный программный ко-робот-MR-ассистент на основе обработки структурированных, полуструктурированных и неструктурированных данных. Размер гранта — 20 000 000 рублей

Генеральный директор ООО «Цереврум» Наташа Флокси поделилась известием на своей странице в Facebook:

Выиграли грант на 15 млн. в Фонде Содействия Инновациям #FASIE. Наша задача на ближайший год разработать, протестировать и внедрить в клиентов систему автоматической идентификации пользователей и распознавания их намерений в рамках технологии VR.

Сейчас в ВР не верит никто

Мы попросили Наташу Флокси рассказать о процессе отбора заявок на грант и о технологии AURIUS, которую Cerevrum ранее не анонсировала.

По словам Наташи и других источников, с которыми нам удалось побеседовать в последние несколько недель, сейчас в отрасли непростая ситуация с грантовой поддержкой: Фонд «Сколково» фактически перестал выдавать гранты, ситуация с государственными проверками пошатнула решимость РВК, а у ФРИИ сложные условия. Cerevrum подавала заявки в Фонд «Сколково» и в РВК, но безуспешно.

«Остался один Бортник», — резюмирует трудности Флокси. Это неофициальное название закрепилось за Фондом содействия инновациям с первым генеральным директором Иваном Бортником. Фонд уже поддерживал Cerevrum в конце 2018 года, когда компании выделили два миллиона рублей.

Грант в 15 миллионов рублей требует от юридического лица вложить шесть миллионов собственных средств. Деньги выделяют тремя этапами в течение тринадцати месяцев. В первый раз компания получает 30% суммы, во второй — 35% и в третий тоже 35%. Каждый четыре месяца нужно предоставлять отчёт, который может содержать более сотни страниц:

Самое сложное в гранте для заявителя — это система отчётности. Есть определённые объёмы и требования, которые нужно соблюдать.

Потратить грант можно на зарплаты, на устройства, на сотрудничество по НИОКР и на маркетинг. Спустить деньги на рекламу не получится, поскольку в маркетинговом бюджете есть фиксированная небольшая сумма (для Cerevrum она составляет около трёх миллионов рублей на год) с чёткими направлениями, на которые её разрешено тратить.

По мнению Флокси, грант имеет очень важное отличие от денег инвестора. «Большинство грамотных инвесторов никогда не вложит деньги в R&D», потому что это стадия, на которой будущее проекта слишком неопределённое. Негатива добавляет пошедшая вниз волна инвестиционных настроений. Предприниматель считает, что «сейчас в ВР не верит никто»: на рынке проводятся небольшие долгие раунды, количество устройств оставляет желать лучшего. Грант же позволяет разрабатывать продукт до стадии, когда за него берётся венчурный рынок; он позволяет рисковать в ожидании новой волны инвестиций.  

Мы проверили рынок, мы знаем, что спрос есть

Заявка на получение гранта Cerevrum описывает систему AURIUS из трёх модулей.

  • АntiFraud — непрерывная идентификация пользователя по голосу и паттерну микродвижений, считываемых с датчиков устройства
  • OpenSpeech — приведение пользовательских фраз к точным семантическим единицам с использованием классификации при помощи машинного обучения и подготовленных словарей синонимов
  • MindState — анализ эмоционального состояния пользователя по его поведению в виртуальной реальности (включая свойства речи), голосу и паттерну микродвижений считываемых с датчиков устройства

Первый — это антифрод-модуль (от англ. anti-fraud «борьба с мошенничеством»), который через гироскопы очков и контроллеров может отслеживать специфические микродвижения пользователей, а через микрофоны оценивает речь. Модуль гарантирует, что в программах ВР-обучения человек учится сам, а не отдаёт очки кому-нибудь другому. «Мы столкнулись с этим, — рассказывает Флокси, — на пилотах в ритейле, где один человек проходил обучение за всех, чтобы закрыть задачу».

OpenSpeech будет обучать пользователя правильно говорить, распознавая его речь с помощью словарей и нейросетей, а MindState — это «анализ эмоционального состояния пользователя по его поведению» в виртуальной реальности.  

Все модули являются частью одного целого — платформы Cerevrum. «Только наших копий мы знаем шесть штук. Если вы не бежите вперёд, найдётся компания, которая предложит нечто большее». С этой идеей компания сделала веб-инструментарий, в котором можно собрать обучающий сценарий «за 15 минут» и вывести его в очки виртуальной реальности, в веб или на смартфон. Таким образом разработчики выходят за пределы ВР, расширяя потенциальную аудиторию.  

Наташа Флокси уверена, что в отрасли стоп-фактором перед заказчиками бизнес-решений является необходимость закупать дорогие устройства, причём чаще всего специально под один проект, пилотное внедрение. Рынок есть и за пределами виртуальной реальности, поэтому Cerevrum, с одной стороны, открыла платформу создателям курсов, то есть для контента, генерируемого пользователями, а с другой, намерена выйти на новые устройства.

В презентации продукта Cerevrum оценивает глобальный объём целевого для AURIUS B2B-рынка к 2025 году в $16,6 миллиарда. Компания намерена завоевать 1% этого рынка «за счёт внедрения основного продукта, разрабатываемых модулей, патентов и адаптации модулей в различные сторонние приложения виртуальной и дополненной реальности (игры, обучение, тренинги и удаленное взаимодействие)».

Конечной задачей проекта на освоение гранта является коммерциализация: 

Мы проверили рынок, мы знаем, что спрос есть, теперь вопрос к грамотной реализации.

Это и главный риск. Сохраняется возможность, что решение не найдёт критическую массу покупателей, и стартап не превратится из «грантоеда» в бизнес. Нужно ли так рисковать? Безусловно. В пользу этого говорит само наличие национальной программы поддержки инноваций.

Не пропускайте важнейшие новости о дополненной, смешанной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в TelegramВКTwitter и Facebook!

Далее: Нужен перерыв? Телепортируйтесь в саванну