В секретной VR-лаборатории Industrial Light & Magic по Звёздным войнам

526

Брайэн Бишоп (Bryan Bishop), The Verge

star wars cave

Я на платформе для захвата движения в Industrial Light & Magic, стою внутри того, что они зовут «пещерой». Здесь почти не на что смотреть: два больших экрана под углом в 90 градусов, залитые размытыми пятнами изображений. Но стоит надеть пару модифицированных 3D-очков, и бам! — это голодек, и я нахожусь на Татуине, стоя лицом к лицу с одним из самых известных роботов в истории кино. Я хожу вокруг C-3PO, то приседая, то подпрыгивая. Спец по motion capture, бродящий по комнате, поднимает руку, и компьютерный Трипио отвечает. Это волнующе и захватывающе, и всё это происходит в реальном времени.

«Пещера» — место, где кинематографисты тестируют миры, которых ещё нет, и где ILM пробует и разрабатывает дополненную реальность для недавно представленного автономного исследовательского подразделения ILMxLab. Эта лаборатория стала игровой площадкой для разработчиков любых видов интерактивных или иммерсивных переживаний. Виртуальная реальность, дополненная реальность, аттракционы для тематических парков — всё это для использования, объединения десятилетий опыта в визуальных эффектах, компьютерной магии, и превращения собственной творческой команды Lucasfilm в автономную студию развлечений будущего.

Целью является не просто создание того, что люди будут осваивать на своих Oculus Rift в следующем году. Цель — придумать взаимосвязанные виртуальные события, которые будут с нами следующие 10 лет. И надо полагать, что начнётся всё со «Звёздных войн».

Когда Роб Бридоу (Rob Bredow) оставил Sony Pictures Imageworks ради ILM в 2014 году, понимание того, во что он ввязался, не заняло много времени:

Это, вроде, была моя первая неделя здесь, и в дверь очень нетерпеливо постучал ассистент. «Да, кто-нибудь спрашивал световой меч из демо-зала дальше по коридору?» — он усмехается, яркие глаза сверкают за стёклами очков. — Я определённо работаю в Lucasfilm.

Роб Бридоу
Роб Бридоу

Бридоу провёл предыдущие пять лет в роли главного технолога Imageworks — роли, за которой скрывались годы работы с визуальными эффектами над такими фильмами как «День Независимости» и «Полярный экспресс». Но, пока мы ходили по залам ILM, он рассказал, что это был шанс поработать над новыми фильмами по «Звёздным войнам», которые и заманили его. Теперь, будучи главой отдела Новых медиа и вице-президентом Группы передовой разработки Lucasfilm, он следит за перекрёстком технологий и повествования, который называется ILMxLab.

Группа сотрудничает со всеми ветвями империи Lucasfilm, принимая экспертизу по визуальным эффектам от ILM, передовую компьютерную графику реального времени от Группы передовой разработки и мастерское аудио от Skywalker Sound, и смешивает это под несравненно привлекательной франшизой «Звёздных войн». Это уникальная работа: пока остальные киностудии объединяются с технологическими компаниями, чтобы поплескаться в виртуальной реальности, а VR-компании открывают собственные небольшие продакшн-студии, чтобы запустить руки в кинематограф, ILM уже объединила необходимые отделы под своей крышей — если не упоминать о наборе долгожданных и ожидающих выпуска фильмов на конвейере. Это позволяет команде Бридоу одновременно экспериментировать с несколькими типами опыта в чём-то вроде песочницы с развлечениями нового поколения.

ILM-2.0
C видеопотоком почти кинематографического качества на iPad при 24 кадрах в секунду короткометражка, похоже, могла бы быть потерянной сценой фильма — только я мог бы замедлить время, используя планшет, чтобы сделать собственные снимки, или увидеть, что делали персонажи даже до того, как были введены в отредактированную версию.

Во время моего визита у компании было три проекта для демонстрации: голографическая пещера, фильм дополненной реальности для iPad с C-3PO и Бобой Феттом и порт этой же короткометражки для Oculus Rift (с бонусом в виде режима на антигравитационных байках). По словам Бридоу, каждому проекту около года, и это скорее обоснования концепций, чем коммерческие продукты. В случае с демо для Oculus всё ясно: хотя в нём использованы цифровые модели персонажей ILM, оно страдает от того же посредственного разрешения и тех же интерфейсных проблем, что и любой годовалый продукт для этих очков. Однако демо на iPad совсем другое, дающее проблеск того, на что способна настоящая потоковая графика кинематографического качества.

При первом проходе я просто кратко взглянул на то, как традиционным образом снимаются и редактируются сцены фильма: на Татуине рыщут штурмовики, C-3PO и R2-D2 прячутся, и в конце-концов к поискам подключается Боба Фетт. Визуальное качество захватывает. Это не выглядит, просто как компьютерная заставка; от качества движения до отражений солнечного света на блестящих дроидах, это почти похоже на кадры из фильма, который я смотрю на iPad. И это не просто тестовый видеофайл, воспроизводившийся каким-либо образом; каждый кадр в реальном времени визуализировался на сервере ILM и затем передавался на планшет (позже в ILM рассказали, что также проводят успешные тесты с LTE). Прикосновением к экрану я могу замедлить время, сменить перспективу или переключиться на просмотр целой сцены с точки зрения штурмовика. В другом режиме я могу использовать iPad как виртуальный видоискатель, озирая с его помощью мир, чтобы видеть всё, что захочу, или даже присоединиться к дроидам прежде, чем они появятся в отредактированной версии сцены. Мгновенный приквел.

Очень легко представить поход в кинотеатр на Эпизод VIII, после которого вы используете iPad, чтобы узнать, что произошло прямо перед тем, как появился какой-нибудь большой и страшный Сит, или перед дуэлью на световых мечах.

Вместо вырезания сцены из-за слишком растянувшегося времени — или её включения только в релиз на Blu-ray как специальной фишки, что, если бы была версия, в которой всё больше похоже на «Я всё ещё хочу рассказать ту историю, просто это было бы лучше сделать в виртуальной реальности», — улыбается Бридоу. — Давайте покажем это как параллельную историю, давайте выпустим этот клип с разными штуками, которые вы можете исследовать, и дадим аудитории то, во что она может вцепиться, если хочет принять участие в фильме.

Короткометражный фильм из демо был портирован на Oculus Rift, и частота кадров с размытием были удалены, чтобы сделать его менее похожим на фильм и более похожим на реальное окружение. Я мог передвигаться и исследовать различные части истории или запустить режим speederbike и получить вид на атаку AT&T с высоты птичьего полёта.
Короткометражный фильм из демо был портирован на Oculus Rift, и частота кадров с размытием были удалены, чтобы сделать его менее похожим на фильм и более похожим на реальное окружение. Я мог передвигаться и исследовать различные части истории или запустить режим speederbike и получить вид на атаку AT&T с высоты птичьего полёта.

Если Бридоу — сфокусированный технологический маг, соединяющий вместе части ILMxLab, то местный шаман голубого неба — это творческий директор Джон Гаета (John Gaeta). По праву считающийся легендой визуальных эффектов, Гаета был тем, кто изобрёл остановку пуль в «Матрице» — фильме, которому он благодарен за формирование его собственной философии виртуальной реальности:

Фактический опыт «Матрицы» сам по себе начал расширять моё осознание главной темы фильма. Я присоединился к делу Вачовски, стал его частью, поскольку считал, что она была настолько же хорошо написана, насколько они считали виртуальную реальность великой. В идеальном состоянии это безупречная симуляция.

Слышать речь Гаеты о возможностях развлечений будущего — словно путешествовать через подборку лучших футуристических работ Сида Мида: идеи дики и вдохновляющи, и от них веет неизбежной реализацией вне зависимости от того, сколько придётся ждать. Он видит мир, в котором кино происходит в реальном времени и становится реактивным, где зрители могут практически населять миры своих любимых героев и использовать их, чтобы рассказывать собственные истории, и где провал сегодняшних трансмедиа — «это очень небезопасно во франшизах» — отступает в пользу вселенной взаимосвязанных сюжетных событий, которые позволяют зрителям погрузиться настолько, насколько те хотят. И это не так далеко, как вы могли подумать.

Джон Гаета
Джон Гаета

Первоочередная задача — помочь людям понять, что между кино и повествованием больше нет стены. Это может быть просто открытие шлюза, правильно? Портал.

Это амбициозно, и пока он говорил, я заметил, что команда разделяет неожиданный источник вдохновения — Диснейлэнд.

Уолт Дисней верил, что может взять создаваемый им фантастический мир кино и сделать на его основе физические переживания, которые вы можете испытать, — говорит Гаета. — Это похоже на абсолютно новую, заряженную до отказа версию той же философии.

Пещера служит виртуальным голодеком, и технология может быть использована для изучения и проектирования декораций, макетирования AR-проектов или даже съёмки сцен. Здесь я с помощью портативного дисплея выстраиваю съёмку, тогда как динозавр анимировался через motion capture в реальном времени актёром с другой стороны сцены.
Пещера служит виртуальным голодеком, и технология может быть использована для изучения и проектирования декораций, макетирования AR-проектов или даже съёмки сцен. Здесь я с помощью портативного дисплея выстраиваю съёмку, тогда как динозавр анимировался через motion capture в реальном времени актёром с другой стороны сцены.

В этом есть смысл; когда вы уменьшаете масштаб, великое видение Гаеты больше всего напоминает цифровой Диснейлэнд, и в Walt Disney Imagineering даже есть специальная встроенная в ILM команда для работы над аттракционами Диснейлэнда.

Из этих парковых форматов можно почерпнуть очень многое.

Пока мы ходим по Lucasfilm, Гаета указывает на особый этаж. Это, говорит он, место, где работают авторы и режиссёры новых фильмов «Звездные войны» — и он с Бридоу регулярно наведываются сюда, чтобы передать демо или поделиться опытом для кино, до выпуска которого годы и годы.

Под нами залегают пласты необработанной породы развития истории с течением времени, над которыми мы можем размышлять, — говорит Гаета. — Представьте себе сеансы погружения в историю, в которой вы можете обсуждать что-то, происходящее через восемь лет. У нас буквально происходят подобные встречи, на которых мы такие «Так, закон Мура плюс эти возможные переломы плюс новые способы ввода, которые вроде бы развиваются…»

На повестке дня постоянно вопрос наличия правильной технологии в правильном месте основной истории «Звёздных войн».

В некотором роде этот этаж «Звёздный войн» — дом Lucasfilm Story Group — секретное оружие xLab. Космическая опера Джорджа Лукаса сегодня больше, чем просто серия фильмов; это культурная медиаплатформа сама в себе, и чрезвычайно важно, что все её разрозненные части собираются вместе. Бридоу говорит, что отчитывается главным менеджерам и в Lucasfilm, и в ILM, а также руководителю разработки Кири Харт (Kiri Hart):

Особенно в том, что касается истории, у Кири есть реальное видение того, как должен открываться и рассказываться мир «Звёздный войн» через различные медиа.

ILM-3.0

Даже что-то незначительное, такое как демо для iPad, готовится в сотрудничестве с командой Харт.

Поскольку вселенная «Звёздный войн» прогрессирует, а технологии развиваются, надежды Lucasfilm связаны с новыми медиасредами, над которыми работают в лаборатории, чтобы сделать жизнеспособными релизы сюжетных линий и событий «Звёздных войн» — и, в свою очередь, новые способы потребления для аудиторий. xLab способна заниматься стратегическим планированием не в меньшей степени, чем будущим франчайзинговых развлечений, что, скорее всего, не ускользнуло от генерального директора Disney.

«Боб Айгер видит потенциал, и я думаю, в этом причина того, почему он оказался готов принять долгосрочное видение всего этого», — говорит Викки Бек (Vicki Beck), исполнительный директор ILM в области стратегического планирования. Нечто вроде xLab по самой своей природе должно быть долгосрочным инвестированием; в области VR или AR не только нет бизнес-модели — Бек говорит мне, что они обсуждали всё, от freemium до подписки, — в продаже нет даже потребительской аппаратуры.

Однако, с точки зрения диверсификации апеллирование к ILM очевидно. Визуальные эффекты — заведомо жёсткий бизнес, студии ищут скорейшее исполнение по самой низкой цене, и доходит до того, что более мелкие компании, такие как Rhythm & Hues, прекращают существование. Эти новые медиа позволят ILM перепрофилировать активы, которые она создаёт для фильмов, выбивая из них дополнительную прибыль, и с множеством различных проектов xLab в разработке Бредоу оптимистичен в отношении перспектив своей команды:

Мы знаем, что у этих основополагающих технологий есть тонны применений. Если AR в итоге станет огромной, а VR закрепится в среднем классе, это будет очень хорошо для нас. У нас есть масса развлечений для обеих. Даже если бы мы использовали эту технологию только для кинематографистов для погружения в их среды, это всё равно было бы полезно.

Роб Гаета играет с велоцераптором
Роб Гаета играет с велоцераптором

Этот фонтанный эффект уже работает. Директор Гарет Эдвардс (Gareth Edwards) использовал установку с Oculus Rift в xLab для предварительного просмотра и настройки декораций для его готовящегося фильма Star Wars: Rogue One, вспоминает Бредоу.

Когда он, побыв две минут в гарнитуре, отозвался об этом как о «реальной жизни», я подумал «хорошо, это уже кое-что».

Бредоу надеется выпустить некоторые демо xLab в течение следующих 6-12 месяцев — мои деньги отложены на дополнение к «Пробуждению силы», — но некоторые ранние работы группы уже доступны общественности. Лаборатория работала с кинопроизводителями из Felix & Paul над Jurassic World VR и помогала с Warcraft: The Skies of Azeroth, который дебютировал на Comic-Con в Сан-Диего. Но с такими вещами VR-дилетанты уже знакомы: относительно статичный, линейный опыт. Первые шаги, необходимые для введения людей в совершенно новую среду, и ничего, о чём мечтают Гаета и Бредоу… пока.

Я говорю о пребывании в шкуре персонажа, будто вы видите его глазами, — говорит мне Гаета. — Я хочу быть в X-Wing. Я хочу пилотировать AT-AT. Или быть с прячущимися дроидами. Мы думаем, это переживания, которые просто на шаг глубже, чем потребление истории. И, что замечательно во всём этом, когда место создано, вы можете исследовать его, вы можете общаться в нём, можете заниматься другими вещами. Вы можете играть.

Далее: Основатель Epic Games: дополненная реальность затмит виртуальную