27 января 1945 года советские войска освободили узников концентрационного лагеря «Аушвиц». История этого места — это история человеческой боли и человеческого духа. Это память, которую никак нельзя терять, чтобы однажды в слабом уме не повторить.
Денис Семёнов (S1NTDNS), российский автор иммерсивных проектов, который принимал участие в Marché du Film на Каннском кинофестивале, в Berlinale, Raindance, NewImages, входил в шорт-лист Канн и получал награды Shorty Award и Webby Awards, в 2021 году вошёл в шорт-лист Эмми с проектом «Уроки Аушвица». Его Денис создавал в роли режиссёра вместе с RT Creative Lab, Phygitalism и школой №548 «Царицыно» с помощью Unity, Tilt Brush и Depthkit.
В год 75-летия освобождения Аушвица команда проекта привезла девять учеников московской средней школы в Польшу, на место страшных событий войны, чтобы они получили личный опыт посещения лагеря и выразили его в анимации виртуальной реальности под творческим руководством Дениса.
Голографика предлагает ближе вам познакомиться с Уроками Аушвица и Денисом, у которого мы взяли небольшое интервью сразу после ночи на церемонии Эмми.
Денис. У меня нет других знакомых номинантов на Эмми. Может, у меня мало друзей, но, скорее всего, таких людей просто мало. Что такое — стать номинантом Эмми?
В нашей секции было около 20 или больше номинаций, то есть номинантов на Emmy News and Doc в этом году больше 100. Существуют несколько Emmy, в том числе Emmy Prime Time, о которой больше всего говорят, потому что там громкие сериалы от Netflix, HBO и так далее. Быть номинантом очень приятно и нервно, всегда есть надежда, что награда будет твоей, и проигрывать грустно.
Расскажи об Уроках Аушвица. Это ведь довольно страшная тема, к которой непросто подступиться даже сегодня, спустя много лет после Мировой войны.
Первый раз я побывал в Освенциме лет пять назад, когда ездил в Польшу — в Варшаву и в Краков. После того, как я увидел лагерь, мне даже разговаривать было сложно, было сложно заказать еду в кафе.
Когда мы ездили со школьниками, было уже не так страшно. Я бы, наверное, больше рефлексировал, если бы долго снимал фильм, например, как «Список Шиндлера». Мы работали в сжатые сроки, и в основном моя задача была передать эмоции в проекте и сделать его визуально красивым.
Расскажи немного о процессе создания проекта.
Идея создания Уроков Аушвица принадлежала студии RT Creative Lab как часть их масштабного проекта к годовщине победы в ВОВ «Страницы победы». Креативный директор студии Кирилл Карнович-Валуа предложил обучить детей рисованию в Tilt Brush для того, чтобы они смогли передать свои эмоции после посещения лагеря Освенцим.
Примерно в это же время ко мне обратилась Анастасия Чевелева из школы №548 «Царицыно» с идеей как-то поработать с их девятиклассниками. Я объединил эти две задачи, мы отобрали школьников из одного класса, которые хотели участвовать, и отвезли их на экскурсию в Польшу на 3 дня. Там они побывали в Освенциме и на фабрике Оскара Шиндлера.
В Москве мы работали в технопарке Калибр, которые предоставляли нам класс, оборудованный виар-очками. Дети ездили туда на протяжении месяца или двух, я им объяснял, как рисовать в пространстве, и они довольно быстро сделали свои рисунки.
Основной целью проекта было 2D-видео. На основе видео мы делали билд для очков, показывали его на Vancouver International Film Festival. Но билд у нас в стадии, скажем, бета 1.0.
Ваня Юницкий, менеджер проекта «Уроки Аушвица», creative-tech producer, VOIC LAB, бывший сооснователь Phygitalism
В середине 2019 года мне написал Денис Семёнов с предложением обсудить большой и красивый проект, и я без раздумий согласился. Ранее мы уже работали вместе в связке Денис — RT — Phygitalism. Результатом тогда стал AR-проект, посвящённый семье Романовых, который получил большое количество наград и номинаций на фестивалях и премиях по всему миру. Разумеется, мне сразу захотелось узнать все подробности касательно смысловой начинки нового запроса. Следующие 3–4 месяца мы периодически созванивались и встречались, концепция часто менялась, а мы со своей стороны прикидывали возможные технические сетапы под каждый из вариантов сценариев и сюжетов. Осенью Кирилл с Денисом пригласили меня приехать, чтобы зафиналить своё видение проекта и приступать. Времени оставалось немного, ведь нам важно было успеть в срок — ровно к годовщине освобождения концлагеря.
Мы достаточно быстро освоили новый сценарий проекта с точки зрения технических средств, которые планировали применять. Процесс шёл по плану, но в любом сложном проекте есть свои нюансы, которые в момент своего проявления кажутся катастрофой. У нас тоже такие были. Мне больше всего запомнились переживания, связанные с соблюдением единого визуального кода работы, который по разным причинам не складывался целиком вплоть до предфинальной версии.
Итоговая работа — это удивительный мир, где нам удалось подружить несколько технологий, большое количество визуальных эффектов, целый ряд художественных техник и цифровое с физическим. Собрать все эти переменные в единый пазл, сделать их частью одной вселенной, погрузить зрителя в самом начале и не дать ему ни на секунду усомниться в глубине происходящего в конце — это, на мой взгляд, и было главной задачей и сложностью, с которой наши художники справились полностью.
С момента релиза проекта прошло уже более полутора лет, а я до сих пор узнаю о новых наградах и номинациях, которые он собирает. Это очень важно, потому что проект выполняет свою функцию полностью, когда о нём говорят. Его задача — это превратить историю в опыт для нового поколения. Чтобы передать эмоцию, важно нести её на новом и понятном языке. Таким языком стали иммерсивные технологии. Рассказанная этим языком тяжёлая история оставляет след в сердцах современных зрителей, напоминая о тех страшных событиях и о том, что такое мы больше никогда не должны допустить.
Что виртуальная реальность даёт тебе как повествователю, художнику?
В этом проекте мы работали сразу с двумя VR-технологиями — Depthkit и Tilt Brush. После того, как школьники сделали свои рисунки, мы стали думать, как эффектно показать это в ролике и VR-проекте. Появилась идея использовать технологию сканирования людей в пространстве. Мы обратились к студии Phygitalism, которые помогали нам в хромакейном павильоне снимать школьников и потом работали с приложением Depthkit, экспортировали 3D-модели в Unity с различными фильтрами. Я в основном работаю с технологиями VR как режиссёр и иллюстратор. В VR просто создавать 3D-объекты и проектировать сцены. В данном случае VR тоже выступала в основном в качестве инструмента для создания видео. У нас есть билд этого проекта, но в конкурсах в основном участвует ролик.
Кто был в твоей команде?
Наша команда состояла из нескольких студий: с одной стороны RT Creative Lab, которые контролировали весь процесс создания проекта, Phygitalism — с технологической стороны, я как приглашённый режиссёр. В процессе создания ролика и VR-проекта мы обратились к композитору Петру Термену, правнуку изобретателя терменвокса Льва Термена, и он создал на терменвоксе музыкальную часть, которая в этом году тоже получила престижные награды. Со стороны студии был композитор Эльдар Саламов, который писал музыку к финальной части ролика. В целом над проектом работала креативная команда из примерно десяти человек.
Олег Юсупов, генеральный директор Phygitalism
Выводы главные: то как мы подходим к связке высоких технологий и креатива востребовано и награждается мировыми наградами; наши подходы к использованию различных устройств, SDK, нейронных сетей и развиваемой нами новой науки 3DML нужны для будущих контент-мейкеров.
В чём суть номинации Emmy News And Documentary?
В этой номинации награждают лучшие неигровые проекты, которые были созданы с участием телеканалов или были показаны на ТВ. В основном, телевизионная академия, как и оскаровский комитет, отбирает работы среди американских производителей, но есть и номинации, куда попадают международные проекты — мы попали в одну из них, «Outstanding Interactive Media: Documentary».
Как ты попал в номинацию — сам или тебя пригласили? Кстати, почему именно Эмми, телевизионная премия? Я не помню, чтобы виар крутили по телевизору.
Emmy — телевизионная награда, в ней в принципе участвуют только телеканалы с международным представительством. Проект подавался от телеканала Russia Today, это была их 11 номинация за всё время существования канала. В данном случае награждается не VR-проект, а использование технологий в документалистике.
Кто ещё участвовал в номинации, кто победил?
В нашей номинации были проекты производства Oculus TV, VOD, The Marshall Project и Univision. Oculus TV с проектом «Micromonsters» о жизни насекомых со звездой американского ТВ Девидом Аттенборо, вроде нашего Николая Дроздова; VOD с проектом «In Event of Moon Disaster» с интерактивным дипфейк-роликом, где они исследовали альтернативное развитие истории человечества, где нужно отличить фейк о нефейка, такой социальный проект; Marshall Project — проект про тюрьму со звездой сериала «Прослушка» Майклом Кеннетом Уильямсом, который недавно умер; проект Univision про жизнь мигрантов в США в эпоху Трампа. Победил «In Event of Moon Disaster».
Что ты чувствовал, когда называли победителей?
Я подготовил речь на оба случая, она лежала напротив меня в телефоне. В принципе, я знаю, что иногда победителя предупреждают за пару минут, чтобы он успел подготовиться с речью. Меня не предупредили, поэтому я понимал, что вряд ли мы получим награду.
А сейчас, когда уже смог переварить события последних дней (если смог)?
Наверное, если бы я был приглашён на церемонию награждения в Нью-Йорк, впечатлений было бы больше. Я почти каждый день общаюсь с заказчиками и партнёрами из разных стран в зуме, поэтому это было похоже на очередной созвон. Мы мило поговорили с конкурсантами и организаторами в Зелёной комнате скайпа, пока ждали свои номинации, кто-то показывал своих домашних животных.
На церемониях премий, вроде Emmy Awards, победители обычно благодарят своих коллег, друзей, близких. Ты победитель, надо потренироваться. Кого хочешь поблагодарить?
Моя речь была такая:
I am truly amazed and pleased to receive this award for our project Lessons Of Auschwitz. I am here alone but I’m speaking from our team so I want to congrats RT creative lab, creative producer Kirill Karnovich-Valua, technological studio Phygitalism, musicians Peter Theremin and Eldar Salamov, google Tiltbush and Depthkit and students of school 548. I hope we achieved our goal to keep the history for the future generations and we have now at least nine kids who have seen all that evil and I hope they will never repeat all that mistakes. Thank you!
Не пропускайте важнейшие новости о дополненной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в Telegram, ВК, Twitter и Facebook!