UNIGINE: импортозамещение, которое произошло

1898

Российские разработчики испытывают давление санкций. Для передовых областей, таких как дополненная реальность и виар, они становятся серьёзным испытанием, поскольку отечественная ИТ-отрасль не самодостаточна и пока не смогла обеспечить людей устройствами и, что даже более важно, выбором инструментов для создания ПО. 

Unity, Unreal Engine, Godot и многие другие аналоги зависят от западных технологий и подчиняются американскому правительству. Они не отключают пользователей из России, но глобальная ситуация складывается таким образом, что это МОЖЕТ произойти, а это значит, что крупный российский бизнес, особенно с госучастием, превалирующий по оборотам в нашей стране, вынужден искать аналоги, пока не грянул гром. Философская мысль на злобу дня: найти можно тогда, когда ищешь. 

И да, найти можно. Компания UNIGINE родом из Томска заложила фундамент своего одноимённого графического движка 17 лет назад. В 2013 году появилась поддержка первых очков виртуальной реальности. В наличии поддержка Windows и, что немаловажно, Astra Linux, офисы в нескольких странах и клиенты из разных точек планеты, то есть высокий международный уровень, о котором мечтают теоретики построения планов российской технологической индустрии. 

На пике (мы надеемся) санкций и на волне пересмотра планов разработчиками нам удалось поговорить с Денисом Шергиным, основателем и генеральным директором UNIGINE, и расспросить о том, что его компания может предложить авторам иммерсивных приложений. 

Денис основал компанию в Сибири. Может, поэтому сурово называет UNIGINE «высокопроизводительной платформой 3D-визуализации». Её до сих пор, несмотря на офисы за рубежом, в основном, разрабатывают сибиряки. Но на основании одной территориальной близости выбор такого фундаментального программного обеспечения не делают. Зато аргументом может стать полученный в апреле 2021 года сертификат от Минцифры о включении «Программного комплекса UNIGINE SDK» в государственный реестр отечественного ПО. 

Уже это, — говорит Денис, — отделяет нас от Unity и Unreal Engine, поскольку отсутствует риск неожиданно пропасть с рынка ввиду ограничений или решения зарубежных компаний. Но, хоть это и довольно весомый аргумент, он далеко не самый главный. UNIGINE эффективно использует ресурс графических процессоров, ставших менее доступными из-за колебаний курса валют, дефицита полупроводников и других факторов. Иными словами, в условиях ограниченного доступа к новым графическим картам, UNIGINE хорошо себя чувствует на процессорах текущих и предыдущих поколений.

При перечислении достоинств движка основатель компании делает упор на фотореалистичное качество изображения в реальном времени. С моей точки зрения, не менее важными преимуществами являются развитая документация, обучающие ресурсы, release notes, которые приятно читать. Трудно сравнивать всё это с Unity, над благоденствием которого работает полпланеты, но здесь есть, к чему стремиться — и не с нуля, а с нормального уровня. 

Вопрос в том, что на UNIGINE можно сделать. Это прямо от редакции: не почувствует ли разработчик, как это часто бывает, что его кинули на импортозамещении, не создав нормального продукта, зато повесив на него флажок? Шергин апеллирует к портфолио и отмечает три столпа его решения: универсальность, адаптируемость и простоту миграции. В смысле, переноса кода.

Движок создавался с идеей, что может быть использован практически для любого проекта в сфере интерактивной 3D графики: от небольших демо и масштабных игр до сложных виртуальных тренажёров и промышленных симуляторов, вплоть до отработки навыков выхода в открытый космос. 

Действительно, разработчики движка ещё в 2013 году привезли на I/ITSEC тренажёр для пилота вертолёта Bell 206, в 2015 году показали демо ВР-тренажера для экипажей МКС, в 2017 году к МАКСу анонсировали тренажёр для самолёта-амфибии Бе-200, а сейчас на нём сделаны десятки тренажёров для специалистов разной, так сказать, удалённости от Земли. 

Переходить с Unity и Unreal на UNIGINE, — продолжает Шергин, — легко: в движке есть API и на C#, и на C++. Типичный рабочий процесс тоже стандартизирован с другими движками, как и поддержка форматов данных. В документации к SDK есть специальные инструкции по переходу. Как итог — обычно опытные команды, переходящие с других движков на UNIGINE, выходят на хорошую продуктивность за пару недель.

Томский движок ориентирован на профессиональные кейсы, на промышленность, аэрокосмическую отрасль и так далее. Два из трёх его SDK называются Sim и Engineering. Но это не значит, что он не подходит для менее «корпоративных» задач. На нём, например, сделана MMORPG Dual Universe. Если хочется, то можно. Прямо сейчас внутри компании идёт разработка новой игры, которую CEO пока не хочет публично анонсировать.

UNIGINE заработал себе имидж движка, которому хорошо даются две вещи: масштаб и фотореализм. Вероятно, именно это вызывает перекос портфолио в сторону симуляторов. Другое дело, что возможность что-то делать хорошо я бы не стал называть недостатком, а мода на казуальность, вызванная тотальной мобилизацией, слабостью пограничных вычислений на 3D-рендеринг и возможностями сетей для мультиплееров и облаков, — это не весь рынок, всё может смениться чем-то покрасивее. 

В виаре я уже немного устаю от бесконечного низкополигонального мультфильма (хотя о вкусах не спорят), хотя как потребитель не хочу компьютеров и проводов. Пока инженеры развивают SoC, разработчики находят рынок там, где есть потребность и спрос:

Уже упомянутый тренажёр для отработки навыков выхода в открытый космос разработан под технологию виртуальной реальности, — отмечает Денис. — Надевая шлем, космонавт погружается в процесс обучения: его обзор ровно такой же, как из скафандра, он видит станцию, запоминает расположение реальных объектов. Руки его нарабатывают моторный навык перемещения по тросам с помощью контроллеров. Благодаря фотореалистичности того, что он видит, космонавт погружён в условия нулевой гравитации без необходимости отрабатывать навыки в гидролаборатории. Это еще и экономит колоссальные средства.

 

Вообще, среди наших клиентов, занятых в сфере транспортных тренажёров, есть серьёзный интерес к качественным решениям на базе VR-шлемов — они видят в них альтернативу более дорогостоящим многопроекторным системам. Сейчас ряд таких проектов в активной разработке.

В дополненной реальности картина мира рядового разработчика представляется более сложной. Ему не всегда подходит фотореализм, здесь нет миллионов шлемов, которые подключаются к компьютерам. Есть только смартфоны и смешное количество очков, закупки которых в подвешенном состоянии из-за сами знаете чего. В UNIGINE выбрали пока довольно узкое направление, которому близки преимущества движка. И которое обладает потенциалом, движимое универсализацией ВР-устройств. 

Что касается дополненной реальности, тут фокус на премиальных системах под Windows и Linux: например, в UNIGINE SDK обновлена поддержка промышленных виртуальных шлемов Varjo XR-3, оснащённых камерами, которые проецируют на дисплей реальную обстановку, при этом размещая виртуальные элементы внутри сцены.

Поддержка Varjo, надо заметить, планомерно улучшается

Сибиряки и их коллеги из других офисов и городов фокусируются на работе с оборудованием высокого, профессионального класса, которое даёт максимальный эффект погружения. Денис также хочет дополнить список устройств решениями для тактильной обратной связи, но пока встретил слишком мало удачных образцов. В этом плане он положительно выделяет интеграцию с костюмом TeslaSuit.

В целом, наша компания открыта работе с новыми партнёрами по VR-железу, если это будет востребовано пользователями нашего SDK.

С поддержкой разных сегментов устройств дополненной реальности ситуация такая же. Интересен верхний сегмент с наиболее реалистичным опытом; UNIGINE — не движок для Pokemon GO. Это место не занято, а значит, ждёт свой особенный движок. Может, не из Сибири, а из Тюмени или Подмосковья — кто знает? Если кто-то знает, пусть пишет в редакцию. 

Если речь идет о крупном бизнесе, мы можем предложить интеграцию со премиальными XR-шлемами на базе Windows и Linux, которые используются на промышленных проектах. В низкобюджетном же сегменте, если речь идёт о взаимодействии с AR с использованием мобильных устройств, то в эту сторону мы идти не планируем. Мобильная разработка — сейчас не приоритет UNIGINE, мы хотим продолжать фокусироваться на том, в чём мы действительно хороши, а это интерактивные 3D-технологии премиального качества.

Не пропускайте важнейшие новости о дополненной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в Telegram, ВК и Twitter!

Далее: Сразу после Emmy: интервью с режиссёром фильма «Уроки Аушвица» Денисом Семёновым