Об авторах
Павел Макеев, юрист. Опыт юридической практики — более 10 лет, включая работу в качестве главного юрисконсульта банков Петрокоммерц и ВТБ.
Алексей Лисовицкий, главный редактор Голографики.
Занимаясь коммерческой деятельностью, предприниматели редко задумываются о таком факторе, как нанесения вреда потребителям, использующим их продукцию или услуги. Очки виртуальной реальности, однако, можно напрямую отнести к тем устройствам, которые способны причинить вред жизни или здоровью пользователя. В данном случае речь не о конструктивных особенностях аппаратуры, а именно о взаимодействии пользователя в очках с реальным миром.
Начать можно с того, что человек в виртуальной реальности не всегда может контролировать события, происходящие вокруг. Очки частично блокируют восприятие реального окружения, что по неосторожности повлечёт порчу оборудования, имущества или получение травм. Системы безопасности, вроде Guardian или Chaperone, могут не отреагировать, отреагировать неправильно или сделать это недостаточно быстро. Между тем, виртуальная реальность предлагает большой спектр игр и приложений с физической активностью, такой как настольный теннис или бокс.
Логично полагать, что раз система безопасности есть, её производитель несёт за вас определённую ответственность. На самом деле, компании отказываются от неё, о чём прямо говорят на своих сайтах и в руководствах. Например, вот цитата с сайта Valve о системе Chaperone:
Chaperone показывает объекты в игровой зоне?
Нет. Chaperone лишь указывает границы, которые вы обозначаете. Она не указывает на физические объекты в игровой зоне, такие как стол или домашнее животное, и не показывает препятствия на полу, потолке или над головой.
Вы должны удалить все физические объекты с пола игровой зоны, чтобы не споткнуться и не упасть. Учитывайте любые объекты, которые могут попасть в игровую зону (например, вентиляторы или фонари), и избегайте их.
Я всегда буду видеть границы Chaperone в игровой зоне?
Нет. Границы становятся видимыми только при приближении к настроенной границе — тогда вы увидите сетку, представляющую границу. Кроме того, Chaperone может не отображать границу с достаточной скоростью, если вы двигаетесь быстро, например, если вы бежите или делаете неожиданный выпад. Chaperone не является заменой планированию безопасной игровой площадки или осторожности.
Подробности вы найдёте в разделах «Plan a safe play area» и «Set up and understand the Chaperone function» руководства по безопасности Valve. Но общий смысл они не меняют: за свою безопасность, по мнению производителя устройства, отвечает сам пользователь.
Вред себе, окружающим или имуществу чаще всего является следствием действий самого игрока, который в пылу азарта должен был соблюдать разумную предосторожность. Но предпринимателям, занимающимся продажей, сдачей в аренду VR-устройств или организующим мероприятия с ними, следует обратить внимание на законодательство Российской Федерации касательно наступления вышеуказанных рисков.
В соответствии со статьёй 1096 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причинённый вследствие непредоставления полной или достоверной информации о товаре, подлежит возмещению по выбору потерпевшего продавцом или изготовителем данного товара, а в случае оказания услуг (выполнения работ), лицом, оказавшим услугу (выполнившим работу).
Кроме того, пунктом 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.
Также пунктом 3 статьи 12 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что при причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьёй 14 вышеупомянутого закона, в том числе полного возмещения убытков, причинённых природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.
Что касается вреда природным объектам применительно к VR, это вопрос обозримого будущего, хотя маловероятно, что подобное может произойти в наши дни. Зато причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя представляется более чем реальным, особенно среди тех, кто пробует технологию впервые.
Непредоставление информации о мерах предосторожности и технике безопасности в полном объёме конечному потребителю VR-устройств грозит предпринимателю большими неприятностями, а при самом неблагоприятном стечении обстоятельств — привлечением к уголовной ответственности по статье 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».
По первой части данной статьи наказание может доходить до двух лет лишения свободы, а если результатом стало причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, то наказание меняется на лишение свободы на срок до шести лет. Это крайность, и на текущий момент в российской VR-индустрии прецеденты в части привлечения к уголовной ответственности по данной статье отсутствуют, однако в индустрии развлечений подобная практика имеется. Примером тому являются уголовные дела в отношении организаторов квестов.
Иными словами, если правила использования доведены до сведения потребителя, и причинение вреда произошло вследствие их несоблюдения, то изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности. Это следует из пункта 5 статьи 14 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Установлено также, что изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинён вследствие обстоятельств непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).
В связи с этим, предпринимателям занимающимся деятельностью, связанной с VR-оборудованием, стоит обратить внимание на наличие в комплекте оборудования инструкции по технике безопасности — и обязательно на русском языке. Если в комплекте отсутствует инструкция на русском языке, дистрибьютору необходимо сделать перевод и приложить его к продуктовой документации.
Кроме того, если организация предлагает оборудование в аренду, в договоре необходимо возложить на арендатора обязанность по ознакомлению с техникой безопасности для конечных пользователей. Включите в договор раздел «Меры предосторожности» и продублируйте в нём ряд положений применительно к каждой модели передаваемого в аренду оборудования: например, необходимую свободную площадь, ограничение времени непрерывного использования и так далее.
Если организация проводит мероприятия с использованием VR-устройств, рекомендуется провести инструктаж пользователей по технике безопасности при использовании устройств. При проведении учебных занятий подтверждением данного факта может являться отметка о проведении в журнале регистрации инструктажа, а если мероприятие развлекательного характера и рассчитано на подростков (обычно производители не рекомендуют использовать ВР-очки людям младше 12–13 лет), подтверждением может служить видеосъёмка.
Аналогичные рекомендации по снабжению продуктов инструкцией, включающей меры предосторожности, применимы к производителям устройств и контента, поскольку он часто требует активных движений.
Следуя вышеуказанным рекомендациям, вы обезопасите себя и своих клиентов.
Я предлагаю компаниям сотрудничество по минимизации юридических рисков во всех аспектах деятельности. Моя электронная почта — legale2k@gmail.com. Вы также можете задавать вопросы в комментариях. Самые интересные постараюсь осветить на страницах Голографики. Об открытии компании в сфере виртуальной реальности читайте в моей предыдущей статье. — Павел Макеев.
Не пропускайте важнейшие новости о дополненной, смешанной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в Telegram, ВК, Twitter и Facebook!
Далее: От цифровой России к цифровой Земле: интервью с сооснователем Arcona Ильёй Коргузаловым