Учёные Хельсинкского университета провели исследование эффектов применения дополненной реальности в обучении со стороны когнитивного и мотивационного аспектов. В рамках работы было проанализировано получение знаний 146 финскими школьниками (51% — женского пола) в возрасте 11-13 лет, которые посещали выставку в научном центре. Общий результат таков: технология оказалась полезной для всех, однако лучше всего проявила себя среди наименее успевающих школьников и девочек.
Участников исследования пригласили изучить элементы классического учебного плана, такие как эффект Доплера и движение молекул газа, при помощи приложения дополненной реальности, визуализирующего процессы в трёхмерной графике. Результаты в целом отражают ожидания исследователей. Экспериментально доказаны важные зависимости: на эффективности обучения сильно отражается мотивация, которая, в свою очередь, растёт при применении материалов в интересных новых формах. Мотивация и отношение к обучению гораздо сильнее связаны у мальчиков, и отношение определяло полученные знания лишь у учеников мужского пола. Однако гендерные различия стёрлись, когда учёные сравнили итог:
Видеоигры, компьютерные развлечения и серьёзные образовательные игры для ПК традиционно более выгодны мальчикам. Однако в данном кейсе с дополненной реальностью в финальном тестировании не было никакого разрыва между мальчиками и девочками; то есть, девочки выиграли больше от неформального опыта обучения, — говорит ведущий исследователь Хельсинского университета Хелена Тунеберг (Helena Thuneberg).
В отчёте об исследовании сотрудники Хельсинкского университета подчёркивают, что дополненная реальность является перспективным методом, с помощью которого можно преподавать абстрактные явления через конкретный визуальный образ. Но в целом работа с ИТ в образовании характеризуется застоем и нехваткой релевантной информации о кейсах.
Многие образовательные материалы на основе информационных и коммуникационных технологий старомодны. Книжные тексты были всего лишь преобразованы в цифровую форму. Тем не менее, новейшие технологии, такие как дополненная реальность, позволяют создать совершенно новые типы образовательных решений, а не только реформировать старые знания, — заявил профессор Ханну Сальми (Hannu Salmi).
Сальми отмечает, что использование информационных технологий в образовании часто порождает больше шума, чем пользы, а большая часть слов по этому поводу — уже известные факты и расхожие мнения, тогда как число фактических исследований стремится к нулю.
Подробнее с описанной работой можно познакомиться в статье «Making the invisible observable by Augmented Reality in informal science education context» издания International Journal of Science Education.
Не пропускайте важнейшие новости о дополненной, смешанной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в ВК, Twitter и Facebook!
Далее: Занимательная биология в смешанной реальности от Curiscope
По материалам Phys.org и International Journal of Science Education