Маркетологическая фирма Digi-Capital проявляет особенную активность на рынке дополненной и виртуальной реальности. Её сотрудники постоянно анализируют состояние растущей ниши и снабжают нас ценными данными, из которых можно заключить, что компания в самом деле понимает тонкости работы отрасли и имеет необходимые для отраслевого консалтинга связи. Сегодня Голографика публикует перевод статьи Digi-Capital, написанную по мотивам бесед с инвесторами, которая может оказаться очень полезной, если вы предприниматель, просто хотите понять, почему наша отрасль постоянных анонсов, обещаний и восторженных слов имеет на всё это основание, и почему драконов лучше вернуть Кхалиси, а вместо них сосредоточиться на пользе, которую вы можете принести своему потребителю.
AR/VR — это новая горячая тема. Венчурные капиталисты инвестировали $1,7 миллиарда за 12 месяцев по состоянию на март-2016, $1,2 миллиарда из которых появились только в первом квартале этого года. Уже есть четыре AR/VR-единорога (Magic Leap, Oculus, Blippar, MindMaze). Большие суммы, очень интересно. Однако, как говорит партнёр DFJ Бубба Мурарка (Bubba Murarka), «ещё не все венчурные инвесторы приняли красную таблетку».
Если вы хотите чего-то нового, вы должны прекратить делать что-то старое
Руководитель Accel Коби Фуллер (Kobie Fuller) считает AR/VR «новой фазой вычислений, в которой нет слова „если”, а есть вопрос „когда”». Генеральный партнёр DCM Джейсон Крикорян (Jason Krikorian) верит в то, что AR/VR может предоставить «новый опыт, невозможный раньше». Управляющий директор Mayfield Тим Чанг (Tim Chang) описывает дополненную и виртуальную реальность как «следующий этап эволюции в человеческом повествовании на совершенно новом уровне — то, что происходит со мной».
Управляющий директор Qualcomm Ventures Джейсон Болл (Jason Ball) считает, что «AR/VR — это новый UX/UI для всего, но требуется время». Генеральный партнёр AITV Билл Мэллой (Bill Malloy) говорит, что, «несмотря на сохраняющееся отсутствие полного понимания, AR/VR может перерасти телевидение и персональные компьютеры в долгосрочной перспективе». Генеральный директор Colopl Next Шинтаро Ямаками (Shintaro Yamakami) уверен, что «AR/VR может стать «основой почти во всех отраслях», тогда как управляющий директор Danhua Capital Доуви Ван (Dovey Wan) видит в AR/VR «увеличение плотности и уменьшение дистанции в информации».
Так что, значит, все в игре?
Да. Возможно. Нет.
В беседах с венчурными капиталистами и друзьями из корпораций на Сэнд-Хилл-роуд (англ. Sand Hill Road — улица в городе Менло-Парк, Калифорния, на которой расположено множество венчурных фондов — прим. ред.), в Голливуде, Лондоне, Китае, Японии и Южной Корее возникла такая таксономия AR/VR-инвесторов:
- Да. Специальные AR/VR-фонды (в основном, ангельские, посевные и в раундах А). Для этого они существуют, и в их портфелях в основном AR/VR.
- Возможно. Основные венчурные фирмы. Активно инвестируют и имеют по нескольку портфельных компаний в области AR/VR на фирму. Генеральные партнёры в отдельных фондах как правило делятся на верящих и не верящих.
- Нет. Основные венчурные фирмы, которые считают AR/VR слишком молодой и спекулятивной отраслью. Это не для них сейчас и, возможно, навсегда.
Болл из Qualcomm считает, что картина изменится в следующие два-три года. «Толпа из „Возможно” станет бандой „Мы же говорили”, ребята из „Нет” превратятся в кучку „Ой, мы снова всё проспали”. Поддержавшая двух «единорогов» Qualcomm имеет характерную точку зрения.
Если вы создадите что-то, они придут (в конце концов)
Рынок виртуальной реальности будет большим, рынок дополненной — ещё больше (и дольше). Однако, как и на любом рынке ранней стадии, это кривая, а не прямая. Таким образом, хотя сохраняется огромный долгосрочный потенциал AR/VR, доходы в этом году могут составить всего несколько миллиардов долларов, тогда как прогрессивный подъём будет в 2017-м, а горячо ожидаемая точка перегиба — в 2018-м (когда планируемые устройства дополненной реальности получат достаточную автономность с возможностями сотовой связи, чтобы телекоммуникационные компании могли перекрёстно субсидировать мобильную AR как замену смартфонам).
Управляющий директор Comcast Ventures Майкл Янг (Michael Yang) не видит неопределённости в том, что барьером является возраст рынка. «Заход больших игроков, таких как Google, Facebook, Microsoft, Samsung и Sony, даёт уверенность в рынке, и это продолжится. Это открывает поток людей и сделок. Но генеральный партнёр The VR Fund Марко де Мироз (Marco DeMiroz) уверяет, что «стартапам в этой области необходимо пройти от 18 до 24 месяцев финансового разбега прежде, чем будет достигнут массовый рынок».
Хотя управляющий партнёр RRE Джим Робинсон (Jim Robinson) принял мудрое решение не инвестировать в виртуальную реальность в 1990-х, на этот раз он вышел на рынок. «Эта технология достаточно зрелая, чтобы генерировать подлинную физиологическую реакцию, и наступление золотого времени для введения людей в VR явилось причиной наших инвестиций в 8i. Они одарены творчески и технически, не сверхраздуты и с умом управляют своими деньгами в эти первые годы».
Музыкант и управляющий партнёр Inevitable Ventures Ди Эй Уаллах (D.A. Wallach) сел в этот поезд шесть лет назад с DAQRI и совсем недавно добрался до виртуальной реальности с 8i. «Пользователи решат, какой контент будет или не будет работать в ближайшие годы, так что основные технологии, открывающие убедительные эмоциональные переживания, действительно интересны на данном этапе развития рынка».
Решите уравнение X + AR/VR, а не AR/VR + X
Для участников отрасли дополненная и виртуальная реальность являются всеохватывающими. Но венчурные капиталисты видят всё по-другому. Управляющий партнёр TransLink Capital Джей Эум (Jay Eum) видит AR/VR как вертикальный срез больших горизонтальных секторов. «Погрузитесь в конкретную отрасль и найдите проблему, которая может быть эффективно решена, или опыт, который можно улучшить через применение AR/VR, и обретёте нечто, имеющее ценность. Вот почему мы инвестировали в Penrose Studios».
Янг из Comcast думает так же. «NextVR оказались очень интересны нам, потому что они знают, как действовать в своей отрасли за пределами их VR-компетенций. Вам нужны знания, отношения и план по выходу на рынок, чтобы заставить всё работать». Вместе с ответами на вопросы по рыночным срокам Фуллер из Accel ищет практические бизнес-модели для сегодняшнего дня, которые также окажутся масштабируемы в долгосрочной перспективе».
Управляющий директор FirstMark Capital Мэтт Турк (Matt Turck) инвестировал в Sketchfab, поскольку она «стратегически расположена на пересечении инструментов 3D-продакшна (Photoshop, Sketchup, TiltBrush, RealSense, Tango) и соответствующих платформ потребления (VR, AR, Сеть, мобильные технологии, 3D-печать). Таким образом, независимо от того, какая технология победит, они будут частью экосистемы».
Генеральный партнёр Suffolk Equity Фредди Мартинетти (Freddie Martignetti) возвращается к «инвестированию в выдающиеся команды, которые ждёт успех вне зависимости от стадии развития рынка». Другими словами, AR/VR-стартапам нужно быть выдающимися в чём-то специфическом для данной отрасли, на чём они смогут зарабатывать в следующие два года, а также иметь стремление к доминированию по мере масштабирования рынка. Просто быть хорошим в AR/VR без чего-то за их пределами для поддержки не достаточно для венчурного капиталиста.
По теме: Нейротехнологический VR-стартап MindMaze оценён в миллиард долларов
Следуйте за деньгами
Не все венчурные капиталисты одинаковы и не все одинаково думают. Вы должны изучить их как индивидуальности, если хотите выбить инвестиции.
Фуллер из Accel видит возможности в «совершенствовании существующего пользовательского поведения, иммерсивном обмене опытом как следующей эволюции медиа и массово генерируемом пользователями контенте дополненной и виртуальной реальности». Это позволит AR/VR-платформам стать самостоятельными при привычных сценариях использования и долголетии».
Партнёр Balderton Capital Джеймс Вайз (James Wise) заинтересован в «бэкэнд-инфраструктуре для сбора, обработки и создания дополненной и виртуальной реальности, распространения AR/VR-приложений и middleware, который делает всё это возможным. AR/VR должны стать радикально проще, чтобы каждый мог использовать и создавать их».
Крикорян из DCM уверен, что рынку нужно дать пользователям возможность «создавать вещи, а не просто смотреть на них. Речь не только о пассивных развлечениях, и нам нужно увидеть реальных людей с реальным взаимодействием, строящих реальные отношения. Чтобы это произошло, из системы должно быть удалено трение, что мы уже наблюдали в мобильных телефонах».
Руководитель по развитию бизнеса CAA и глава CAA Ventures Майкл Яновер (Michael Yanover) заинтересован в инвестировании в «контент-платформы, а не в чистый контент — здесь CAA может добавить ценности и связей для бизнеса, движимого потребителями».
Так куда пошли эти деньги? Ведущими инвестиционными секторами AR/VR за 12 месяцев по состоянию на 1 квартал 2016 года были аппаратное обеспечение, видео, решения/сервисы, игры, реклама/маркетинг, потребительские приложения, дистрибуция, технологии и периферия. Хотя Magic Leap заняла почти половину суммы, остальные секторы сумели поднять в 1 квартале 2016 года на 45% больше, чем в 4 квартале 2015 года.
Мировые серии
Инвестиции ранних стадий следуют обычной серии: посевные, серий A, B, C и далее, Некоторые фонды равнодушны к сериям, другие более специфичны (например, First Round Capital). Но рынки ранних стадий необычны, особенно с серии B и дальше. И AR/VR-рынок — не исключение.
Для посевной стадии рынок узок, но глубок, имеет выделенные и сфокусированные AR/VR-фонды, инкубаторы и ангелов, которые часто работают бок о бок, включая HTC Vive X, Colopl Next, The VR Fund, Super Ventures, Signia Ventures, Maven Ventures, Rothenberg Ventures, Presence Capital, GREE, VR Capital, Greg Castle и другие, а также венчурных капиталистов с Сэнд-Хилл-роуд, которые с удовольствием начинают с посевной стадии и следуют дальше.
Для серии А рынок становится шире и мельче. Некоторые из посевных инвесторов отрасли имеют возможность вкладывать дальше, но не все. Здесь Digi-Capital отслеживает более 200 мировых венчурных капиталистов и корпораций, инвестирующих в AR/VR, и наблюдает массу других венчурных инвесторов, активно исследующих вопрос инвестиций серии А.
Для серии В и далее рынок резко меняется. Серия B обычно требует отдачу в виде дохода, поэтому венчурным фирмам становится труднее инвестировать в дополненную и виртуальную реальность из-за ранней стадии развития рынка. Здесь капиталисты с Сэнд-Хилл-роуд следуют за портфельными компаниями за счёт использования отношений со стратегическими корпоративными инвесторами и интернациональными инвесторами из Китая, Японии, Южной Кореи и других стран. Президент 20th Century Fox Home Entertainment Майк Данн (Mike Dunn) предельно ясно объяснил, зачем его компания инвестировала в ODG: «Мы знаем, что она станет важной частью будущего нашей индустрии, и возможности инвестировать в предпринимателей такого качества возникает не каждый день».
Ещё один аспект для рассмотрения AR/VR-предпринимателями — время основания фонда. Мэллой из AITV лаконичен: «Если ваш фонд в режиме сбора урожая в конце жизненного цикла, в AR/VR трудно инвестировать из-за временного горизонта. Если у вас относительно новый фонд, то есть гибкость, чтобы наблюдать, что происходит с рыночными сроками, не испытывая давления».
Не показывайте мне драконов
AR/VR — это круто, но эта крутость уже не так очевидна высокорисковым инвесторам. Управляющий директор Borealis Ventures Джесс Девитт (Jesse Devitt) называет всё своими именами: «Хватит показывать мне драконов. Конечно, вы можете сделать в виртуальной реальности красивого дракона. И да, он крут, когда вы видите его впервые. К двадцатому дракону приём устаревает. Покажите мне что-то полезное в AR/VR. Это намного круче.
Другими словами, сама по себе ваша способность делать нечто визуально ошеломляющее в AR/VR не значит, что вы будут зарабатывать. Если это не нечто убедительное с точки зрения пользователя (будь то потребитель или предприятие), а то, что вы делаете, не проще и не лучше в дополненной или виртуальной реальности, чем на смартфоне, планшете или ПК, зачем вы показываете это инвесторам?
Далее: Стартап Augmedix получил $17 млн от крупнейших игроков рынка здравоохранения США
По материалам TechCrunch