В дополненной реальности Apple нет ничего революционного — и это хорошо

0
197

Выпуск новых iPhone — встряска для целого ряда рынков. На этот раз толчок на шесть–семь баллов испытает рынок дополненной реальности. Экосистема Apple за пару летних месяцев подготовилась к выбросу энергии и направила её в созидательное русло. Зато пару её менее расторопных конкурентов может сровнять с землёй. И это безусловно будет результат обдуманной стратегии, а не следствие случайного катаклизма.

Первые смартфоны для дополненной реальности

iPhone 8, 8 Plus и X (то есть, «десять») стали юбилейными для американской корпорации. Десять лет назад, 9 января 2007 года, Стив Джобс представил родоначальника сверхуспешной линейки. Первый iPhone задал планку по работе с интерфейсом, мультимедиа и интернетом. Спустя декаду почти то же самое делают новинки.

Это не абсолютно новые устройства, не очки, не линзы и не голографические браслеты. Успешная компания не может выпускать революционные концепты на праздники, иначе её ассортимент и прибыли размоет. Для революции должен наступить правильный момент. А привыкший к словосочетанию «дополненная реальность» рынок не совсем осознаёт, какой прорыв даст сочетание правильного софта (iOS с ARKit), правильного железа (iPhone) и правильной экосистемы (самая большая армия разработчиков на службе самой большой армии потребителей).

Дополненная реальность является новым способом взаимодействия с цифровой информацией. Смартфоны стали нашими карманными окнами в интернет и придали новую ценность данным, виртуальным знаниям и объектам, спровоцировали бум продаж цифровых продуктов. Информация уже стала дороже и важнее вещей, дело за цифрой в целом.

Мобильные устройства становятся терминалами доступа в новую реальность, в которой цифровые объекты обретают важность не меньшую, чем реальные — те, которых можно коснуться рукой. Пока развитие по большей части проистекает из игровой индустрии, но суть дополненной реальности, как и виртуальной, в том, что это универсальный технологический стек, который отражается сразу на всём. Она словно компьютерный монитор: вы можете за ним играть, а можете учиться, торговать фьючерсами или проектировать океанский лайнер.

Для всего многообразия применений устройствам нужна высочайшая производительность. Чип Apple A11 Bionic является самым или одним из самых производительных мобильных процессоров на рынке. Конкурировать с ним может только Snapdragon 835, но первые тесты показывают значительно отставание SoC Qualcomm по вычислительной мощности. Опасная иллюзия заключается в мысли, согласно которой дополненная реальность появилась тогда, когда появилась. Она появилась тогда, когда компьютеры до неё доросли.

Apple удалось победить Google и Microsoft, став во главе одного из самых перспективных технологических направлений XXI века. Опережая экосистемы Windows и Android, iOS накапливает опыт по работе с дополненной реальностью, который, конечно, будет транслироваться в другие системы, только по остаточному принципу. Главные эксперименты сегодня ставятся именно на ARKit, а результатом этих поисков станут тысячи приложений, для разработчиков которых iOS в приоритете. Более того, у разработчиков сегодня просто нет выбора: дата выхода ARCore — аналога ARKit от Google — даже не озвучена, а MS ушла с рынка смартфонов.

Победа ARKit является залогом качества, скорости и количества релизов, залогом лучшего выбора для пользователей iOS. Если разработчики обеспечат их достойными продуктами (а всё говорит именно об этом), дополненная реальность впервые за десятки лет изучения технологии станет массовой.

Виртуальная реальность

Apple в массовом сегменте сознательно дистанцируется от виртуальной реальности, оставляя эксперименты самой платёжеспособной аудитории — владельцам iPhone X, как делает Samsung с Galaxy S8 и Gear VR.

Одним из стандартов ВР являются OLED-дисплеи. Дисплей в очках находится близко к глазам, а картинка на нём влияет на пользователя намного сильнее, чем на экране смартфона в руке. Качество изображения у OLED выше из-за меньшей паразитной засветки и более высокой чёткости. OLED — требование к смартфонам для платформы Daydream; такие дисплеи устанавливаются в Oculus Rift и смартфоны Galaxy S8, которые работают с платформой Oculus, а также в HTC Vive и PlayStation VR.

Первым iPhone с OLED стал iPhone X, флагман линейки, оказавшийся дороже премиум-фаблета Galaxy Note 8. В ходе презентации Apple не обмолвилась о виртуальной реальности ни словом, но «десятка» определённо станет одним из самых популярных ВР-смартфонов силами сторонних разработчиков софта и производителей аксессуаров. А отличную работу приложений обеспечат системы распознавания движений ARKit. Всё-таки, дополненная и виртуальная реальность развиваются рука об руку.

Бизнес и стартапы

Во-первых, Apple предоставила рынку мощный инструмент для улучшения качества приложений дополненной реальности. Дополненная реальность востребована настолько, насколько хорошо работает. ARKit выступил технической базой, поэтому дело за реализацией хороших идей. И это второй момент: конкуренция в отрасли теперь растёт не по дням, а по часам. Из-за армии охотников за потребителем в AppStore в ближайший год у некоторых разработчиков появится навязчивый бред о том, что кто-то крадёт идеи прямо у них из головы.

Для успеха важно соблюсти баланс скорости, качества и хорошего маркетинга. Впрочем, как всегда. Компании должны быстро перенести свои проекты на ARKit, чтобы не отстать по качеству продукта. Количество отраслевых стартапов вырастет из-за хайпа, они окажут давление на медлительных «стариков». Но все предприниматели должны помнить в первую очередь о потребителе. Какой бы прорывной не казалась технология, она должна выдержать испытание реальной пользой, будь то помощь в бизнесе, навигация или развлечения.

Перекрёстки технологий

Если вы хотите разобраться в рынке дополненной и виртуальной реальности, для начала стоит понять, что это не отдельные технологии, а мощная сеть из сотен тысяч технологий, которые при удачном сочетании превращаются в хороший продукт. Рынок усложняет то, что многие решения универсальны, как и продукты, которые из них получаются. Примером удачного сочетания является фронтальный модуль оптических датчиков TrueDepth в iPhone X.

По словам Фила Шиллера, старшего вице-президента Apple по глобальному маркетингу, TrueDepth создан на основе технологий дополненной реальности. Это чистая правда: трёхмерное сканирование, миниатюризация и интеграция оптических датчиков, лазерное картографирование, машинное зрение — эти и многие другие вещи зарождались и совершенствуются в ДР-проектах. Apple проводит собственные исследования и поглощает владельцев полезной интеллектуальной собственности. Наиболее известными её приобретениями на этом поле стали PrimeSense, Metaio, Faceshift и RealFace.

Сотни патентованных разработок этих фирм сделали возможной одну фронтальную камеру. Говорить так — критическое упрощение, но именно таким образом всё воспримет потребитель, который уже не вспомнит о четырёх компаниях, исчезнувших ради нового способа разблокировки смартфона.

Список инноваций на технологических перекрёстках включает новые OLED-дисплеи, движок ARKit, одинаково полезный для дополненной и виртуальной реальности, а также сами проекты от сторонних разработчиков, которые могут реализовать свои прорывные идеи.

Революция дополненной реальности iPhone — это иллюзия. На самом деле компания шла к релизу-2017 годами и сумела выйти на новую ступень раньше всех.

***

Рынок дополненной реальности получил небывалый импульс — во многом именно потому, что она стала частью привычных продуктов. Ни один из представленных смартфонов Apple не поражает воображение: iPhone 8 и 8 Plus внешне почти не отличаются от iPhone 7 и 7 Plus, и даже юбилейный iPhone X похож на ряд уже представленных аппаратов от других производителей и на самого себя из десятков информационных утечек. Устройства не вызовут отторжения из-за лишней новизны, зато полностью обновились внутри. Теперь они соответствуют требованиям дополненной реальности.

Топ-менеджмент Apple прекрасно понимает, что технологии нужно продвигать постепенно. Они учились на ошибках Google с Glass и Tango, учились на опыте Microsoft с Windows Phone и HoloLens, опыте десятков других компаний и проектов. Они делали собственные ошибки и вычислили, что дополненная реальность должна стать частью чего-то простого, чтобы не оказаться отторгнутой, как чужеродный организм. С целью обеспечить принятие технологии Apple будет постепенно внедрять ДР в собственные сервисы и продолжит активную работу с отраслевым сообществом. А очки придётся подождать — вероятно, в течение нескольких лет. Хотя бы потому, что смотреть в них пока нечего.

Не пропускайте важнейшие новости о дополненной, смешанной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в ВКTwitter и Facebook

Далее: Apple разработает видеокодеки и файловые форматы для виртуальной реальности

А ещё у нас можно арендовать очки и аттракционы виртуальной и дополненной реальности.