Игрок: разговор с режиссёром Максимом Никоновым о Достоевском в 360


Команда проекта «Достоевский 360» взялась записать русский культурный код новыми чернилами на самом свежем холсте из придуманных. Погружение в личность великого писателя и философа, чьи книги всемирно популярны сейчас и будут через тысячу лет, состоится через интеграцию зрителя в события его жизни с помощью технологий панорамной видеосъёмки и виртуальной реальности. О разных сторонах этого произведения Голографике удалось поговорить с его режиссёром Максимом Никоновым. 

***

Пять серий по 15–20 минут каждая — это большое произведение даже по меркам классического киноискусства. Общий хронометраж истории около полутора часов, для фильма с обзорностью на 360 градусов в очках это смелый прецедент. 

По умолчанию авторы обычно полагают, что зрителю в очках лучше подходит короткий метр. Сопровождающие такой выбор расчёты просты: в мире мало технически готовых зрителей, окупить создание большого кино нереально, да и сам зритель не хочет долго пребывать внутри чего-то, что неспроста называют шлемом. 

Похожая история развивается с играми. Но на наших глазах разработчики презентуют всё более длинные, насыщенные, дорогие проекты; индустрия виртуальной реальности по качеству и объёму игр начинает спорить с компьютерной и консольной классикой даже на мобильных устройствах. И если несколько лет назад игры масштаба Half-Life: Alyx являлись скорее демонстрацией возможностей, то сейчас Batman: Arkham Shadow переводит их в мейнстрим. 

Вместе с этим комфортнее становятся очки. Сейчас это куда более компактные и удобные устройства, чем пять лет назад. 

Настало время осваивать новые горизонты. В эту экспедицию пошли российские кинематографисты. 

Масштаб метра

«Мы называем его сериал в формате виртуальный реальности, но если смотреть на продолжительность проекта — примерно 90–100 минут, — это сопоставимо с полноценным полнометражным фильмом», — говорит мне Максим, добавляя, что авторы обычно стремятся к краткости. По меркам традиционного кино, в виаре почти всегда были короткометражки. Смысл в том, чтобы зритель не уставал от просмотра и мог делать паузы между эпизодами.

«Достоевский 360» — это большое кино, которое с той же целью разделили на пять частей. Фильм стал сериалом, подобно тому, как некоторые картины делят для показа на ТВ. 

Авторы лавируют между форматами в поисках идеального решения для зрительского комфорта, стараясь не терять его из-за несовершенства устройств. Сам Максим, как, вероятно, любой профессионал, работающий с очками, привык к их длительному ношению, и тут доказывая, что можно заходить дальше общепринятой нормы. 

Из своей практики просмотра видео в ВР-шлеме я могу сказать, что лично я могу без сильного дискомфорта провести в нём полтора-два часа, и это как раз соответствует продолжительности фильма. Поэтому думаю, что мы сделаем обязательно единую, цельную версию. Если фильм интересный и захватывающий, его захочется смотреть вопреки небольшим неудобствам (как это бывает, когда ты можешь засидеться за интересной игрой или сериалом на всю ночь). А если фильм неинтересный, то и трёх минут не высидеть. 

Достоевский-классик, Достоевский-писатель, Достоевский-гений стал героем огромного количества произведений. Кино, книги и лекции о нём найти не представляет труда. Максим Никонов с командой пытается оживить историческую фигуру образом живого человека, спустить его к зрителю. Но не для того, чтобы принизить, а чтобы сделать возможным его понимание на личном уровне. У Фёдора Михайловича мощный внутренний мир, прикосновение к которому делает богаче и наблюдателя. 

Мы стремились раскрыть его переживания так, — говорит Максим, — чтобы они звучали актуально для каждого, кто столкнулся с поиском себя, борьбой с зависимостью, потерей веры или вопросами о предназначении. Достоевский становится символом, который объединяет глубоко личные и универсальные вопросы.

В основе авторской задумки лежит, по определению режиссёра, «концепция или сверхзадача»: рассказать о важном и вечном в новой форме. Как в музыке с песней, танцем и маршем, теория лежит на трёх китах: 

Во-первых, вся наша команда в восторге от выразительных возможностей кино в формате виртуальный реальности. Впервые в истории кино благодаря новым технологиям съёмок и воспроизведения сферических стереовидеопанорам зритель буквально может перенестись внутрь кадра. Мы считаем, что это новый шаг в развитии экранного искусства, сопоставимый с появлением звука в немом кино или 3D-технологий. Эффект присутствия круче, чем в IMAX. 

Во-вторых мы понимаем, что в мире огромное количество интереснейших тем, сюжетов и историй, о которых можно рассказывать с помощью иммерсивных фильмов. Это приключения, хорроры, драмы, путешествия и многое другое. В нашей истории есть много впечатляющих событий, личностей и идей, о которых нужно говорить и о которых будут говорить всегда. Мы рассказываем о людях, которые освещают своим пламенем вечность. О них уже есть разные фильмы и проекты, но не в виртуальный реальности. 

В-третьих, мы выбрали биографическую драму о Достоевском, потому что это один из самых известных и глубоких русских писателей, у которого действительно очень кинематографичная, яркая судьба, достойная экранизации. Мы уверены, что наш фильм как минимум привлечёт зрителей к его творчеству. А тем, кто с ним знаком, будет интересно увидеть его жизнь свежим взглядом. 

О сюжете

Сериал про жизнь и творчество Достоевского может иметь любой хронометраж. Материал позволяет брать части, периоды, детали. Авторы «Достоевского 360» хотят осветить все самые важные события, такие как расстрел, каторга, зависимость от игры в рулетку, отношения с близкими и творческие кризисы, но в контексте одной работы писателя. 

Очевидно, что при ограничении в 90 минут мы не можем рассказать обо всём в деталях, поэтому на этапе написания сценария нужно было найти в биографии писателя наиболее драматичный и, соответственно, интересный для зрителя период его жизни, который можно было бы положить в основу сюжета. 

Таким периодом стало время, когда Достоевский работал над романом «Игрок». После изучения биографии писателя я убедился в том, что этот период как нельзя лучше подходит для киноэкранизации и раскрытия личности писателя, создания его настоящего портрета. 

В охваченные авторами моменты писатель в трудной ситуации, на кону его судьба, продолжает Максим. Недавно умерли жена и брат, Фёдор Михайлович в долгах и с подорванным здоровьем, подходит к концу срок кабального контракта с издателем Стелловским, по которому за месяц Достоевский должен написать новый роман — в противном случае он потеряет все права на свои произведения и карьера пойдёт под откос. 

«Игрок» автобиографичен в том смысле, что Достоевский пережил и наблюдал своими глазами многое из того, о чём напишет. Он впервые принимает помощь стенографистки, Анны Сниткиной — двадцатилетней девушки, которая пройдёт с гением через мрачные моменты судьбы и спасёт от гибели. Зритель познакомится с ней, заглянет в дом, а затем и в разум философа. 

Наш подход к сюжету можно назвать экзистенциальной драмой, где основные акценты направлены на переживания Достоевского как человека и писателя, для которого творчество не только игра, но и сложный, противоречивый путь к самопониманию и искуплению. История показывает переплетение его художественных поисков и личных испытаний: каждый роман и каждый персонаж — это метафора его страхов, страстей и поиска смысла жизни.

Мы создаём для зрителя пространство синтеза реальности и внутреннего мира героя. Художественный язык «чертогов разума» помогает показать, как Достоевский, словно в зеркале, видит свои страхи и надежды, своих литературных героев и собственные мысли, а зритель видит эту борьбу, борьбу автора с самим собой, где игра, любовь и творчество становятся средствами спасения.

Восхождение к погружению 

Максим абсолютно связывает свою жизнь с экраном и Петербургом, который был домом его знаменитого героя. Со школы он увлекался анимацией, 3D-графикой и дизайном, любил смотреть фильмы — не как любят все, а больше остальных. Благодаря увлечениям поступил без экзаменов в один из профильных университетов родного города и учился по направлению режиссуры кино и мультимедиа-технологий, затем проходил аспирантуру и преподавал. 

Погружение в кадр заняло воображение сразу после после первой возможности это попробовать — и задолго до идеи о Достоевском.

Еще до появления в массовой продаже ВР-устройств моё внимание привлекла технология съёмок сферических видеопанорам, поразила возможность поворачивать кадр во время просмотра. Это было в 2013 году. Тогда я почувствовал, что это очень похоже на компьютерную игру, но на основе кинематографического изображения, а не графики. 

 

Я понял, что могу создавать что-то новое, а если совмещу это с интерактивными технологиями, то получится формат интерактивного кинематографа. Начал снимать первые тестовые 360-градусные кадры на конструкции из камер GoPro. А потом, когда в 2015 году появились Oculus Rift DK1 и я посмотрел в них свои записи… В тот момент понял, что это точно один из вариантов развития кинематографа. И с 2015 года одним из моих основных направлений деятельности стало создание ВР-проектов с уклоном в кино. 

С тех пор прошло 10 лет. Сейчас Максим не только снимает, он развивает собственную компанию «Лаборатория виртуального кинематографа» или «VRкино» и заявляет своей целью вклад в мировую культуру и искусство.

Появление шлемов и возможности воспроизводить эти панорамы меня очень поразило. Здесь скажу фразу, которую всегда говорю. В истории кино большую роль играют технологии. Каждый раз новая технология даёт дополнительные творческие возможности авторам и открывает следующую эпоху. 

Наконец-то зритель в буквальном смысле смог погрузиться в художественную среду фильма. И это такой новый эволюционный этап экранного искусства, возможность зафиксировать изображение и передать его зрителю новым способом, рождая совершенно новые чувства. 

Техника и техничность

В своём Телеграм-канале Максим среди кадров со съёмочной площадки и благодарностей команде рассказывает о приёмах, которые без подчёркивания обычный зритель узнает лишь по ощущениям от просмотра. Для выразительности здесь применяют не меньше десятка художественно-технических решений одной только постановки камеры: 

  1. Статично на штативе
  2. В движении на руках со стабилизатором
  3. В движении на гироскутере 
  4. На моторизированном слайдере 
  5. С закреплением на карете
  6. На длинной удочке для динамичных и быстрых движений и поворотов 
  7. На карусели, чтобы получить «эффект Матрицы» во время приступа падучей болезни (устар. название эпилепсии) у Достоевского
  8. С дрона 
  9. От первого лица 
  10. С размещением в других интересных местах и ракурсах

Съёмки идут на камеры китайской компании Insta360. Большую часть сериала сняли на модели x4 и Pro 2. Максим отдельно благодарит за помощь российских дистрибьюторов. 

Характеристики изображения с комментариями:

  • Разрешение — 8К (7680×7680). «Это общее разрешение видео, в которое входят две стереоскопические сферические панорамы для каждого глаза, чтобы создать 3D-эффект». 
  • Скорость съёмки — 50 кадров в секунду. «Это нужно для плавности восприятия движущихся объектов в кадре. Если снимать 30 кадров в секунду, то движения людей или любых других объектов в кадре будут восприниматься в очках виртуальной реальности рывками. Это испортит просмотр и доставит дискомфорт зрителю. Мы снимаем со скоростью 30 кадров в секунду для оптимизации работы на постпродакшене и только на последнем этапе обработки кадра наращиваем количество с 30 до 50». 
  • Стереоформат — «Нам принципиально важно создать полноценное произведение для очков, которое даст максимальный эффект погружения зрителя. Для этого мы решили выбрать самый трудный путь, снимать этот сериал в стереорежиме. Это значит, что работы на этапе постпродакшена будет значительно больше, чем в случае, если бы мы снимали в моноскопии. Большинство стереокадров мы снимаем на Insta 360 Pro 2, потому что эта камера имеет шесть объективов и способна работать в стереорежиме, в отличие от Insta360 x4». 

Но зачем вообще снимать на x4, если она не может делать стерео? 

Дело в том, объясняет Максим, что x4 даёт на удивление хорошее изображение и при этом имеет компактность и всего два объектива. Это решает проблему с большим количеством швов, которая есть в Pro 2:

На x4 мы можем снимать в движении почти без ограничений, камера может двигаться как угодно близко к актёрам и иметь нестандартную траекторию. 

Получив этот материал, мы имеем возможность с помощью специальных нейронных сетей сделать из него стереопару — и результат на удивление хороший. Сочетая кадры с x4 и Pro 2,  мы получаем практически одинаковое качество после определённой обработки. Конечно, эффект стерео с x4 меньше, но этот недостаток компенсируется интересным движением и близкими планами. А там, где нужен более яркий стереоэффект, работает Pro 2.

Каждая камера лучше для своих задач. 

Съёмка в стереоформате с круговым обзором ограничивает движения камеры, потому её нельзя излишне приближать к объектам съёмок, а если ставить близко, то нельзя двигать.

Авторы предварительно изучают, можно ли запечатлеть кадр в движении так, чтобы зрителю было приятно его видеть, вместе с естественными требованиями к реализуемости, постобработке, художественной ценности и так далее.

В стереоскопии, объясняет Максим, много технических нюансов: материалов в два раза больше, обработка вдвое труднее, а действия оператора сильно ограничены. Это вызов, который невольно бросает зритель: 

Прежде всего необходимо очень круто, подробно продумывать действия, как двигается камера, как двигаются актёры, потому что камера снимает всё окружающее пространство, и зритель, куда бы он ни посмотрел, всё увидит. Происходящее должно направлять его внимание туда, куда мы хотим по сюжету и сценарию. И, конечно, продумывать все эти кадры, это несколько сложнее, чем в традиционном кино. 

Дальше, поскольку съёмка в 360, она как правило более статичная. Обычно в проектах мы стараемся обойти это и сделать каждый кадр, каждую сцену так, чтобы он, с одной стороны, был оправдан сюжетом и сценарием, а с другой, был интересным, динамичным, с необычного ракурса, с каким-то необычным движением. 

Например, чтобы передать ощущение приступа эпилепсии, которой страдал Достоевский, авторы придумали разместить камеру таким образом, что она начинает вращаться вокруг него по принципу bullet time или «Матрицы». В очках виртуальной реальности это выглядит очень необычно, и действительно зрителю становится не по себе. Но это оправдано замыслом. 

Большой отпечаток на процессы наложили два фактора: прогресс в нейросетях и особенности освещения панорамного кадра. Первый фактор помог, второй невероятно усложнил дело. 

Мы часто используем кадры в движении и близко к актерам в массовых сценах. И потом с помощью нейросетей — такая возможность появилась только в этом году — из обычных моноскопических кадров создаём стерео. Это нам очень помогло. С помощью нейросетей мы повышаем качество на постпродакшене, частоту.

Ещё есть проблема с тем, что раз камера снимает всё окружающее пространство, мы всегда стоим перед компромиссом, как освещать сцену. Либо мы очень хорошо её освещаем, тогда по-киношному красиво, как это полагается, но у нас все приборы стоят в кадре, и мы почти не можем двигать камеру, потому что если мы будем это делать, их очень трудно удалить. Поэтому, когда много света, нужно камеру ставить статично. Но это скучно. А когда мы хотим двигать камеру, мы должны снимать её без света. Но это уже некрасиво. 

Мы всегда в этом компромиссе. Решаем вопрос с помощью специальных моторизованных слайдеров, грамотного использования света, прячем свет. Каждый кадр у нас будет в очень долгой обработке, чтобы породить у зрителя ощущение, что никаких приборов, никакого оператора в кадре нет, и камера как бы летает по пространству сама по себе. 

У нас есть очень интересные кадры от первого лица, от лица Раскольникова, например. То есть зритель, когда посмотрит вниз, увидит тело, руки, плащ Раскольникова и почувствует себя в буквальном смысле им. 

Для зрителя

Если с вызовами столкнулась съёмочная команда, их, кажется, стоит ждать и зрителям. Основной негативный фактор для киноиндустрии виртуальной реальности — немногочисленные устройствах на руках. С каждым годом аудитория ширится, но до «плоских» проектов тут далеко. 

Авторы «Достоевского 360» не отступаются от изначальной задумки. Зрителю с очками дадут произведение специально для них и в максимально достижимом качестве. Лучше всего — через стриминг, чтобы можно было начать просмотр по запросу. Это предъявит требования в качеству связи, зато удобно раскроет творческий замысел для тех, кто технически готов к нему прикоснуться. 

Прежде всего мы сделаем ВР-сериал в максимально качественном виде. То есть это будет видео высокого разрешения в стеоскопическом формате с большой частотой кадров в секунду. Всё будет смотреться чётко, плавно, красиво. Чтобы посмотреть этот сериал, нужно, конечно, иметь шлем виртуальной реальности, такой как китайский Pico 4 или Quest 3 запрещённой в России организации Марка Цукерберга. Или Vive, Vision Pro и другие. 

В каждом таком шлеме есть свой магазин. И мы постараемся, когда сделаем фильм, распространить его максимально на все возможные площадки, где можно скачивать и покупать такого рода контент. То есть и на китайские площадки, и на площадки Meta*. Мы постараемся это сделать. 

Версия для обычных экранов сериалу необходима. Наверное, даже когда очки будут в каждом доме (рискну предположить, что даже когда очки дополненной реальности будут на каждом лице), смартфоны, мониторы, телевизоры, планшеты никуда не денутся. Не всегда удобно носить что-то на себе. Эта простая мысль доходит не до всех инноваторов, только до тех, которые думают о своём потребителе. 

Команда «Достоевского» о вас думает, потому что имела желание и возможность изучить вопрос. Да, лучшее получат обладатели очков, нельзя дать лучшее всем сразу, но приобщиться смогут все.

Максим хочет расширить аудиторию и «донести драму Достоевского до тех, кто не имеет доступа к новому оборудованию»: 

Мы хотим, чтобы этот проект мог найти отклик и у тех, кто привык смотреть кино на обычных экранах, оставаясь близким по восприятию и атмосфере к оригинальной задумке для виртуальной реальности. В  такой версии мы адаптируем визуальные образы и делаем акцент на тех аспектах сюжета, которые наиболее выразительно передаются через традиционный кинематограф.

У отечественного потребителя с очками традиционно немного хуже, чем в США или Китае, где сосредоточено больше всего их производителей. У нас таких производителей ноль. Гаджетов на руках сравнительно мало, просмотр панорамного контента пока не так популярен, но ситуация, уверен Максим, постепенно меняется. 

Мы видим потенциал роста аудитории в ближайшие годы и считаем, что к тому времени, когда проект будет полностью готов, его панорамная версия сможет привлечь внимание более широкой аудитории, интересующейся новым форматом. Конечно же, как я говорил ранее, мы постараемся донести наше произведение до зрителей на всех возможных ВР-площадках.

Масштаб планов проще осознать перечислением. Это больше, чем у любого обычного кино. 

  • Сериал выйдет на всех доступных стриминговых площадках виртуальной реальности; 
  • команда сделает своё приложение;
  • сделает сайт для онлайн-просмотра с поддержкой смартфонов и компьютеров, где вращать обзор можно будет пальцем и мышкой;
  • разместит информацию о фильме в музеях, посвящённых творчеству Достоевского; 
  • сделает плакаты с QR-кодом, по которому зритель сможет перейти на сайт, познакомиться с видео на экране телефона и скачать приложение на свои очки;
  • фрагменты выйдут в адаптированном 2D-варианте для привлечения внимания;
  • будет специально созданная 2D-версия; 
  • обе версии покажут в кинотеатрах, причём с применением оригинального, невозможного без виара формата;
  • будут переводы на другие языки.

Из такого сериала в VR360 можно делать и 2D-версии. Они смотрятся специфически, несколько отличаются от привычного ощущения, но тем не менее они возможны. У нас будет премьера в Доме кино весной, в июне. Там, скорее всего, будет интересный формат премьеры. 

Мы будем показывать адаптированную 2D-версию и версию для специальных ВР-кинотеатров. И мы хотим сделать так, чтобы кто-то из зрителей вышел на сцену, надел шлем, а люди в зале видели бы на экране то, что видит этот человек. 

Конечно, мы сделаем переводы на китайский, на английский, будем максимально распространять сериал, потому что понимаем, что Фёдор Достоевский известен во всём мире, и тем более такой интересный проект в виртуальной реальности многие захотят посмотреть. А в нём сочетается много разных приёмов, творческих и технических новаций. 

По настрою Максима я вижу, что у него есть «программа Максимум», смелость для прыжка чуть выше головы. Не невозможного, но более сложного, чем база. Негативный план осознаётся, но не рассматривается как Результат; реалистичный претворяется в жизнь прямо сейчас; на сладкое есть позитивный сценарий, в котором получится сделать и продукт, и нечто большее, выше на целый концептуальный уровень, чтобы встать над своим и другими продуктами. 

Сейчас об этом можно сказать как о наших планах и мечтах. Мы будем подавать ещё одну заявку на грант Институту развития интернета и хотим создать платформу для просмотра, скажем так, онлайн-кинотеатр виртуальной реальности, где можно будет смотреть такого рода проекты, нашу, российскую площадку. Почему? Потому что мы столкнулись с тем, что сделали такой сериал, но в России нет площадок, куда мы можем его загрузить и где можем заниматься адекватной дистрибуцией.

Съёмочная группа надеется на внимание не только от простых зрителей. Новизна продукта может заинтересовать профессиональное сообщество. Год назад Максим в роли организатора и программного директора провёл в Петербурге фестиваль фильмов виртуальной реальности, в процессе изучил контент со всего мира. 

Опыт показал: задумка «Достоевского 360» уникальна, такого ещё никто не делал. И, соответственно, никто не смотрел. А теперь эта возможность впервые в мире появляется у российского, русскоязычного зрителя. 

Не пропускайте важнейшие новости о дополненной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в Telegram, ВК и Twitter! Поддержите проект на Boosty.

Далее: Играть чтобы лечиться: как делают игру «Дыхание ветра» для реабилитации детей с онкологией