Очки из концепта Mirror Lake можно сделать сегодня, утверждает Meta*

232

Meta* показала рендер усовершенствованного прототипа Mirror Lake, о котором рассказывала в прошлом году, и заявила, что его «практично сделать сейчас». Это не значит, что компания скоро выпустит такое устройство в продажу, но теперь она говорит о достижении технической возможности его создания. Пройдена ступень на пути к потребительской реализации, если таковая вообще последует, и до неё не случится ломающих планы открытий.

Ценность Mirror Lake состоит в комплексе технологий, таких как варифокальная оптическая система, новые блинные голографические линзы и возможность трансляции на внешнюю часть корпуса лица и глаз пользователя для сохранения зрительного контакта с людьми вне виара.

Продемонстрированный в прошлом году концепт должен был объединить в компактном корпусе «почти все передовые визуальные технологии», которые Meta разрабатывала последние семь лет. Тогда Марк Цукерберг предположил, что подобное устройство можно будет увидеть в продаже «во второй половине десятилетия». А она всё ближе.

Ниже мы расскажем о ключевых технологиях Mirror Lake. Они не являются уникальной разработкой Meta, над такими вещами работает множество инженеров по всему миру. Однако Meta спешит прочертить ассоциацию между собой и их появлением на рынке. Тем не менее, вклад её исследователей (и финансовый) нельзя недооценивать.

Варифокальность без механизмов

Все современные очки имеют линзы с фиксированным фокусным расстоянием. Каждый глаз получает отдельную перспективу, но фокус оптика менять не может. Обычно он виртуально зафиксирован на расстоянии нескольких метров. В таком случае глаза можно направлять (сводить и разводить) на объект, но физически приспособиться к тому, что он на самом деле на дисплеях в паре сантиметров от вас, они не могут.

В 2018 году Facebook* показала прототип очков Half Dome с отслеживанием глаз и механизмом перемещения дисплеев вперёд и назад для настройки фокуса. Half Dome решали конфликт вергенции и аккомодации, но механика не всегда достаточно быстра, удорожает, усложняет и делает менее надёжной конструкцию. Едва ли та технология пригодна для потребительского гаджета.

На Oculus Connect 6 в 2019 году Facebook описала Half Dome 2 и Half Dome 3. В Half Dome 2 были более надёжные приводы и более компактная (но с меньшим полем обзора) конструкция. В 2023-м появился прототип Butterscotch с механическим варифокальным приводом, его представили на SIGGRAPH.

Butterscotch

В Half Dome 3 работал совершенно новый подход, без движущихся частей. Вместо перемещения дисплея тройка использовала стопку жидкокристаллических линз. Подача напряжения на каждый слой меняла фокусное расстояние. На шести слоях удалось получить 64 возможных расстояния фокусировки.

Half Dome 3 были более компактными, чем предшественники, он оставались слишком большими, не говоря о высокой цене, для упаковки в корпус «лыжных очков», которого хотят добиться инженеры компании.

Mirror Lake использует подход Half Dome 3, но в значительно меньшем форм-факторе благодаря линзам Holocake.

Блинные голографические линзы

До появления новейшей волны очков с блинными линзами, таких как Quest 3, Pico 4, Beyond и Vision Pro, в большинстве устройств была обычная преломляющая оптика, что требовало относительно большого зазора между дисплеями и линзами. Он являлся основной причиной большой толщины старых продуктов, таких как Vive, Rift, Quest первых двух поколений, Valve Index и PlayStation VR (как ни странно, проблема сохранилась в PS VR2, в них линзы Френеля).

Блинные линзы используют поляризацию, чтобы «свернуть» оптический путь, делая его намного короче. Фактически, путь становится настолько коротким, что большую часть оставшегося пространства занимает сама линза.

Чтобы уменьшить очки, инженеры Meta сохранили концепцию блинной оптики — укорачивание оптического пути за счёт поляризации — но заменили изогнутую линзу «тонкой плоской голографической линзой», основываясь на исследованиях, опубликованных в 2020 году. Meta называет результат holocake, объединив слова holography (англ. «голографический») и pancake (англ. «блин»). Голоблин.

Чтобы внести ясность, уточним: компания использует термин «голографический» иначе, чем некоторые другие представители отрасли. Речь о голографии, как в голографической плёнке, а не как в парящих в воздухе трёхмерных изображениях.

По теме: Meta и Кентский университет разработали ЖК-оптику для варифокальных очков

Mirror Lake пока не воплотились, но Meta создала рабочий прототип очков с линзами holocake под названием Holocake 2. Его показали в прошлом году, описав как самые тонкие и лёгкие ВР-очки из созданных компанией.

Линзы holocake имеют важное ограничение. В качестве источника света для них нужны особые лазеры. Светодиодная подсветка не подходит. Майкл Абраш из Meta отметил, что лазеры пока не доступны с той производительностью, размером и ценой, которые необходимы для потребительское реализации. Зато они, по утверждению Meta, сильно расширяют цветовую гамму.

Виртуальная прозрачность

Одной из самых заметных особенностей Apple Vision Pro станет фронтальный дисплей EyeSight, который показывает изображение верхней части вашего лица (или аватара) другим людям. Исследователи Meta проработали эту идею более двух лет назад.

Сотрудники Reality Labs ещё в 2021 году предложили снимать глаза пользователя в трёхмерном формате и в реальном времени транслировать на дисплеи светового поля на фронтальной панели очков.

Дисплеи светового поля в данной концепции необходимы для реалистичного отображения глаз с перспективой. Это помогает создать ощущение того, что вы видите настоящие глаза человека. И это на самом деле так.

Apple смогла транслировать лишь 3D-рендер, который двигается по данным с датчиков очков. Может ли Meta сделать лучше? Mirror Lake гораздо дальше от релиза, чем Vision Pro, сравнивать их некорректно. Компания утверждает, что способна на это прямо сейчас, вот только собрать пару образцов и наладить конвейер — очень разные вещи.

*В России признана экстремистской организацией

Не пропускайте важнейшие новости о дополненной и виртуальной реальность — подписывайтесь на Голографику в Telegram, ВК и Twitter! Поддержите проект на Boosty.

Далее: OpenBCI анонсировала нейроинтерфейс Galea Beta и будущее таких устройств — Galea Unlimited