Эмико Йозука (Emiko Jozuka), Motherboard
Представьте себе командную рубку боевого корабля — но вместо экрана в нём левитирующий 3D-купол. Он отображает всё происходящее под водой и в воздухе, обеспечивая командиров беспрецедентной картиной боя. Всё в этом микрокосме происходит в реальном времени, и именно таким Боб Стоун (Bob Stone) видит будущее военных кампаний.
Размышления Стоуна о будущем тактического наблюдения и проведения боевых действий похожи на бесконечно модернизированную и изящную версию Warhammer, старой настольной военной игры с миниатюрными фэнтезийными полками. И хотя то, о чём он думает, пока не может быть реализовано, с 2013 года он сотрудничает с BAE Systems — британской интернациональной компанией в области обороны, безопасности и аэрокосмической индустрии — над системой смешанной реальности, объединяющей реальный и виртуальный миры.
Целью проекта является создание системы, которая будет оптимизировать ситуационную осведомлённость и процесс принятия военнослужащими решений. Однако открытым остаётся вопрос о том, как сделать это эффективно, безопасно и точно.
Должна ли она быть визуальной? Должна ли она быть похожей на реальный мир? Что произойдёт, если мы включим видео и ленты с новостных каналов и социальных сетей? — спрашивает Стоун. — Пока никто не знает, сколько это — слишком много информации.
Стоун работает над системами виртуальной реальности больше двух десятилетий. Имея квалификацию прикладного психолога, он заинтересован в оценке того, в какой именно информации нуждаются военнослужащие для принятия чётких решений, снижающих количество будущих жертв.
Я жду того дня, когда кто-нибудь произведёт очень большой волюметрический дисплей — ничего подобного ещё нет.
По теме: Six15 представила смарт-очки INFINITY.1 и платформу INFINITY Platform
Одна из последних идей, которая позволит солдатам быстрее адаптироваться к окружающей среде, заключается в «Нательном кокпите» (‘Wearable Cockpit’). Пилоты в шлемах могли бы могли бы настраивать интерфейс своих самолётов через реконфигурируемые виртуальные дисплеи и органы управления, основываясь на личных предпочтениях и целях миссий.
Ещё одна идея — «Портативный командный центр» (‘Portable Command Centre’). По словам Стоуна, пользователь в гарнитуре виртуальной реальности и интерактивных перчатках может контролировать среду смешанной реальности — с виртуальными дисплеями для контроля ландшафта, известий, данных от удалённых БПЛА и командных центров — которые как бы появляются перед глазами.
Пока некоторые из этих идей изучаются, поскольку гарнитуры виртуальной реальности становятся дешевле и менее затратными в производстве, в значительной степени неисследованными остаётся долгосрочные последствия такого влияния на тело и разум человека.
Стоун для примера приводит анкеты служащих вооружённых сил, тестировавших его технологию для того, чтобы оценить, как она может быть улучшена и адаптирована для удовлетворения их потребностей. Он измерял гальванические реакции кожи (эта же технология используется в детекторах лжи), что, по его словам, «определяет, насколько кто-либо может быть напряжён», а также намерен оценить функции мозга с помощью недорогих датчиков мозговых волн.
Поскольку сражения будущего окажутся всё более заполненными автономными транспортными средствами и роботами, а также солдатами в гарнитурах с возможностью видеть сквозь здания, рисовать виртуальные дисплеи, отслеживать новостные и социальные ленты в реальном времени и сражаться удалённо, доступ к точной информации также будет иметь решающее значение в принятии правильных решений.
Сложные технологии смешанной реальности могут оптимизировать ситуационную осведомлённость солдата и передавать ему больше информации. Однако Стоун, напротив, признаёт, что «острым вопросом» остаётся представление неопределённости, которое может препятствовать принятию солдатом взвешенного решения:
Представьте себе беспилотное транспортное средство: оно летает вокруг, и мы теряем его на полчаса, но некоторые передачи всё ещё идут. Как мы можем показать, какая информация является точной?
Возможность информационной деградации без сомнений должна быть принята во внимание.
В то же время Стоун утверждает, что его системы дополненной реальности не были ограничены военной сферой. В настоящий момент он дискутирует с судебно-медицинскими экспертами и хирургами. И пока перспективы 3D-пузыря с микрокосмом военных действий будущего туманны, Стоун взволнован перспективами того, на что способны текущие и стоящие на пороге технологии виртуальной реальности:
После 28-летней работы над VR, наконец, кажется, что приложения находят технологии, и это хорошие вести.
Далее: Лаборатория смешанной реальности Университета Южной Калифорнии