Какими будут повседневные очки дополненной реальности? Когда они станут массовыми? Будет ли это замена смартфонов, или они придут на смену смарт-часам? Стоит ли их вообще сравнивать с сегодняшними гаджетами?
Я постарался ответить на эти вопросы, пользуясь личным опытом и знаниями коллег по отрасли. Если вы найдёте, что уточнить, поправить, возразить или полностью разнести логикой и фактами, жду вашего мнения на editor@holographica.space. Из этого может получиться ещё одна статья.
***
Дополненная реальность, несмотря на развитие в течение десятилетий в стационарных и портативных устройствах, обретает настоящую популярность лишь сегодня. Под настоящей популярностью я подразумеваю не только доступность на миллиардах смартфонов, но и удобство, которое идёт рука об руку с качеством и полезностью.
Именно смартфоны, благодаря скоростному прогрессу из-за большого спроса, стали ступенью к появлению технологии почти у любого человека в зоне вашей видимости. Они переживают уже третью смену вычислительной парадигмы: сначала карманные компьютеры были автономными от Сети (эпоха КПК, когда мобильный интернет был далеко не у всех, и в нём было мало смысла), затем все они вошли в Сеть, а теперь должны стать распределёнными вычислительными узлами единой Сети — то есть, сами станут Сетью.
Это связано с одновременным прогрессом коммуникационных и вычислительных систем, которые позволяют обрабатывать и передавать всё больше информации, задвигая на второй план зависимую от подключения к серверу облачную концепцию.
Это может показаться парадоксом, но одновременное развитие средств передачи данных и вычислений делает личные устройства более самостоятельными. Смартфон становится достаточно «умным», чтобы брать на себя расчёты алгоритмов искусственного интеллекта, серьёзную графику и физику, и испытывает необходимость снижать зависимость работы софта от подключения к интернету, что, как ни странно, стало актуальным вовсе не в регионах со слабой инфраструктурой, а в железобетонных городах с бесконечным отражением и блокированием сигнала.
Да, с подключением к Сети или к другим смартфонам он «умнее», но и без этого должен выполнять функцию личного помощника, к которому можно прийти с размытой просьбой, с потребностью, а не с компьютерной командой.
Какое отношение это имеет к очкам? Прямое, потому что смартфон стал их внешним вычислительным центром и донором их собственных вычислительных систем.
Форм-фактор
Очки дополненной реальности после ранних научных экспериментов заново родились в 2010-х годах как класс устройств, привязанных к стационарным компьютерам (Meta) или автономных (HoloLens). Некоторое место заняли устройства с собственными вычислительными модулями, подключаемыми по кабелю (Magic Leap 1 и некоторые модели Epson Moverio).
Вместе с развитием нейросетевых вычислений и мобильных процессоров к 2021 году очки почти полностью оказались автономными или подключаемыми к смартфонам, потому что внешние модули и ПК, несмотря на положительное влияние на производительность, негативно отражаются на удобстве. Прогресс идёт к автономности и миниатюризации, поскольку, в отличие от ограниченно терпящего эксперименты корпоративного заказчика, обычный потребитель ни секунды не будет носить на голове гаджет весом в несколько сотен граммов, даже если он даёт незаменимые в обычной жизни возможности (а он пока не даёт), а подключение к компьютерам воспринимается позитивно только без проводов. Здесь стоит отметить, что новые беспроводные технологии, такие как Wi-Fi 6, могут вызвать некоторую волну автономно-подключаемых устройств.
Большое влияние на развитие устройств оказывает Qualcomm. Её фокус на микросхемах связи и мобильных SoC дал компании уникальное видение будущего очков и возможность строить его. Она, проиграв битву за поставки серверных чипов в дата-центры и чувствуя ограничения рынка смарт-часов, видит очки как путь к лидерству в новом сегменте чипов для них либо к усилению присутствия в совместимых с очками смартфонах и продажам большего количества процессоров здесь. Оба случая предполагают автономность очков или их подключение к смартфонам и оба могут сосуществовать в одном устройстве на системах XR.
Очки сегодня уже могут вычислять сами, но лучше, если они подключены к смартфону как источнику данных и сотовой связи. Так найден компромисс между вычислительной мощностью, мобильностью и автономностью. Время более «справедливо» делится между очками и смартфоном, не выводя очки из игры раньше допустимого.
Миниатюризация обеспечит нам возможность создания полностью или частично автономных очков, которые будут куда компактнее сегодняшних. Постепенно технология пройдёт границу, до которой полная автономность критично влияет на размеры устройства. А возможности связи позволят без проводов передавать данные между смартфоном и очками, очками и очками, смартфоном и смартфоном, любыми мобильными и стационарными устройствами и дистанционными серверами.
Стивен Лейк (Stephen Lake), генеральный директор North, которую в 2020 году купила Alphabet, говорил, что потребительское наступление очков дополненной реальности начнётся, когда они, в первую очередь, станут хорошими очками. Это не должны быть гаджеты, по которым, как по Glass, будет понятно, что сейчас вас будут снимать на камеру, или, как с HoloLens, что вы заблудились и сейчас вернётесь в тот промышленный ангар.
По той же причине для потребительского устройства придётся отказаться от конструкций, которые показывают пользователю изображения с камер. На это способны очки виртуальной реальности с камерами для трекинга или универсальные гаджеты, вроде Lynx R-1. Благодаря тому, что подобные устройства могут блокировать внешний свет, имеют яркие дисплеи и, фактически, встраивают контент в видеопоток, у них получается более качественная, ествественная, насыщенная картинка. Но они закрывают человека от реальности, мешают обзору и вряд ли потягаются с очками на прозрачной оптике в габаритах. Хотя для профессиональных задач их преимущества очевидны.
В этих рассуждениях можно зайти очень далеко, поэтому ограничусь тезисом: смарт-очки в течение десятилетия окажутся размером с обычные очки и поначалу, до достаточной миниатюризации и оптимизации энергопотребления SoC, будут соединяться со смартфонами, как сегодня смарт-часы. Далее эта функция может сохраниться или уступить место полной автономности. Если отойти от технических деталей, они должны стать модными. Этот вызов сопряжён с отточенной работой софта и понятными сценариями использования, в которых без очков никуда.
Так очки, в конце концов, смогут не заменить, но встать в один ряд со смартфонами. Сам их форм-фактор, удобный не всем, в течение одного-двух десятилетий не позволит им полностью заменить смартфоны. Более долгосрочные прогнозы носят излишне спекулятивный характер.
Итак, очки:
- будут компактными;
- будут прозрачными;
- будут автономными;
- заменят скорее смарт-часы, чем смартфоны.
Интерфейс
Сегодня в интернете и устройствах нам то и дело встречаются модальные интерфейсы. Этот термин означает, что мы не можем работать с другими частями интерфейса, пока не уберём рекламу, не закроем или свернём приложение и так далее. Показательной попыткой ухода от модальности мне представляется многозадачность в современных смартфонах: вы можете перейти из приложения в приложение, не потеряв данные в обоих.
Это сильно завязано на вычислительных возможностях. Трудно держать активными в памяти десять-двадцать приложений, чтобы человек не чувствовал барьеров при переходе. Но нужно. И особенно нужно в очках, в которых всё перед глазами. Любая невозможность быстро деактивировать что-то без потерь, любое ограничение путешествия по интерфейсу здесь воспринимаются намного болезненнее.
В качестве примера приведу универсальное меню очков виртуальной реальности Oculus. Вызвать его можно из любого приложения. Этот виджет является ещё одним шагом к отказу от модальности. В очках дополненной реальности это критичный момент. Вероятно, его обойдут множеством способов: постоянным прослушиванием голосовых команд, универсальными меню и перманентным контекстуальным поиском, который будет готов представить результаты в любой момент.
Исследователи Facebook прогнозируют, что интерфейс очков дополненной реальности должен быть проактивным, а не реактивным. Он должен предсказывать потребности, а не отвечать на высказанные, по крайней мере, в большинстве случаев. Это связано с проблемой ввода. Мы привыкли к тому, что смартфон работает лишь тогда, когда нужен; он полностью зависит от пользователя и спроектирован так, чтобы получать такие запросы, в основном, текстом.
Текстовый ввод в очках возможен, но неудобен. Кое-что могут сделать нейроинтерфейсы и трекинг направления взгляда (и это будет прекрасный способ осуществить ввод без свидетелей), но самым перспективным в данный момент способом взаимодействия с интерфейсом очков является голос.
Вы будете задавать вопросы, а очки будут отвечать на них синтезатором человеческой речи, графикой на дисплеях — да хоть постукиванием вибромотора. И это, в принципе, работает и сейчас.
Прогресс же движется более изощрённым путём. Интерфейс очков, как выражаются в Facebook, должен «превращать намерение [пользователя] в действие [устройства]», предсказывать наши интересы и отвечать на них. В тот же момент устройства (то есть, рекламные алгоритмы Facebook и других аналогичных компаний) начнут управлять нашими интересами, направлять их через рекламу и подбор «правильной» информации. Сейчас то же самое происходит в социальных сетях, на смартфонах, но смартфон не находится постоянно в области нашего внимания, поэтому управляет жизнью только в моменты непосредственного контакта пользователя и интерфейса. Тенденции в разработке очков ведут к тому, что этот гаджет будет на нас весь день (а ночью соберёт данные о нас с других датчиков вокруг). Но это уже совсем другая история.
Интерфейс должен быть социально приемлемым, то есть безопасным, конфиденциальным, ненавязчивым, простым в освоении и использовании, удобным / пригодным для ношения в течение всего дня, лёгким и надёжным.
В лучших традициях американской развлекательной мультипликации, на одном плече пользователя расположится ангел, а на другом демон; один будет соблазнять и разрушать, второй — информировать, делать умнее. И оба будут постоянно влиять на ваши решения. Впрочем, как всё вокруг.
Но в таком повседневном интерфейсе есть важный момент, которому я затрудняюсь дать оценку: цифровой мир станет более явной частью мира «физического». Посмотрите на историю вокруг криптовалютного токена NFT: цифровые и физические объекты продаются в виде цифровых прав на них посредством перевода криптовалюты, не обеспеченной привычными ценностями, такими как золото или другие полезные ископаемые. Это полностью цифровые взаимоотношения с цифровыми объектами, но деньги в них настоящие, потому что за них можно купить реальные товары.
Продать криптовалюту за рубли или доллары сегодня в пару кликов может даже ребёнок. Не это ли наиболее красноречиво отражает захват части нашей реальности цифрой? И даже не это! Мы давно живём в мире цифрового документооборота, который для человечества в целом в миллиард раз важнее бумажного. Вот настоящий аргумент для тех, кто отрицает «цифру» и любые другие технологии — поздно их отрицать. Когда вы их замечаете, они уже закрепились в жизнях миллионов людей.
Очки, которые можно носить весь день, требуют новых способов взаимодействия с электроникой, потому что должны работать в любой ситуации, с которой сталкивается пользователь, не ожидая команд. Они становятся шагом к аугментации человека: соединению электроники с биологическим организмом. Это просто следствие прогресса, для которого нормально дарить нам искусственные органы и части тела.
Уже давно на пути аугменатции появились люди, которые весь день работают за простыми компьютерами. Со смартфоном стало нормально в секунду найти нужную информацию в интернете. С очками будет нормально обнаруживать нужную информацию уже найденной и ожидающей вашего внимания. Этому помогут десятки датчиков в очках, смартфонах и внешних устройствах, а также нейросети, которым предстоит интерпретировать все данные и упаковывать в доступный пользователю формат.
Это будет адаптивный интерфейс с зачатками искусственного интеллекта, который будет предлагать варианты действий и знания на основе вашего физического и информационного контекста — и, разумеется, персонального опыта.
Очки не будут записывать всю вашу жизнь в привычном понимании. Никто не станет хранить на своих серверах видеозаписи со всех устройств всех пользователей. Для этого не хватит никаких ЦОДов. Вместо этого очки будут самостоятельно, своими силами анализировать сырые данные датчиков, включая камеры, чтобы передавать на дистанционные серверы метаданные для дальнейшего анализа и интерпретации — например, для рекламы.
Майкл Абраш (Michael Abrash), главный научный сотрудник Oculus, добавляет: цель его компании в том, чтобы оставить пользователю полный контроль над происходящим. Вопросом для меня остаётся то, насколько это соответствует финансовым целям корпораций, целью которых является контроль потребления.
Достижением невероятного значения станут интерфейсы, которые не будут вмешиваться в жизнь человека, когда это не нужно, и вообще не будут мешать взаимодействию с реальным миром. Это бесконечная битва грамотных дизайнеров с маркетологами, которые дерутся за наше внимание. Началась она не вчера.
Интерфейсы:
- уйдут от модальности;
- будут минимально навязчивыми;
- будут предсказывать действия пользователя;
- будут естественнее, проще в освоении различными группами людей.
Ввод
Очки должны понимать человека в любой ситуации: в офисе, дома, в автомобиле, в лесной чаще, на шумной фабрике. Это значит, что они будут слушать нас, смотреть на нас, следить за нашей биометрией. Но для эффективного взаимодействия может быть недостаточно датчиков, встроенных в них и в сопряжённые смартфоны. Поэтому в компаниях исследуют электромиографию — точное считывание электрических импульсов в теле, например, от спинного мозга к пальцам руки. Точность таких датчиков уже сейчас позволяет фиксировать движения всего на миллиметр. То, что в 2021 году у вашего соседа по поезду метро вы принимаете за нервный тик, в 2031 году может быть управлением очками. Но ЭМГ может пойти дальше и считывать намерения совершить действие. Параллельно такие датчики помогут в диагностике и терапии расстройств центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата.
Для ЭМГ нужен лишь датчик на запястье размером с часы. Простой браслет или часть смарт-часов. Но, что касается разных Apple Watch, повседневные очки со временем отберут у них значительную долю рынка. Возможности очков потенциально намного шире, но некоторые покупатели будут привержены старому форм-фактору, как бывает всегда. Для рынка это вопрос постепенной смены процентного соотношения популярности, которая закончится победой нового над старым или изменением старого до неузнаваемости.
Любопытной ветвью интерфейсов для очков могут стать перчатки, а также детекторы прикосновений к собственному телу и другим объектам. Перчатки могут не просто полностью считывать движения руки, но и давать физическую отдачу, столь важную при взаимодействии с невесомыми цифровыми объектами.
Детекторами прикосновений могут стать даже гибкие наклейки, способные распознавать электромагнитное взаимодействие или физический контакт. Они превратят в интерфейс любую поверхность, включая вашу коленку или ладонь, и дадут физическую отдачу, питаясь вырабатываемой телом энергией. Как сделать их удобными для постоянного ношения? Не стоит ли встраивать микродатчики прямо в пальцы? Можно ли обойтись кольцами? Здесь пока больше вопросов, чем ответов. Но если ответы у вас есть, свяжитесь со мной по редакционной почте.
Нейроинтерфейсы тоже могут занять свою нишу. Но большое количество датчиков для правильной работы пока означает, что вместо очков будут шапки.
Вскользь стоит упомянуть и распознавание движений рук и пальцев камерами очков. Эта технология не будущего, а настоящего. Она, несмотря на очевидные огрехи, вроде детектирования чужих рук и ошибок слежения, неплохо работает в HoloLens и Quest 2. Во взаимодействии с объектами реального мира её трудно переоценить, но уже поздно говорить о ней как о чём-то футуристичном.
Преимуществом является использование тех же камер, которые в любом случае будут в устройстве для слежения за окружением и распознавания ещё тысяч вещей, таких как тексты и достопримечательности. Использовать имеющиеся мощности стоит по-максимуму.
Я уже упоминал голосовой ввод и то, что он удобен не всегда. Он вряд ли станет основным способом управления очками хотя бы потому, что придётся говорить вслух (представьте себе это в общественном транспорте), и потому, что нажать кнопку быстрее, чем говорить.
Как мы будет управлять очками:
- с помощью незаметных движений рук или даже намерений сделать такие движения;
- с помощью трекинга рук камерами;
- немногим понадобится нейрокомпьютерные интерфейсы;
- будут и другие способы, потому что каждый имеет преимущества в своей ситуации;
- очки будут скорее говорить, чем слушать, потому что иначе скопление людей превратится в аудиохаос.
Дисплеи, оптика и звук
Для качественного контента дополненной реальности очкам с прозрачной оптикой нужна технология передачи стереоскопического изображения, иначе они не смогут качественно накладывать графику и показывать трёхмерные цифровые объекты. Здесь перед разработчиками возникает обычный конфликт сигналов вергенции и аккомодации.
Конфликт вергенции-аккомодации заставляет мозг зрителя неестественно адаптироваться к конфликтующим сигналам и увеличивает время слияния бинокулярных изображений, снижая при этом точность слияния. Объекты находятся на дисплее, хотя очки пытаются показать их на ином расстоянии перед вами, из-за чего мозг получает один сигнал, глаза получают другой, и зрительная система перенапрягается, стараясь сфокусироваться на объекте на дисплее как на объекте за ним. Немного подробнее об этом и о методах решения проблемы можно почитать здесь.
Исследователи разных компаний исповедуют разные подходы к тому, чтобы решить эту задачу. Они стараются реализовать варифокальность (динамическую смену фокусного расстояния) с помощью механических систем, двигающих линзы, с помощью оптики изменяемой формы и с жидким наполнителем, с помощью мультифокальной оптики с несколькими плоскостями фокусировки и так далее. Иной подход — это дисплеи светового поля, которые могут настолько естественно встраивать цифровые объекты в реальный мир, что конфликт просто уходит с повестки. Необходимы яркие источники изображения в высоком разрешении, так называемые дисплейные драйверы.
Всему этому пока не хватает массовости и миниатюризации.
Я не являюсь специалистом в данной области и не могу погружаться в глубокие рассуждения о перспективах различных технологий, поэтому самых пытливых приглашаю познакомиться с метаисследованием Грегори Крамида (Gregory Kramida) из Университета Мэриленда.
Правильная интеграция правильных дисплеев в линзы меркнет на фоне другой проблемы. У людей индивидуальные параметры зрительного аппарата. Для производства обычных очков в салоне оптики измеряют необходимую диоптрийную силу для каждого глаза, формы роговиц, межзрачковое расстояние и другие вещи, включая веер заболеваний. Затем не помешает подобрать оправу, ведь одна сидит слишком плотно, другая падает с головы, в третьей помещаются слишком маленькие линзы, в четвёртой — слишком большие, а пятая просто некрасивая. Производство индивидуально. Представляете, сколько будет стоить индивидуальное производство линз с дисплеями? И это при условии некоторой модульности, когда отдельно подбираются линзы, под низ оправа, а в магазинах электроники стоят консультанты-оптики.
Один подход — модульность, помноженная на широкий выбор. Второй — поиск универсальной технологии, которая будет подстраиваться под любого пользователя. Это некая оптика с изменяемыми свойствами, которая будет подчиняться окулографическим сканерам в оправе. До этого очень-очень далеко.
Система отображения в повседневных ДР-очках должна:
- быть прозрачной;
- быть лёгкой
- быть относительно недорогой;
- показывать стереоскопическое изображение;
- не перенапрягать зрение.
Мало кто вспоминает, что очки можно использовать и как очень умные наушники с камерами, которые с помощью пространственного звука могут обеспечить реалистичность цифровым объектам, а также помогать слабовидящим и слепым ориентироваться в пространстве. Если они окажутся способны выборочно усиливать или дополнять звуковую картину мира, это тоже будет дополненная реальность.
Звуковая система должна:
- передавать пространственное звучание так, чтобы по дополненному звуку можно было ориентироваться, как в жизни;
- сама должна прекрасно ориентироваться в пространстве.
Преимущество точки зрения
Чем очки принципиально отличаются от смартфонов в контексте восприятия окружения? Они видят, слышат и чувствуют мир с точки зрения пользователя, пока смартфон лежит в кармане, а часы, слепые, болтаются на запястье.
Очки дополненной реальности являются первым компьютером, который воспринимает мир с нашей позиции. Хотя этот вывод — результат большого допущения, согласно которому восприятие компьютера похоже на наше. Обольщаться по этому поводу не стоит: оно намного, намного разнообразнее, быстрее и точнее, но компьютер глупее, когда дело касается интерпретации.
Очки, с одной стороны, дополнят наши органы чувств, а с другой, наш инструментарий познания, в который уже вошёл интернет со всеми его подвидами и подсистемами. Очки будут расширенным интерфейсом к миру, который сможет предоставлять более релевантные данные по мере расширения доступа к информации и обучения нейросетей, в том числе для персонализированной выдачи. И для этого операционные системы будут активно задавать вам вопросы.
С новым устройством каждого бренда поначалу придётся вести себя, как с ребёнком, который смотрит в окно автомобиля — объяснять всё подряд. Зато следующее устройство в той же экосистеме получит не только ваши контакты и закладки в браузере, но всё персонализированное отношение к вам. И для его изменения придётся не просто вводить данные, но и менять своё поведение, меняться самому.
Покажи мне свой ИИ, и я скажу, кто ты.
Очки должны:
- оставаться очками, потому что это отличная точка зрения для личного компьютера;
- собирать данные с тысяч датчиков, разбросанных по миру, включая весь спектр IoT.
Когда
Мы говорим о появлени в продаже миниатюрных очков дополненной реальности, способных выводить трёхмерную графику, понимать трёхмерный мир, слушать нас и учиться, причём так, чтобы мы не отвлекались от реального мира, а ещё сильнее погружались в него.
Такие компании, как Apple и Facebook, закладывают на это примерно десятилетие. Планы подвержены корректировке, но они реальны и не раз озвучены исследователями. Проблемой являются не только миниатюризация чипов с повсеместной связью 5G, новыми батареями и суперэффективными датчиками.
В настоящий момент ни у одной компании в мире нет алгоритмов искусственного интеллекта, которые были бы настолько «умны», чтобы взять на себя весь комплекс описанных потребностей. Учить их будут годами с использованием всех возможных средств. Но люди добровольно выкладывают данные, включая видео, звукозаписи и тексты, в Сеть, а также сохраняют их на устройствах, которые, не отправляя файлы в ЦОДы напрямую, анализируют их и делятся с альма матер метаданными.
Чтобы люди массово приняли новый продукт, его должна предложить компания с хорошей репутацией, большим опытом в отрасли и уже готовой базой программного обеспечения дополненной реальности. Стартапы могут сказать своё слово, и будет прекрасно, если рынок породит молодую компанию с прорывным продуктом, который поддержат инвесторы и закажут пользователи по всему миру. Но есть вероятность, что необходимый ресурс для большого скачка есть только у пары компаний в мире.
Первая — это Alphabet с её колоссальной базой приложений дополненной реальности на Android и захватом нынешнего неокрепшего рынка смарт-очков этой операционной системой. Но Alphabet не зарабатывает на устройствах. Они для неё — просто тестовые стенды лицензируемых технологий и новых сервисов.
Вторая — Apple. Спасибо годам работы с ARKit. Вот только появится её продукт нескоро.
Известный инсайдер и аналитик Минг-Чи Куо (Ming-Chi Kuo) из компании «TF International Securities» утверждает, что даже от Apple с её ресурсами ждать очков стоит «не раньше 2025 года», поскольку утверждённого прототипа не существует в природе, а необходимые для него технологии остаются в лабораториях. К слову, контактные линзы дополненной реальности от Apple Куо предлагает встречать в 30-х годах 21 века. То есть, грубо говоря, через десять-двадцать лет — на заметку всем инвестирующим в такие технологии.
Для остальных анонс очков Apple станет маяком.
Мэтт Марголис (Matt Margolis), директор по развитию бизнеса и стратегическим взаимоотношениям Vuzix, пару лет назад описал такую математику: iOS занимает около 15% мирового рынка, поэтому, в случае выпуска очков от Apple, остальные 85% точно крепко задумаются (или уже задумались) о выпуске собственных аналогов.
Стивен Лейк из North не противоречит коллеге, но вспоминает появление Tesla. Это новый автопроизводитель, стартап, который успел занять место на раннем рынке электромобилей, пока другие со скрипом переориентировали бизнес. Подарит ли нам рынок дополненной реальности кейс, аналогичный Tesla? Возможность сохраняется.
В течение десятилетия прогресс в нейронных сетях даст нам совершенно новый опыт взаимодействия с компьютерами. И вы поймёте, что не зря разговаривали с колонками, состаривали и меняли свой облик в мобильных приложениях и нажимали кнопку «Согласен» в пользовательских соглашениях всех своих гаджетов и сервисов.
На свет выплывут новые правовые вопросы. Мир будет умнеть, ускоряться, становиться ярче и доступнее, идя по кромке тотального информационного контроля. Но некоторые из нас будут узнавать об этом уже через призмы своих очков, линз и нейроимплантов.
Резюме
Сопоставимые по размерам с обычными и подключаемые к смартфонам, прозрачные очки с хорошим ИИ-помощником, длительным временем автономной работы, реалистичным стереоскопическим изображением и пространственным звуком, экосистемой приложений и широким взаимодействием с IoT появятся в течение 10 лет. Возможно, некоторые функции они смогут выполнять автономно.
Это устройство, подобно смартфону, станет продолжением сознания пользователя в Сети. Оно не будет доставать вас лишними уведомлениями и не перегрузит обилием визуальной информации — для разработчиков очков это табу. Магазины приложений примут соответствующие правила. Но это будут правила корпораций, владеющих платформами и маркетплейсами, а законодательства многих стран за ними не успеют, что укрепит влияние корпораций на людей и фактическое положение дел во многих общественных вопросах.
Сам форм-фактор очков ограничивает их проникновение в массы до тех пор, пока инженеры не решат вопросы миниатюризации, интерфейсов, связи и энергоэффективности. Поэтому опасаться массовых уродливых гаджетов из антиутопий не стоит — их появление невозможно, поскольку не породит спрос.
Первый же повседневный гаджет, который сможет соответствовать требованиям потребителя к комфорту и принесёт пользу в обычной жизни, станет сверхпопулярным. Это связано с тем, что дополненная реальность как новых способ потребления (и даже создания) контента предлагает радикально улучшенные возможности, такие как использование вирутальных окон; конфиденциальность отображаемой информации — её видит только пользователь и тот, кому он это разрешит; «голографическое» общение; игровые арены, реклама, витрины, которые не занимают место, но могут иметь к нему отношение; колоссальные возможности по обучению по 3D-моделям и целым виртуальным пространствам; новые типы рабочего взаимодействия, от офиса до полевого инженерного проектирования, контроля качества и так далее.
Очки дополненной реальности изменят принцип взаимодействия с информацией и встанут в один ряд с технологиями ИИ-помощников и виртуальной реальности. В обозначенный десятилетний срок человечество, вероятно, по-настощему перейдёт от двухмерного восприятия информации к трёхмерному. Многие текстовые описания дополнятся более реалистичными 3D-моделями. Выдачу Google к этому уже готовят.
Интересно представить, в какую сторону всё это повернёт производство контента и ещё миллион вещей. Но об этом — в других статьях. Спасибо за внимание!
Бонус
Всё вышесказанное было моими выводами, сделанными на основе личного опыта, анализа исследований, новостей и мнений.
Я также, не показывая этут статью для чистоты эксперимента, обратился к уважаемым мной специалистам российской отрасли дополненной и виртуальной реальности с одним единственным вопросом: «Какими будут очки дополненной реальности через десять лет?» И получил следующие ответы.
Алексей Каленчук, директор по разработке фонда «Сколково»:
На таком горизонте прогнозирования я бы взял революционный подход и эволюционный. Революционный: через 10 лет будут не очки, а нейронтерфейсы. Визуальный канал, визуальная информация (а может, и тактильная, и ещё какая-нибудь) просто будет прилетать нам сразу в мозг, минуя глаза — и да, это будут первые шаги к сингулярности. А если путь останется эволюционным, фундаментальным достижением, как мне кажется, будет возможность полностью заменить все традиционные экраны такими очками.
Углы зрения, разрешения, варифокальность, время автономной работы, беспроводные интерфейсы — всё нужно только для того, чтобы традиционные экраны канули в лету. Очки можно будет носить всё время бодрствования, а если повезёт, то даже не очки, а линзы или… импланты в глаза (вот говорю это, а в глазные импланты сам пока не верю). А за этим конечно, подтянется всё остальное — и UX/UI, и способы нативно размещать информацию в объёмном мире, и триллионы виртуальных объектов и слоёв, которые интеллектуальным способом будут показаны пользователю.
Денис Рогов, основатель и владелец Portal VR:
Рано или поздно VR- и AR-очки станут чем-то единым, и пользователь одним кликом будет их адаптировать под свои задачи. Также я считаю полноценную AR невозможной без полноценного голосового управления и, в долгосрочной перспективе, интеграции с нейроинтерфейсами. Многие коллеги говорят о том, что AR-очки способны заменить смартфоны, но, на мой взгляд, это только смелые мечты, которые могут стать скорее исключением, чем массовым трендом. Достаточно посмотреть, кто вступил в AR-гонку, чтобы понять: эти компании очень много зарабатывают на производстве смартфонов, чтобы пилить сук, на котором сидят, и в ближайшие десятилетия AR-очки будут аксессуаром, расширяющим функциональность смартфона и дополняющим его, как хорошие наушники, но только в визуальном плане.
Андрей Ивашенцев, региональный директор Microsoft, основатель конференции «MIXR»:
В целом, если смотреть на скорость изменения рынка, то 10 лет — это всё ещё слишком короткий промежуток для планирования, каким бы он ни казался нам большим.
Если мы посмотрим на проблемы индустрии, стоявшие перед нами 10 лет назад, мы увидим, что ситуация не сильно изменилась: производительность и энергопотребление мобильных устройств не выросли на порядок, как, впрочем, и ёмкость, и размеры элементов питания. Это значит, что ультралёгкие автономные AR-очки или даже AR-линзы остаются на уровне фантазий и презентаций для инвесторов, как бы нам ни хотелось обратного.
Если же смотреть на актуальные форм-факторы устройств и их популярность, то крайне вероятен сценарий, когда AR-очки станут устройством-компаньоном для производительного смартфона, так как переплачивать за вычислительную мощность потребителю будет не нужно.
Следовательно, можно проследить за эволюцией смарт-часов и тем, как менялся подход к их использованию, на примере Apple Watch. Сначала часы казались универсальной платформой, под которую некоторые даже писали небольшие игры, а сейчас основной фокус сместился на здоровье, помощь пожилым людям и другие социально значимые вещи. За несколько жизненных циклов устройствами были выявлены наиболее эффективные мотиваторы для покупки, и Apple сфокусировалась на них.
На сегодняшний день очень сложно ответить на вопрос «Зачем потребителю AR-очки?», так как действительно интересного контента, ради которого нужно срочно бежать и покупать их, пока никто не придумал.
В общем, через 10 лет мы рискуем оказаться примерно там же, где и сегодня. Только устройства на наших головах будут немного компактнее, изящнее, а жить от батарейки они будут на несколько часов дольше. Работать они, скорее всего, будут со смартфоном, а если повезёт, то соединяться они будут не проводом а бесповодным способом.
Осталось только понять, что с ними делать. =)
Владислав Мурленко, Product Owner XR, Росатом:
Не уверен, что это будут именно очки, но точно могу сказать, что устройство будет однозначно hands free, чтобы не отвлекать пользователя от повседневной деятельности на дополнительный гаджет.
Многое будет зависит от развития технологий и материалов, так как мы давно видим, что такой аксессуар, как очки, уже давно никак не меняется — разве что в эстетическом плане. И многие люди предпочитают очкам линзы (для зрения) или же бейсболки (от солнца), поэтому однозначно сказать, что именно очки придутся всем по вкусу, нельзя.
Возможно это будет отдельное устройство, которое крепится на голове и передаёт изображение пользователю в глаза. Или это будут линзы со всем необходимым программным обеспечением.
В любом случае, следующий этап развития hands free AR мы увидим в связке со смартфоном, который есть у каждого в кармане. А устройства будут прощупывать потребителя, как это было когда-то со смарт-часами, непременно найдут свой форм-фактор и закрепятся на рынке.
Андрей Дробитько, генеральный директор SketchAR:
Как выяснилось, десяти лет недостаточно чтобы создать лёгкие и функциональные очки допреальности, но в идеале это должно быть устройство, которое заменит смартфон по части отображения любого контента, который мы имеем сейчас. Должны быть корректная работа с пространством, понимание фокусного расстояния, включая периферийное зрение, хорошая скорость отображения контента высокого разрешения и множество других аспектов.
Я, как и многие, расцениваю AR/MR-очки как следующий виток эволюции устройств, а точнее, пользовательского опыта. Интерфейс перестаёт быть плоским и, выходя из смартфона, начинает окружать нас. Вместе с интерфейсом развивается и понимание, как мы можем оптимизировать наши действия с учётом того, что дополненная реальность наделяет нас суперсилами видеть сквозь стены или предвидеть будущее, как в случае со SketchAR, когда мы показываем, куда вести линию и как она будет выглядеть через мгновение.
Не очень верю в управление AR-контентом руками, так как люди ленивы и не смогут долго махать руками. Максимум — управление пальцами и кистями рук, что привычней. Поэтому для очков система управления — такой же важный компонент, как и отображение контента.
Денис Захаркин, генеральный директор VR Concept:
У технологии смешанной реальности (mixed reality, MR) большие перспективы на массовом рынке благодаря тому, что она даёт человеку более естественные ощущения, предоставляя ему возможность получить опыт взаимодействия с виртуальными объектами, оставаясь в реальном мире и видя окружающий мир. Человеку требуется меньше времени для адаптации к этому, освоение технологии происходит значительно проще и быстрее, чем с технологией виртуальной реальности, это справедливо для любого поколения пользователей.
При этом, технология не то что себя полностью не раскрыла — можно сказать, что она ещё не существует, так как нет доступных очков и шлемов смешанной реальности. Есть только возможность получить опыт дополненной реальности с помощью смартфона, что не даёт того эффекта погружения, который могут давать очки MR.
Сейчас уже есть подобные устройства, но их технические характеристики, такие как угол обзора и стоимость, пока мешают не только их массовому распространению, но и внедрению в бизнес. Над технологией работает большое количество компаний, и уже есть наработки создания линз, но и там есть свои технические сложности.
В ближайшие пять лет я ожидаю выхода на рынок дорогих, но, всё же, технически более качественных устройств, которые подстегнут развитие, сподвигнут разработчиков активнее создавать под них контент и приложения, полезные в быту.
На горизонте десяти лет должны появиться уже доступные по цене и, при этом, качественные очки MR, которые смогут стать привычным аксессуаром, наподобие привычных нам электронных часов. Ими будет пользоваться достаточное количество людей в быту, на работе, для общения и развлечений. Качество изображения в них будет сопоставимо с голограммами, которые мы уже привыкли видеть в фантастических фильмах. Форм-фактор будет близок обычным солнечным очкам. Работать они будут через подключение к смартфону без провода и, скорее всего, лидеры этого рынка будут главными вендорами таких очков.
Наиболее вероятно, к этому времени такие очки смогут работать в двух режимах: переключаться между смешанной и виртуальной реальностью, изменяя прозрачность очков и используя дополнительный аксессуар, блокирующий проникновения света в пространство между оправой и лицом для возможности погрузиться в виртуальное пространство.
Я считаю, что технологии виртуальной и смешанной реальности, с точки зрения устройства, должны быть реализованы в одном устройстве, давая широкие возможности для большого количества пользователей.
Не пропускайте важнейшие новости о дополненной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в Telegram, ВК, Twitter и Facebook!
Далее: Microsoft Mesh: на что рассчитывать разработчикам