В статье «Повседневные очки дополненной реальности: какими они будут и когда появятся на свет» с обзором будущего в зарождающемся сегменте потребительской электроники мы призвали вступить с нами в диалог по поводу высказанных идей и перспектив рынка. На просьбу откликнулся Рэй Латыпов, сооснователь и технический директор VirtuSphere.
Он начал изучение виртуальной реальности, по его собственным словам в интервью Motherboard (теперь это сайт Vice) от 2009 года, в 1993 году, когда из России приехал в США и провёл неделю, погрузившись в материалы по ВР в Публичной библиотеке Нью-Йорка.
Журнал «Наука и Жизнь» рассказывает, что основатели VirtuSphere братья Латыповы ещё в 1995 году получили патент от USPTO на «Способ погружения пользователя в виртуальную реальность и устройство для его реализации» (US5846134).
Инженеры Виртусферы закладывали основы виртуальной реальности, которую мы знаем сейчас, и внимательно следят за тем, куда движется иммерсивный рынок. Поэтому письмо Рэя в редакцию Голографики мы приводим полностью, желая передать мнение от автора к читателю без искажений.
***
Спасибо Вам за анализ и обзор по AR-очкам.
Это замечательный обзор в драматический момент становления технологии. Надо только от перечисленного, как Микеланджело, отсечь лишнее… Рынок и время, конечно, это сделают, но, вероятно, с потерями и множественными итерациями. И всё равно техническая комбинаторика — даже у провидцев не самое главное.
Визионеры приложений и новых интерфейсов AR смогли бы как-то помочь с угадыванием правильного тренда в решениях «железных» вопросов. У меня 25-летний опыт в областях VR и AR, и как практик я бы выбирал из описанных вариантов не идеальный вариант на все времена, а опираясь на искусство сочетания возможного, бюджета и временных рамок.
Вы, возможно, слышали о нас по Виртусфере. Мне кажется, что мы случайно заглянули вперёд в AR с заявкой и полученными патентами 1998 года US6909451 и RU02157054. Это было сделано слишком рано… Считаю нас одними из пионеров AR, так как мы предвосхитили интерактивное взаимодействие пользователя с объектами в дополненной реальности и описали реальные на тот момент решения для AR. Термин «дополненная реальность» нам тогда был незнаком.
В соответсвии с Вашей просьбой отозваться на Ваш обзор, привожу ниже некоторые свои соображения, но не прогнозы.
Не стоит акцентировать внимание на том, что очки — это дополнение к смартфону. Это чаще всего упоминается у Вас и у большинства экспертов. Наверное, так и будет. Но очки с хорошей связью типа 5G, Wi-Fi 6 надо опирать на СЕТЬ. А что будет среди распределённых вычислителей главным, не так важно (там и смартфон, там и компьютер, там и сетевые вычисления на сервере). Вышел на улицу — опираешься на смартфон и вычисления на серверах, пришёл домой — незаметно и прозрачно подключился к компьютеру. То есть, очки — это самостоятельная платформа, они будут опираться на всё, что доступно вокруг.
Зачем AR-очки пользователю? Это будет его основной интерфейс, который оставляет возможность видеть реальный мир, но может позволить взаимодействовать и со сгенерированным. И, самое главное, обеспечивает возможность взаимодействия и совмещения реального и сгенерированного мира, то есть, по опрелелению — дополненную реальность. «Россия будет прирастать Сибирью…» — и, по аналогии, можно говорить о том, что наш реальный мир, благодаря очкам, будет прирастать сгенерированным и встроенными в реальный мир объектами и функциями.
Так вот, AR-очки — это не окно в новый дополненный мир, а дверь в расширенный мир, так как мы в него входим, погружаемся. Окно предполагает, что вы остаётесь здесь, а новый мир — там. АR-очки должны заимствовать термин VR-очков и будут погружать в новый, обновленный и дополненный мир. Именно это делает AR «the Next Big Thing» — AR как платформа изменит мир (ПК и смартфоны были такими платформами). И этот мир уже не будет прежним… Наверное, в будущем надеть AR-очки будет, как сегодня надеть «розовые очки». Настолько много полезного и интересного будет с ними.
Другим важным достижением дополненной реальности и AR-очков будет новый интерфейс взаимодействия со старым и дополненным миром. Это самостоятельная ценность, умножающая наши возможности.
Самым главным умением AR-очков с ИИ станет умение быть совершенно незаметными для пользователя и ненавязчивыми. То есть, они научатся не вмешиваться в жизнь пользователя без необходимости. Конечно очки и их интерфейс должны учиться быть ненавязчивым и подстраиваться и/или настраиваться пользователем. Спасибо, если очки предупредят и вмешаются в случае распознавания опасности вокруг или по данным мониторинга организма. А чаще они должны ждать команды типа «ОК, Гугл», например, в виде частого моргания или при взгляде на пробуждающееся меню. Если AR-очки будут раздражать, как навязчивая реклама, то будут раздавлены или оставлены пылиться на полке.
Вы упоминали Facebook в начале обзора, но в резюме привели только Apple и Google как вероятных лидеров AR. Я бы не сбрасывал со счетов Facebook, так как они набрали мощную команду для VR и неплохо продвинулись в «пост-палмеровское» время. VR и AR — близкие родственники, и у команды Facebook есть шансы выбиться в лидеры по AR с их наработками и практическим опытом. Кстати, отсутсвие этого опыта у Apple может дать непредвзятый подход, а может сыграть злую шутку, как в слухах об их электромобиле.
Да, еще есть Китай, разработчики которого из последних могут стать первыми, потому что уже стоят на плечах гигантов и ещё, вероятно, получат волевую поддержку государства.
Это эмоциональные мысли вслух о том, что не одно железо будет определять реальную траекторию развития AR. Хотя Вы правы: именно оно чуть отстаёт, отодвигая превращение дополненной реальности в «Следующую большую вещь».
Не пропускайте важнейшие новости о дополненной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в Telegram, ВК, Twitter и Facebook!
Далее: Колизей 3000: как подружить настольную игру и дополненную реальность