ВР-игры отрывают нас от реальности и самих себя сильнее, чем обычные

566

Новая научная работа проливает свет на то, как виртуальная реальность может влиять на чувство реальности у человека. Фундаментом послужили данные о том, что использование технологии может вызывать чувство отчуждения по отношению к самому себе и чувство оторванности от реальности — явления, известные как деперсонализация и дереализация соответственно. 

Поскольку виртуальная реальность явно влияет на восприятие реальности людьми, по крайней мере, во время её непосредственного воздействия, учёные Департамента психиатрии и психотерапии немецкого Боннского университета задались вопросом о том, как она действует после ВР-сеансов. 

После непродолжительного поиска в интернете мы нашли несколько сообщений на форуме, в которых ВР-геймеры жалуются на различные диссоциативные симптомы и отчуждение, которые они приписывают своему потреблению виртуальной реальности, — объясняет автор работы Никлас Браун (Niclas Braun), руководитель исследовательской группы по терапии виртуальной реальности и медицинским технологиям в Боннском университете. — Это побудило нас провести исследование, чтобы выяснить, действительно ли виртуальная реальность может вызывать такие симптомы деперсонализации и дереализации.

Учёные случайным образом распределили 80 участников (у которых не было психических или неврологических расстройств) для игры в The Elder Scrolls V: Skyrim либо с помощью очков виртуальной реальности, либо с помощью классического компьютерного монитора. Участники заполняли немецкую государственную версию Кембриджской шкалы деперсонализации в четыре разных момента: непосредственно перед игрой, сразу после игры, через день после игры и через неделю после игры. Они оценивали эмоциональные реакции, укачивание и реалистичность восприятия реальной реальности сразу после игры.

Браун с коллегами обнаружили, что деперсонализация и дереализация обычно были выше сразу после игры у обеих групп участников. Тем не менее, больший рост наблюдался среди тех, кто играл в Skyrim в очках. Группа «виарщиков» оценила реалистичность восприятия Skyrim значительно выше группы с мониторами.

«Наше исследование показывает, что полчаса использования виртуальной реальности могут вызвать лёгкие симптомы деперсонализации и дереализации, которые, однако, не достигают клинически значимых уровней и проявляются только непосредственно после использования виртуальной реальности», — говорит Браун, уточняя, что возникновение более сильных и длительных симптомов требует дальнейшего изучения. 

Здесь, по его словам, остаётся слишком много вопросов, среди которых симптоматика у испытуемых с другим программным обеспечением и у людей с более серьёзным риском психической дестабилизации — с повышенным риском психоза, страдающих от тревожного расстройства или посттравматического стрессового расстройства.

С оригинальной статьёй вы можете ознакомиться в PDF и в журнале Computers in Human Behavior

Не пропускайте важнейшие новости о дополненной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в Telegram, ВК и Twitter!

Далее: Психолог из Петербурга проводит открытые занятия по борьбе со стрессом с помощью виртуальной реальности