Играть чтобы лечиться: как делают игру «Дыхание ветра» для реабилитации детей с онкологией


В середине мая Минздрав объявил, что сотрудники Центра детской онкологии и гематологии Областной детской клинической больницы в Екатеринбурге разработали игру виртуальной реальности для реабилитации детей с острым лимфобластным лейкозом. Голографике удалось выяснить подробности проекта «Дыхание ветра» у его авторов и получить скриншоты игрового процесса.

Екатерина Москвина, руководитель проекта по созданию Дыхания ветра, врач-невролог, реабилитолог, в беседе с редакцией рассказала, что игра является одним из этапов по реабилитации детей с острым лимфобластным лейкозом — онкологическим поражением крови — при помощи виртуальной реальности.

На первом этапе работы команда разработала способ реабилитации, основанный на виаре. Потенциал технологии исследователи оценивали при помощи коммерчески доступных игр и по ходу тестирования гипотезы зафиксировали улучшение психоэмоционального состояния пациентов и координации движений.

Вторым этапом стало создание собственного программного обеспечения:

Оценив перспективы, мы решили начать разработку собственных игр целенаправленно для медицинской реабилитации детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья — прим. ред.), в том числе с онкогематологическими заболеваниями, — пишет Екатерина. — Подходы для реабилитации имеют свои особенности, которые не реализованы в коммерческих играх. Да и подходящих русскоязычных игр для детей недостаточно.

Команда подала заявку на грант ФГАИС (федеральная государственная автоматизированная информационная система) «Молодёжь России» среди социальных проектов. Эти деньги помогли приступить к созданию приложения. Проект ведут неврологи, реабилитологи, медицинские психологи, IT-специалисты и разработчики виртуальной реальности из московской студии Like VR, которые участвовали в реализации проекта по техническому заданию. Сейчас игра находится на этапе исследования, её необходимо дорабатывать для адаптации к реабилитационному процессу.

Готовое приложение будет направлено на снижение тревоги и депрессии у детей с онкологической патологией с учётом выявленных у них особенностей психоэмоционального состояния, а также оценку возможности восстановления двигательных функций в нижних конечностях. В основе сценариев лежит обучение технике диафрагмального дыхания, способствующей улучшению психических и физических функций организма человека, а также комплекс лечебных упражнений для стоп. В приложении три сцены, которые основаны на интегральном воздействии зрительных и слуховых стимулов через виртуальную среду.

С медицинской точки зрения, базой игры стали доказанная методика диафрагмального дыхания и реабилитационный протокол при полиневропатиях.

Эффективность способа реабилитации с виртуальной реальностью подтвердило пилотное исследование с участием небольшой группы пациентов. Авторы проекта пока не проводили крупномасштабного исследования, однако по просьбе редакции привели научные публикации по опыту и анализу использования виртуальной реальности в медицине, «в которых отмечены перспективы по внедрению этой технологии в клиническую практику»:

Теоретическая основа и практический опыт подтверждают потенциал и уникальность выбранной методики. Что касается планов, Екатерина отмечает необходимость разработки специализированных и адаптированных реабилитационных программ, основанных на виртуальной реальности, а также проведение исследований с высоким уровнем доказательности по оценке их эффективности и безопасности.

Можно ли будет встретить такую терапию в медицинских центрах других городов России? Сейчас, по словам специалистов, речь идёт про исследовательский этап. Однако реабилитационные продукты в России есть и внедряются при поддержке отчётов в рецензируемых журналах. В частности, о коррекции болевого синдрома с заболеваниями суставов и позвоночника, восстановлении функции верхней конечности после инсульта, восстановлении речевых и пространственных характеристик слуха и влиянии ВР-реабилитации на качество жизни детей с ДЦП.

Авторы не торопятся ставить сроки релиза. Они будут улучшать игру для решения поставленной задачи. А она стоит в системе здравоохранения со своими приоритетами, которые выше скорости. Поэтому вместе с плодами разработки екатеринбуржская ОДКБ может дать импульс созданию таких продуктов через публичный клинический опыт, который будут сопровождать точные данные и отзывы пациентов. Всегда полезные и, надеемся, в целом положительные.

Не пропускайте важнейшие новости о дополненной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в Telegram, ВК и Twitter! Поддержите проект на Boosty.

Далее: AppliedVR подтвердила эффективность виара для лечения болей благодаря нейроинтерфейсам