Отбирать лучшие материалы за год всегда очень трудно. Если на Голографике и так появляется не всё, а только самое интересное, как выбрать самое интересное из самого интересного? Начинается недельное противостояние самому себе, зачёркивания и возвращения, подборка правильной схемы. Но мы справились.
Основываясь на опыте нескольких масштабных годовых отчётов Голографики, я решил не описывать год заново — материал такого объёма чрезвычайно трудно прочесть. В этот раз предлагаю сравнительно компактный (301 ссылка) список отобранных вручную новостей и статей, которые, по моему личному мнению, стали самыми важными в 2018 году. Материалы каждого раздела расположены в хронологическом порядке, что позволяет проследить развитие рынка. Не забывайте переходить по тегам в новостях. В них никогда нет рекламы, вас ждут только материалы по указанным темам, будь то целые бренды или отдельные продукты.
Небольшой лайфхак для самых любопытных: все материалы за 2018 год по порядку доступны по этой ссылке, листайте в обратном порядке к первой. Под особо любопытными я подразумеваю в основном аналитиков, которым хотелось бы дополнить свою картину ИТ-мира, особенно по России. Добро пожаловать, мы вам всегда рады!
С любыми вопросами и предложениями обязательно пишите на editor@holographica.space, добавляйтесь в наши группы, подписывайтесь на еженедельный дайджест. А если хотите поддержать Голографику, заходите на Patreon. каждый, даже самый скромный взнос мотивирует нас сохранять и развивать лучший сайт о дополненной и виртуальной реальности на русском языке.
Пользуясь случаем, по традиции команда Голографики поздравляет вас с Новым годом. Наше единственное пожелание состоит в том, чтобы следующий год был лучше предыдущего. Это зависит от каждого из нас, поэтому давайте работать вместе, и успех не обойдёт стороной. Будьте счастливы, друзья!
Алексей Лисовицкий
Павел Абдурахимов
В России
- Российский ВР-проект «Скорость света» отобран в программу Венецианской биеналле
- Arcona собрала Soft Cap и продала часть Испании
- Новые рубли можно проверить приложением дополненной реальности
- В приложении «Билайн ТВ» открывается раздел с ВР-видео
- На Берлинале пройдут показы российских ВР-фильмов
- Член ЛДПР предложил создать Министерство новых технологий и виртуальной реальности
- Платформа VR Concept вошла в Единый реестр ПО Минкомсвязи России
- Российский ВР-проект «Номинальная империя» стал победителем Open Frame Award
- ВР-проект КРОК для Эрмитажа получил признание организаторов FMX 2018
- MIXAR: российские очки дополненной реальности с интересными ценами и возможностями
- Our Minds AR: дополненная реальность для групповой работы
- Fibrum запускает платформу Desirium, получив $1 млн на развитие
- WayRay получила $80 млн в раунде под руководством Porsche
- Движок UNIGINE получил поддержку профессиональных очков XTAL
- DEUS анонсирует решения виртуальной реальности для фитнес-клубов DEUS FIT
- VR Professionals получила грант от Epic Games
- DEUS представила очки виртуальной реальности Odin Pre и систему трекинга Horus Pre
- В России открывается сеть ВР-кинотеатров Impulse VR
- VR Concept и МГТУ «Станкин» стали партнёрами по ВР-технологиям
Устройства
- HTC представила Vive Pro — и это не Vive 2
- Мобильный Viveport начнёт экспансию на западный рынок с помощью Pico Neo
- Lenovo Mirage Solo — первые автономные очки на Daydream
- Новые модули TPCast 2.0 смогут передавать картинку в 8K
- HTC начала продажи Vive Focus и анонсировала фонд на миллиард юаней
- Кожа дополненной реальности позволяет чувствовать магнитные поля
- HTC рассказала, зачем Vive Pro две камеры
- Zeiss и Deutsche Telekom создали компанию Tooz Technologies для разработки смарт-очков
- HTC объединяет подразделения смартфонов и виртуальной реальности
- LetinAR анонсировала прозрачные дисплеи с интересными характеристиками
- Qualcomm анонсировала референсный ВР-шлем на Snapdragon 845
- Второе поколение HoloLens будет работать с облачным ИИ
- Разработчики получают первые трекеры SteamVR 2.0
- Oculus Rift впервые стали популярнее HTC Vive в Steam
- Oculus открыла статистику платформы по устройствам
- Фото: все прототипы Magic Leap с 2014 года
- HTC рекомендует запускать Vive Pro на GTX 1070, Quadro P5000 или Vega 56
- NeoSensory создала жилет обратной связи для вселенной High Fidelity
- Видео: KAT VR анонсировала компактную дорожку для дома
- Intel закрывает проект очков дополненной реальности Vaunt
- Oculus показала прототип очков с обзором 140 градусов и авторегулировкой фокуса
- Oculus Go поступили в продажу
- Kinect обретает четвёртую жизнь в Azure
- Google разрабатывает новые автономные очки дополненной реальности
- Snapdragon XR1: Qualcomm готовит специальную вычислительную систему для очков и шлемов
- GameFace принимает заказы на автономные ВР-очки на чипе Jetson TX2
- VRgineers представила 5K-шлем за $5800
- VirtualLink — новый стандарт подключения шлемов к ПК по одному кабелю USB Type-C
- В Китае развёрнут облачный сервис виртуальной реальности
- Pico представила новые автономные ВР-очки Pico G2
- GeForce GTX 1070 не раскрывает потенциал Pimax 8K
- Sony продала 3 миллиона PlayStation VR
- Apple купила компанию-разработчика дисплеев дополненной реальности
- Acer анонсировала ВР-очки OJO 500
- iPhone 2018: A12 и поголовный TrueDepth
- Google представила новые контроллеры для Daydream
- Facebook создаёт процессор для дополненной реальности
- Oculus представила очки Quest, ранее известные как Santa Cruz (Обновлено: известна модель SoC)
- HTC началапродажиVive Wireless Adapter
- HaptX представила перчатки с гидравлической обратной связью
- Новыми ВР-очками Samsung стали Odyssey+
- HTC добавила отслеживание рук и пальцев в Vive Pro
- Microsoft перенесла релиз HoloLens 2
- Pimax открыла предзаказ трёх моделей ВР-очков
- Huawei представит очки дополненной реальности через год-два
- Фото: потенциальные очки виртуальной реальности Valve
- Shadow Creator представила очки Shadow VR как один из 15 партнёров Vive Wave
- Vive Cosmos: новинка от HTC зарегистрирована в Евросоюзе
- Google сертифицировала Glass 2
- Армия США купит больше Hololens, чем остальные клиенты Microsoft
- Новый датчик Occipital: для всего, кроме iOS
- Bose Frames: очки звуковой дополненной реальности
- ODG распродаёт патенты
- Новые HoloLens могут работать на Snapdragon 850
- Сбор заявок на StarVR One приостановлен из-за Acer
- Valve представила девкит Knuckles
Софт и игры
- Article — демо-проект браузерной дополненной реальности от Google
- Вслед за масками Facebook может представить костюмы дополненной реальности
- В SketchAR появились уроки рисования, ИИ и нейросеть
- HTC представила 10 номинантов Vive Developer Awards 2018
- Yahoo сделала карты дополненной реальности со столбиками, следами и щеночком
- HTC и IGT делают кабинки виртуальной реальности для казино
- Браузер Firefox Reality создан для дополненной и виртуальной реальности
- Google Chrome 66 получилподдержкуRift, Vive иWindows Mixed Reality
- Mozilla Hubs: виртуальная реальность по клику в браузере
- WebXR приходит на смену WebVR в Chrome 67
- Дополненная реальность появится в поисковой выдаче Google
- Дополненная реальность принесёт в Карты Google указатели и провожатых
- Google реализовала мобильную многопользовательскую дополненную реальность
- Xiaomi начала продажи Oculus Go в Китае
- Adobe Creative Cloud получил редактор дополненной реальности и поддержку usdz
- У Microsoft нет планов на виртуальную реальность в Xbox
- За год число ежемесячных ВР-пользователей Steam выросло на 160%
- Игры дополненной реальности появились в видеочате Facebook Messenger
- Viveport открыл двери пользователям Rift
- The VOID готовит 5 аттракционов с Disney и Marvel
- Mozilla выпустила Firefox Reality 1.0
- Развитие Lumin 2018-2019: официальные планы Magic Leap
- Microsoft Maquette: смесь Blocks и Quill, но немного серьёзнее
- IBM хочет запатентовать границы в дополненной реальности
- Virtual Desktop выходитнаOculus Go иGear VR (видео)
- Firefox Reality 1.1 стал многоязычнее и удобнее
- AMD включила стриминг ВР-приложений с ПК на мобильные очки
Для разработчиков
- Oculus открыла новую программу поддержки разработчиков
- Sketchfab открыл народный рынок 3D-моделей
- ARKit научился видеть стены и 2D-объекты
- Xiaomi Mi VR поддерживает Oculus Mobile SDK, а разработчикам софта на китайском отправится 100% выручки
- Oculus поделилась исследованием мультифокального отображения картинки с окулографией
- Facebook открыла код платформы компьютерного зрения Detectron
- Google выпустила ARCore 1.0 и готовит релизы приложений с Lens
- SDK Wikitude получил поддержку новых очков Epson Moverio
- Бета Unreal Studio для архитекторов и дизайнеров доступна для загрузки
- Обновление HoloLens: двуручное управление и повсеместный Fluent Design
- Google открыла API Карт для разработчиков игр дополненной реальности
- Magic Leap выпустила Lumin SDK с поддержкой Unity и Unreal Engine
- Ultrahaptics выпустила SDK для ультразвуковой тактильной отдачи
- Стандарт JPEG XS может решить проблему с размером ВР-контента
- HTC выпустила SDK дополненной реальности для Vive Pro
- В Oculus разработали точный трекинг рук на свёрточной нейросети
- Facebook заменила фреймворк React VR на React 360
- В ARCore 1.2 появилось распознавание вертикальных поверхностей
- Sceneform: новый SDK для дополненной реальности на ARCore
- Google открыла исходники Seurat
- SteamVR Input даёт приложениям совместимость с любыми контроллерами
- Niantic организует всемирное строительство дополненной реальности
- Oculus открыла DLC для Gear VR и Go
- Amazon Sumerian доступен всем разработчикам
- SDK трекинга рук ManoMotion дорос до версии 2.0
- Leap Motion обновила свою платформу до четвёртого поколения
- Vuzix открыла портал для разработчиков под смарт-очки Blade
- MacOS Mojave: ВР-оптимизацияиplug and play дляVive Pro
- Ultrahaptics адаптирует ультразвук для Unity
- Magic Leap опубликовала руководство для начинающих разработчиков
- Niantic представила Платформу реального мира
- Unreal Engine 4.20 даёт важные обновления для ДР/ВР-разработчиков
- Magic Leap представила многозадачную среду выполнения Lumin Runtime
- WorldViz выпустила шестую версию платформы для ВР-разработки Vizard
- SteamVR Beta научился подключать до 16 базовых станций
- ARCore обновился до версии 1.4
- Вышел Vuforia Engine 7.5
- Oculus упростила портирование игр для Rift на Vive
- SteamVR 1.1.3: Motion Smoothing, беговые дорожки и улучшенный скелетный ввод
Социальные сервисы
- Bigscreen получил Обновление с Большими комнатами и анонсировал мобильный клиент
- Bigscreen выходит на Gear VR, открыта регистрация на альфа-тест
- В Oculus Home можно будет принимать гостей и загружать 3D-модели
- Facebook готовит большое обновление аватаров в Spaces
- Oculus обновила Rooms и готовит новые социальные приложения для Go
- Произведениями из Quill можно делиться в Facebook Spaces
- Where Thoughts Go: интимная и эмоциональная соцсеть для Rift
- Medium 2.0 позволяет экспортировать модели в Oculus Home
- Совместный просмотр в Plex VR стал кроссплатформенным
- В AltSpace появился редактор локаций
- В Hubs появилась возможность делиться документами, видео и моделями
- Magic Leap начнёт социализацию с приложения Avatar Chat
- VRChat появился в Oculus Store и работает с новым Unity
Аудио/видео
- Google представила новый метод сшивания видео 3D 360
- Видеоплатформа NextVR пришла на Vive и готовится к Rift
- 3DSP — новый новый звуковой SDK от команды Vive
- Google и IMAX остановили работы по камере виртуальной реальности
- Jaunt анонсировала B2B-решение для объёмной съёмки людей
- Oculus Go получили поддержку сферических видео в 5,7K
- ARwall заменяет хромакей стеной дополненной реальности
- SpaceX будет транслировать лунную миссию в виртуальной реальности
- Manifold — новая камера формата 3D360 от Facebook и RED
- Jaunt увольняет виртуальную реальность
- Jaunt продаёт ВР-подразделение, назван возможный покупатель
- Роберт Родригес снял короткометражный ВР-боевик
- Проект IMAX VR закрывается
Образование
- Wonderscope: первое приложение дополненной реальности от Within
- Ovation учит публичным выступлениям с записями и рекомендациями
- HTC предложила китайским школам шкаф с Vive Focus
- HoloLab Champions: урокихимииотразработчиковI Expect You To Die
- Dynamic Spanish: изучение языка в очках виртуальной реальности
Культура
- Google и CyArk сканируют культурные объекты для изучения в виртуальной реальности
- В Sansar открылась экспозиция фестиваля Burning Man
- Приложение Google открывает живопись Вермеера в дополненной реальности
Промышленность
- ВР-платформа Innoactive научит тысячи рабочих Volkswagen и выйдет на рынок в конце года
- Платформа DAQRI Worksense дополнит корпоративную реальность по подписке
- Гарнитура Toshiba dynaEdge — это больше Vuzix M300, чем HoloLens
- Cemtrex анонсировала ДР/ВР-платформу для оптимизации производственных линий
- WorldViz выпустила Vizible и анонсировала чемодан виртуальной реальности
- Приложения Remote Assist и Layout укрепят корпоративные позиции HoloLens
- Lockheed Martin рассказала об использовании дополненной реальности на производстве космических аппаратов
- КРОК предлагает виртуальную реальность для обучения промышленного персонала
- Bell ускорила проектирование вертолётов с помощью виртуальной реальности
- Tesla патентует использование очков дополненной реальности на заводе
Транспорт
- Новинки Mercedes-Benz получили инструкцию дополненной реальности
- OmniVision и Smart Eye готовят дополненную реальность для автомобилей будущего
- DigiLens и Sena создадут мотошлемы с волноводными дисплеями
- HTC заключила многолетнее соглашение с McLaren
- Apple патентует лобовое стекло дополненной реальности
- Симулятор автосервиса Wrench выйдет в Steam этой осенью
- В мотошлеме Skully будет дисплей и ASIC от Kopin
Армия
Медицина
- Канадские учёные создали систему дополненной реальности для клинической диагностики
- Vivid Vision сертифицировала ВР-терапию в Европе и открыла филиал в Токио
- СамГМУ выпустил бесплатное приложение для обучения хирургии Surgera VR
- Автоплан помог провести операцию на позвоночнике собаки
- Микроскоп дополненной реальности от Google помогает искать раковые опухоли
- Beyeonics Surgical привлекла $11,5 млн на дополненную реальность для хирургов
- TED: Как дополненная реальность может изменить будущее хирургии
- thePSYCHO открыла направление медсимуляторов MEDVR
- Onkos Surgical и Insight Medical Systems используют дополненную реальность в лечении рака
- Виртуальная реальность помогает детям с боязнью уколов
- FundamentalVR выводит на рынок тактильный ВР-симулятор для хирургов
- Канадская больница успешно внедрила терапию виртуальной реальности
- Система дополненной реальности для сосудистой хирургии Leica GLOW800 одобрена FDA
- VRHealth выводит медицинские приложения на платформу Oculus
- Pixvana помогла создать иммерсивную терапию подростковой депрессии
- Виртуальная реальность помогает изучать повреждения суставов
Туризм
- Каталония заманивает туристов игрой виртуальной реальности
- Google выпустила редактор ВР-туров на базе Карт
Космос
- Астронавты на МКС изучают координацию тела с помощью Oculus Rift
- Коллективный ВР-симулятор марсианской колонии HP Mars Home Planet выйдет осенью
- Видео 360: сверхмассивная чёрная дыра Стрелец A*
Торговля и реклама
- Яндекс.Маркет ищет технологии для ритейла будущего
- eBay предлагает выбирать коробки для товаров в дополненной реальности
- В 2022 году оборот ВР-рынка в ритейле и маркетинге составит $1,8 млрд
- Snapchat разрешил прикреплять ссылки к дополненной реальности
- М.Видео проведёт хакатон по дополненной и виртуальной реальности в рознице
- Point & Place: новая платформа дополненной реальности для торговли
- Facebook добавит в ленту новостей рекламу с дополненной реальностью
- Lowe’s организовала виртуальный тест-драйв электроинструментов
- Shopify интегрирует в интернет-магазины функцию AR Quick Look
- Прогноз: дополненная реальность в ритейле будет расти на 47,1% в год
- В Японии начинается тест виртуальной реальности для удалённых покупок
- Два новых патента Wal-Mart описывают торговлю в виртуальной реальности
- Pimax открывает магазин во вселенной Somnium Space
- Walmart закупает 17 000 Oculus Go для обучения персонала
- Blippar терпит банкротство
Инвестиции
- В игровые тренажёры VirZOOM инвестировали $5,5 миллиона
- Devar получила $3 миллиона от LETA Capital
- Light Field Lab получила $7 млн на разработку дисплеев светового поля
- «Twitch для виртуальной реальности» стал богаче на $11,7 миллиона
- Закрытая продажа токенов принесла SLIVER.tv $20 млн
- Промышленная гарнитура дополненной реальности RealWear привлекла $17 млн
- Медиахолдинг Axel Springer вложился в Magic Leap
- LiveLike привлекла $9,6 млн на ВР-просмотр спорта с общением в Facebook
- В Gravity Sketch вложилась группа инвесторов при поддержке Wacom
- Дополненная реальность для дронов от Edgybees привлекла $5,5 млн
- Саудовский государственный фонд инвестировал в Magic Leap $461 миллион
- Виртуальная реальность для больших данных принесла Virtualitics ещё $7 млн
- HTC и правительство Шэньчжэня основали инвестфонд с фокусом на дополненной и виртуальной реальности
- Разработчики дополненной реальности из стартапа Ubiquity6 получили $10,5 млн в раунде А
- Раунд на $7,6 млн поможет vTime освоить дополненную реальность
- Музыкальная платформа TheWaveVR получила $6 миллионов
- Сочетание хирургических роботов и виртуальной реальности привлекло в Vicarious Surgical $16,75 млн
- DigiLens получила $25 млн от Continental
- NoloVRполучила $10 млн от BlueRunVenturesи LotusCapital
- InstaVR получила $5 млн на корпоративную виртуальную реальность
- Тренажёр ICAROS профинансирован австрийским инвестфондом
- Метавселенная High Fidelity получила $35 млн и интегрируется с блокчейном EOS
- Разработчики Waltz of the Wizard получили $1 000 000 на новую игру
- Penrose Studios получила крупные инвестиции на иммерсивную анимацию
- BASF Venture Capital вложилвRe’flekt $4,4 млн
- Крупные капиталисты вложились в ВР-браузер Supermedium
- Pico завершила инвестиционный раунд A на $24,7 млн
- Многопользовательская дополненная реальность принесла Ubiquity6 ещё $27 млн
- PLNAR получила инвестиции на дополненную реальность для страховщиков
- Avegant продолжает получать многомиллионные инвестиции
- Meta не получит $20 млн из-за торговой войны с Китаем
- Apprentice привлекла $8 млн на дополненную реальность для лаборантов
- Fibrum запускает платформу Desirium, получив $1 млн на развитие
- В Varjo вложили $31 миллион
- Производитель прозрачных дисплеев LetinAR привлёк $3,6 млн
- Китайская провинция вложит $460 млн в дополненную и виртуальную реальность
- Разработчики Bait! и Angry Birds для ML1 привлекли $7,5 млн
- $8 млн инвестировали в платформу удалённого взаимодействия Spatial
- BigBox VR получила $5 млн и анонсировала многопользовательский шутер
- FitXR привлекла $1,25 млн на фитнес в виртуальной реальности
- Mojo Vision: стартап «невидимых вычислений» с $50 миллионами
- Precision OS привлекла $2,3 млн на симулятор операционной
- Phiar получила $3 млн на автонавигатор дополненной реальности
- WaveOptics получила $26 миллионов и новых акционеров
- Niantic и Mitsubishi Chemical проинвестировали DigiLens
- В Niantic инвестировали $200 миллионов
Лучшие статьи
- Мехатроника на службе наших глаз: как работает главная технология Varjo
- Подробно об Intel Vaunt — смарт-очках, которые выглядят, как очки
- Как 5G изменит устройства и сервисы дополненной реальности
- Виртуальная реальность: лучшие игры, видео и фильмы для очков и смартфонов
- Лучшая виртуальная реальность 75 Венецианского кинофестиваля
- Её зовут Мика: Magic Leap показала будущее виртуальных помощников
- 20 отличных бесплатных игр для Gear VR и Oculus Go
- Влияние дополненной реальности на мозг — Layered
- Иммерсивное путешествие в Nokia: Эспоо, Оулу, Slush, Вексельберг
Мнения
- NVIDIA верит, что к 2021 году будет продано 50 миллионов ВР-очков
- ABI Research прогнозирует значительный рост китайского ВР-рынка
- В течение пяти лет Азия обгонит Северную Америку на рынках дополненной и виртуальной реальности
- IDC: очки без дисплеев теряют долю на рынках дополненной и виртуальной реальности
- Oculus: ПК надолго останется локомотивом виртуальной реальности
- Adobe: дополненная реальность может оказаться важнее интернета
- Bank of America: дополненная реальность сгенерирует Apple миллиарды
- Прогноз: дополненная реальность в ритейле будет расти на 47,1% в год
- Палмер Лаки о ML1: «Трагедия в классическом понимании»
- Глава Sony: потенциальная эволюция виртуальной реальности — это смешанная реальность
- CEO Unity: дополненная и виртуальная реальности не дошли до потребительских стадий
- IDC: интерес покупателей сместился со стационарных на мобильные ВР-очки
- Walmart: виртуальная реальность для обучения сотрудников действительно работает
- Oculus Connect 5: Майкл Абраш о будущем дополненной и виртуальной реальности
- Палмер Лаки: для массового принятия ВР важна не цена, а качество
- Глава Apple: через пару лет мы не сможем представить жизнь без дополненной реальности
Какие события стали наиболее важными для вас? Поделитесь ими в комментариях.
Не пропускайте важнейшие новости о дополненной, смешанной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в Telegram, ВК, Twitter и Facebook!